До сих пор никто, по сути, не решался привнести в танцевальную электронику живое дыхание импровизации. Отдельные эксперименты мастеров вроде The Orb - не в счет, ибо танцевальность композиции в таких случаях тут же непонятно куда исчезала, уступая место медитативным прогулкам по двум-трем ближайшим нотам. К концу ХХ века стало окончательно ясно, что мир англо-американских танцполов слишком консервативен, чтобы совершить настоящую революцию, подобную той, что превратила некогда рок-н-ролл из парного танца-однодневки в одно из серьезнейших явлений мировой культуры.
Как и водится в таких случаях, сигнал к началу революционного штурма танцплощадок прозвучал из самого неожиданного для шоу бизнеса, и в то же время (вот парадоксы диалектики в действии!) - из самого традиционного для революций места. С палубы корабля.
Списанный с украинского флота сухогруз "А-38" получил новую жизнь в качестве поставленного на вечную стоянку у венгерских берегов Дуная питейно-развлекательного заведения. Капитаном этой необычной посудины являлся некий Атилла Барнабаш. Он же в свободное время играл на гитаре в группе под названием Masfel. Разумеется, группа частенько выступала на борту тусовочного корабля. На одном из таких концертов в 2003 году и был записан альбом "Ballast".
Для начального ознакомления с творчеством группы эта программа подходит как нельзя лучше. Masfel играют настолько чисто, мощно и уверенно, что, пожалуй, какие-либо сборники лучших композиций этого коллектива могут быть только концертными. Интересно, что основной состав группы - гитара, бас, саксофон и ударные - не предусматривает какой-то отдельной должности клавишника, ди-джея или иного специалиста по электронным эффектам. Большая часть самых загадочных "космических" звуков концерта создается в режиме реального времени при помощи гитарных и ударных процессоров. Особенно группе удался финал "Prezzo", где при помощи простейших эхо-эффектов рифф одинокого саксофона постепенно привращается в сокрушающий шквал духового оркестра, а вовремя подаваемые на звук ударных искажения стирают грани между живым и электронным звучанием ударных. А также вступление номера "Crow" - довольно необычно, когда на инструментальном концерте гитара вдруг начинает объясняться в любви, причем человеческим голосом.
В какие бы дебри ни завели музыкантов их безумные психоделические импровизации, каждая сыгранная здесь композиция нанизана на прочнейший и острейший стержень основной идеи. К примеру, в "Pig" с калейдоскопической быстротой перетряхиваются приемы из арсенала фанка, диско и экстремального металла - однако на базовый рифф музыканты все равно выйдут сообща и без каких-либо заметных уху рядового слушателя предварительных эволюций.
Сравнивать композиции Masfel с чем-то ранее слышанным - занятие малопродуктивное. Джон Зорн периода проекта Painkiller, только при условии равновесия между импровизацией и тщательной шлифовкой композиции? King Crimson в невероятной дискотечной модификации? Еще менее вероятный джем Hawkwind и KLF? Во всяком случае, услышав какой-нибудь потрясающий по силе воздействия на психику слушателя гибрид регги с брейк-битом вроде "Priznic", какой-нибудь первопроходец этой пограничной полосы вроде Лайама Хоулетта должен от зависти сгрызть себе локти до костей.
На родине группу относят к довольно размытому классу джаз-рокеров. Может быть, он оттого и кажется нам размытым, что даже в нынешние застойные времена продолжает порождать какие-то новые явления?
Одно сказать можно с увренностью: под такой психоделический хэви-джаз можно танцевать до упаду, ощущая себя человеком в высшей степени крутым и современным. А запас прочности у этой музыки довольно велик и печальная судьба иных баловней моды Masfel явно не грозит.
Напоследок - любопытный факт: по свидетельству очевидцев, не так давно один из альбомов группы добрался аж до провинциального города Балаково Саратовской области. Как вы думаете, где его крутили? В прибрежном ресторанчике "Метеор", который в прошлой жизни был кораблем на подводных крыльях. Весьма символическое совпадение.
1857 – Знаменитая рождественская песня «Jingle Bells» была написана Джеймсом Пирпонтом. В авторском варианте она называется «One Horse Open Sleigh» »»
1971 – День рождения британской певицы Dido. начинала свою карьеру в качестве приглашенной певицы в группе "Faithless", в которой участвует её брат Ролло Армстронг. Два альбома "Faithless", записанных с участием Dido, — Reverence и Sunday 8pm — стали платиновыми »»
Richard Wayne PENNIMAN (1935)
O'Kelly ISLEY (1937)
Phil SPECTOR (1939)
Peter BROWN (1940)