Хотя основная масса меломанов знает о пристрастии немцев к жесткой ритмичной
музыке прежде всего по Rammstein, шестеро берлинцев были на этом поле
далеко не первыми. То, что они вдохновлялись немецкими словенцами
Laibach, не составляет секрета. Однако и в сфере чистого EBMindustrial
влияние тевтонских команд весьма и весьма ощутимо. В первую очередь стоит
назвать Wumpscut, однако не менее известны и влиятельны и приезжавшие
недавно в Москву с концертом Funker Vogt.
Проект "Радист Вогт", как это переводится с немецкого, был создан в 1995 году
Герритом Томасом (Gerrit Thomas) и Йенсом Кестелем (Jens
Kaestel). Первый и поныне отвечает за музыку, на втором лежат обязанности
вокалиста; для концертных выступлений привлекаются еще люди, но костяк группы
составляют именно эти два герра, а mastermind'ом команды, естественно, является
Томас. Этот работящий тип помимо самого "Funker Vogt" успел поработать в
проектах Fictional и Ravenous, не считая случайных связей вроде
участия на сборнике ремиксов Front 242 Headhunter (2000).
Музыка четырех классических альбомов FV варьируется довольно слабо. Если не
считать их последнего диска Survivor (2002), все эксперименты Томас
позволяет себе в основном в сайд-проектах, оба из которых имеют тенденцию на
сближение с синти-попом. Костяк же музыки FV оставался неизменным.
Хотя, конечно, "мы все ходим в тени Skinny Puppy", последователи гуру
индустриальной музыки разбрелись несколькими путями. Сами 'Puppy всегда
имели склонность к экспериментированию, как и, к примеру, Controlled
Bleeding (Phlegm Bag Splattered, 1990). Кто-то, как VNV
Nation, пошел в сторону меланхолизации своей музыки, одалживаясь
эмоциональностью у пресловутого синти-попа. Гибрид с хардкором породил dance
metal, и у "Rammstein" с Marylin Manson давно уже масса последователей
(например, шведы The Kovenant, не путать с Covenant). "Funker
Vogt" стали адептами танцевального направления индастриала, и со своим
electronic-body-music вернулись к самым корням электронной музыки.
FV используют простые ритмы и не склонны играть со смещением акцентов и т.п.
выкрутасами. Биты почти всегда тяготеют к маршевому размеру, и, хотя их темп в
большинстве своем быстрее принятого для маршей, своей бесконечной
размеренностью они полностью подавляют и подчиняют себе слушателя, особенно
если дело происходит на танцполе. Мелодические линии создаются синтезаторами;
холодный, космический звук несложных, но выразительных партий после нескольких
минут легкого варьирования одной темы начинает навевать футуристические пейзажи
- и речь идет не о Ефремове, а о Гибсоне со Стерлингом. Картину довершает вокал
Кесселя - пропущенный через множество процессоров, искаженный до полной потери
всего человеческого, иногда с зашкаливающим звуком, однако все еще внятно
выговаривающий тексты об увлечении людей войнами и убийствами поменьше, об
издевательстве над собой и окружающим миром и о наших перспективах - вернее,
отсутствии оных. После всех преображений в голосе Йенса остается подобие только
одной эмоции - холодной ярости, и это идеально дополняет звучание группы.
Их музыку часто упрекают в однообразности, и действительно, почти все треки с
их альбомов похожи друг на друга. Однако основной козырь FV - мощнейший
энергергетический заряд; из электронно-вокального буйства и машинной точности
строгих ритмов группа создает невероятную по мощности мешанину. Это не
Controlled Bleeding, это контролируемый хаос; действительно музыка military,
поскольку только в армии и на войне так сочетают четкий порядок и стремление к
разрушению, хотя сами FV не призывают к войне; их демонстрации набросков
Армагеддона не призывают конец света, а предупреждают о нем. Музыка группы не
раскладывается на хиты и балласт; у них нет проходных вещей, и каждая
композиция под завязку набита драйвом и агрессией.
Первые два альбома "Funker Vogt", Thanks for
Nothing (1996) и
We Came
to Kill (1997) представляют их EBMindustrial в наиболее рафинированном
виде, где ровный поток периодически несколько меняющих рисунок битов несет на
себе волну звука из вокала и стены синтезаторов, по насыщенности не уступающую
самым злым террористам от металла, в духе Slipknot и Mayhem.
