До сих пор никто, по сути, не решался привнести в танцевальную электронику живое дыхание импровизации. Отдельные эксперименты мастеров вроде The Orb - не в счет, ибо танцевальность композиции в таких случаях тут же непонятно куда исчезала, уступая место медитативным прогулкам по двум-трем ближайшим нотам. К концу ХХ века стало окончательно ясно, что мир англо-американских танцполов слишком консервативен, чтобы совершить настоящую революцию, подобную той, что превратила некогда рок-н-ролл из парного танца-однодневки в одно из серьезнейших явлений мировой культуры.
Как и водится в таких случаях, сигнал к началу революционного штурма танцплощадок прозвучал из самого неожиданного для шоу бизнеса, и в то же время (вот парадоксы диалектики в действии!) - из самого традиционного для революций места. С палубы корабля.
Списанный с украинского флота сухогруз "А-38" получил новую жизнь в качестве поставленного на вечную стоянку у венгерских берегов Дуная питейно-развлекательного заведения. Капитаном этой необычной посудины являлся некий Атилла Барнабаш. Он же в свободное время играл на гитаре в группе под названием Masfel. Разумеется, группа частенько выступала на борту тусовочного корабля. На одном из таких концертов в 2003 году и был записан альбом "Ballast".
Для начального ознакомления с творчеством группы эта программа подходит как нельзя лучше. Masfel играют настолько чисто, мощно и уверенно, что, пожалуй, какие-либо сборники лучших композиций этого коллектива могут быть только концертными. Интересно, что основной состав группы - гитара, бас, саксофон и ударные - не предусматривает какой-то отдельной должности клавишника, ди-джея или иного специалиста по электронным эффектам. Большая часть самых загадочных "космических" звуков концерта создается в режиме реального времени при помощи гитарных и ударных процессоров. Особенно группе удался финал "Prezzo", где при помощи простейших эхо-эффектов рифф одинокого саксофона постепенно привращается в сокрушающий шквал духового оркестра, а вовремя подаваемые на звук ударных искажения стирают грани между живым и электронным звучанием ударных. А также вступление номера "Crow" - довольно необычно, когда на инструментальном концерте гитара вдруг начинает объясняться в любви, причем человеческим голосом.
В какие бы дебри ни завели музыкантов их безумные психоделические импровизации, каждая сыгранная здесь композиция нанизана на прочнейший и острейший стержень основной идеи. К примеру, в "Pig" с калейдоскопической быстротой перетряхиваются приемы из арсенала фанка, диско и экстремального металла - однако на базовый рифф музыканты все равно выйдут сообща и без каких-либо заметных уху рядового слушателя предварительных эволюций.
Сравнивать композиции Masfel с чем-то ранее слышанным - занятие малопродуктивное. Джон Зорн периода проекта Painkiller, только при условии равновесия между импровизацией и тщательной шлифовкой композиции? King Crimson в невероятной дискотечной модификации? Еще менее вероятный джем Hawkwind и KLF? Во всяком случае, услышав какой-нибудь потрясающий по силе воздействия на психику слушателя гибрид регги с брейк-битом вроде "Priznic", какой-нибудь первопроходец этой пограничной полосы вроде Лайама Хоулетта должен от зависти сгрызть себе локти до костей.
На родине группу относят к довольно размытому классу джаз-рокеров. Может быть, он оттого и кажется нам размытым, что даже в нынешние застойные времена продолжает порождать какие-то новые явления?
Одно сказать можно с увренностью: под такой психоделический хэви-джаз можно танцевать до упаду, ощущая себя человеком в высшей степени крутым и современным. А запас прочности у этой музыки довольно велик и печальная судьба иных баловней моды Masfel явно не грозит.
Напоследок - любопытный факт: по свидетельству очевидцев, не так давно один из альбомов группы добрался аж до провинциального города Балаково Саратовской области. Как вы думаете, где его крутили? В прибрежном ресторанчике "Метеор", который в прошлой жизни был кораблем на подводных крыльях. Весьма символическое совпадение.
Pete BEST (1941)
Donald "Duck" DUNN (1941)
Richard TEE (1943)
Clem BURKE (1955)
Эмир КУСТУРИЦА (1955)
Sven GRÜNBERG (1956)
Армен Сергеевич ГРИГОРЯН (1960)
Danny HOWELLS (1970)
Christopher Michael FEHN (1972)