Из всего широкого спектра современного нео-прога именно Spock's Beard
больше остальных верны исходному материалу. The Flower Kings склонны
одалживаться у продвинутого нью-эйджа в духе Tangerine Dream;
Marillion играют какой-то свой продвинутый power-pop; Tiles,
Enchant и присные для рока слишком тяжелы. И только "Spock's Beard", хотя и
не имели строгих табу на эксперименты со стилем, на первых трех альбомах выдали
самые чистые образцы старого прога, какие только можно найти в 90-е.
The
Light (1995)
Уже на своем дебютном диске "Spock's Beard" продемонстрировали вполне
сложившийся стиль. Его главной характеристикой можно назвать приверженность к
традиционно-красивым мелодическим решениям в стиле AOR с распевками, навеянными
еще поздними Beatles; нестандартные тональности группа всегда
использовала скупо, отдавая предпочтение позитивному пафосу. Последнее не
вызывает особого удивления, учитывая, что основатель группы и автор всей музыки
Нил Морс (Neal Morse) является весьма религиозным человеком. Конечно,
SsB псалмов никогда не играли, однако что-то гимноподобное и явно "духовное"
(то, что 'spiritual') у них прослеживается весьма четко. Основная
"прогрессивность" команды заключается в приверженности большим формам, и на
The Light эта тенденция выражена как никогда отчетливо: из четырех
композиций диска две длятся больше 12 минут, а одна - больше 20. Разбиение на
трэки, правда, довольно произвольное: большие сюиты четко раскладываются на
несколько автономных песен. Однако эта беда преследует всех прогстеров с начала времен...
На данном альбоме SsB наиболее активно приправляют свою музыку щепотью абсурда,
чем славился классический английский арт-рок - на ум приходят Nursery
Crime Genesis и Pawn Hearts Van Der Graaf Generator.
Вокал с дисторшном в "The Return of the Horrible Catfish Man" сделан в
традиции "21st Century Schizoid Man" с добавлением ELP; к
разочарованию поклонников экстремальных форм прога, эта часть разрешается в
типичный для SsB гимн "The Dream". Также группа дважды позволяет себе
стилистические отклонения: в "Senor Valasco's Mystic Voodoo Love Dance"
присутствуют элементы латино, а в неожиданно сдобренной поп-панком "FUI'm
sorry" агрессивный текст сочетается с несложной мелодией, а под клавишными
рюшами прослеживаются цитаты из The Kinks и даже где-то Clash или
Neurotic Outsiders. Оба эксперимента сразу обращают на себя внимание, но
увы, не получают развития, и The Light так и остался своеобразным
"программным заявлением" SsB и их самым рафинированно ретро-прог-диском.
Beware of Darkness (1996)
Трейдмарком этого альбома можно назвать сочетание резко агрессивных и
подчеркнуто нежных и воздушных частей, которые следуют друг за другом. Так
сделано в заглавном трэке, так и в "The Doorway", начинающемся с
красивого фортепианного проигрыша и сменяющегося почти сочным электрическим
риффом; первая половина "Time Has Come" целиком построена на таком
подходе. Также на этом диске впервые появляется клавишник Ryo Okumoto, о
котором надо сказать, что его звук - чистый 1970-й, причем манера игры во
многом отсылает скорее к DP и Uriah Heep.
SsB в целом продолжают линию, начатую на предыдущем диске; большинство риффов
мелодичны и, выделенные особо, могли бы быть отличной базой для качественного
поп-рока в стиле Mike & The Mechanics или Фила Коллинза;
многочисленные мелодичные части композиций часто связываются короткими
авангардными проигрышами ("Walking on the Wind"). Несколько особняком
стоят удачные фолк-эксперименты: красивый акустический проигрыш в середине
"The Doorway"; и полностью фолковая "Chatauqua", отсылающая к
первой части "And You And I" уже понятно какой группы. Однако основной
особенностью "Beware of Darkness" является упрощение структур песен; это
гораздо более radio-friendly музыка, чем The Light. В начале заглавного
трэка движение к конвенционному звуку доходит до того, что вокал Морса до
странности становится похож на Manic Street Preachers. Совпадение,
конечно, едва ли намеренное, но от того не менее показательное. Впрочем, в том,
что касается радио, речь может идти только об AOR-станциях, мифических для
русского человека, но вполне реальных в Америке. Для обычного рока, а тем более
поп-музыки Beware of Darkness остается слишком вычурным и навороченным.
The Kindness of Strangers (1997)
Первый альбом SsB был чистым ретро-прогом, второй в большей степени
ориентировался на на радио-AOR; их третий диск демонстрирует сильное утяжеление
звука. В больших сюитах ("The Good Don't Last") процент хард-роковых
риффов, правда, невелик, и такая нерешительность вредит индивидуальности
команды: так, дебютный трэк по общей атмосфере практически неотличим от
Arena периода The Visitor, отличаясь лишь неоклассическим outro.
Однако по большей части экскурсы на территорию Tiles идут музыке только
на пользу. В настоящих прог-металл боевиках "In The Mouth of Madness",
"Cakewalk on Easy Street" и "Strange World" мощный заряд драйва
очень удачно накладывается на обычный AOR-пафос "Spock's Beard", и команда,
сохраняя свой фирменный звук, звучит свежо и эффектно. Обращение к харду идет
на пользу и динамике альбома. Недлинная акустическая баллада "June" с
фолковым влиянием (в духе "Time Has Come" с Beware of Darkness),
которая затерялась бы на двух предыдущих дисках среди похожего материала, здесь
благодаря контрасту звучит на порядок более выигрышно. Кроме того, с
какой-бишь-там попытки группе наконец удалось реализовать мечту любого
прогстера - сделать длинный трэк, звучащий цельно. Более того, таких трэков
сразу два - "Harm's Way" и "Flow", за редкими исключениями,
развиваются вполне связно и логично. При этом верность объединяющим музыкальным
темам не приводит к бесконечному повторению одного и того же, и оба трэка
лишены занудства.
* * *
По гамбургскому счету, главной бедой прогрессив-рока является его давно ставшее
неудачным название. Корень "прогресс" неминуемо слушателя заставляет ждать от
жанра того, что тот уже не может и не хочет давать. Прог пора рассматривать в
одном ряду с рокабилли, панком, пауэр-металлом и прочими стилями с четко
сформированными канонами. Если не придерживаться этого отношения, то
ранний "Spock's Beard" - компания ретроградов, упивающихся копанием в рухляди
30-летней давности. Зато если не питать иллюзий в отношении их музыки, то
нельзя не признать, что в своей нише эта команда делает работу столь же
качественно, как и Stray Cats, Offspring или The Datsuns - каждые
в своей. А это, по крайней мере, заслуживает уважения...
Дата образования:
1 января 1992
1987 – Первый концерт питерского состава ДДТ »»
Борис Александрович ПОКРОВСКИЙ
Marty PAICH (1925)
Gary BURTON (1943)
Маргарита ПУШКИНА (1950)
Robin ZANDER (1952)
Альберт ПОТАПКИН (1967)