Только изредка группа позволяет себе переход на более медленный ритм и чистые
эпические распевки, как в "Animals", что выводит музыку из разряда мяса
для dance-floors. FV замедляется до среднего темпа и в "Remember
Childhood", но от этого трек окончательно начинает звучать как поступь
всадника Апокалипсиса. Стоит отметить еще меланхоличный проигрыш в
"Alone", который действительно хорошо передает ощущение одиночества.
Хотя в припеве группа опять делает стену звука, это очень хорошо сочетается с
более тоскливо звучащими кусками.
We Came to Kill местами нагнетает дополнительное напряжение за счет
дополнительных фоновых партий синтезаторов ("Nothing New"), однако по
большей части в этом нет необходимости. Не исключено, что психика могла бы
просто не выдержать; звуковая атака идет по всем фронтам, и напор на слушателя
ощутим практически на физическом уровне. В "Fantasies" появляется
электрогитара - практически единственный раз за два альбома. Впрочем, она
настолько встроена в общий рисунок музыки, что никаких радикальных изменений
звука не привносит, и когда Йенс Кестель открывает рот, его вокал оказывается
искажен на порядок больше, его просто зашкаливает. Почти трансовая
"Siegeszug" ("Поезд победы"), закрывающая диск, своим более сдержанным
звучанием (первые две минуты идут вообще без перкуссии) предвосхищает перемены,
произошедшие на следующем альбоме.
Начальный трек третьего диска Execution Tracks (1998) "Civil
War", хотя в общем и верен стилистике группы, демонстрирует легкое снижение
агрессивности, в основном за счет звучания клавишных и изменений в мелодике
(последнее особенно заметно в "Shaven"). Ряд вещей ("The Voices of
the Dead", "The International Killer") звучат так же, как и прежде,
но перемены все-таки имеют место. Даже в основной синтезаторной работе на
"Tragic Hero" заметен легкий крен в сторону менее угрюмых мелодий, но
неожиданный проигрыш, сделанный почти под духовые, на короткое время почти
превращает группу в Pet Shop Boys, делавших что-то похожее по звуку не
только на "Can You Forgive Her?", но даже в "Paninaro". В конце
альбома вновь присутствует FV-вариант баллады - совсем гипнотическая спокойная
"Seelenwanderung" ("Переселение душ") с неторопливым монологом на немецком.
Четвертый альбом "Funker Vogt", Maschine Zeit ("Время машин", 2000) был
признан большинством критиков более мягким по сравнению с ранними работами
группы. Перемены действительно неоспоримы, но они по-прежнему не радикальны.
Ядро музыки FV - простые, ритмичные, мрачные и запоминающиеся композиции -
осталось неизменным. Однако группа стала больше ориентироваться на поп-мелодии
("Sins"); благодаря этому звучание вместо апокалиптичного стало скорее
готическим. Сочетание старого и нового подходов в рамках одного стиля особенно
хорошо выполнено в сингле "Gunman" и на "Black Market Dealers";
как правило, припевы песен выполнены в более эмоциональной стилистике
future-pop, в остальном же продолжается индустриальный беспредел. Самым броским
моментом диска является красивая фортепианная композиция "Nuclear
Winter". Впрочем, экскурсы на территорию синти-попа, хотя и являются в
основном прерогативой сайд-проектов, позволили значительно разнообразить
звучание группы, и даже излюбленные приемы иногда стали звучать по-новому
("Nothing to Include").
"Funker Vogt" относятся к тем группам, которые всю жизнь играют одни и те же
три песни. Однако это тоже можно делать по-разному. В своей нише агрессивного
танцевального industrial FV были и остаются одними из лучших с самого момента
своего появления, и вряд ли они уже смогут лишиться культового статуса в
соответствующей тусовке.
1955 – В британском Миддлексе родился Билли Айдол (настоящее имя William Michael Albert Broad) - первый поп-панкер 80-х. Знаменитый псевдоним подсказал Биллу школьный учитель, назвав его бездельником («idle» звучит похоже на «idol») »»
1979 – Выходит эпический альбом "The Wall" группы Pink Floyd - пик творчества Роджера Уотерса и самый успешный релиз: он 23 раза становился платиновым. Это также последний диск группы, записанный в классическом составе: сразу после записи состав покинул Рик Райт »»
2004 – Умер поэт, автор песни "Под небом голубым" Алексей Хвостенко »»
Dick CLARK (1929)
Jack SHELDON (1931)
Earl JOHNSON (1932)
Bob MOORE (1932)
Эдуард АРТЕМЬЕВ (1937)
Luther INGRAM (1944)
Roger GLOVER (1945)
Billy IDOL (1955)