На встречу с нами в холле отеля Mariott
Royal Марк Джонс ( Marc Jones)
является в свитере цвета "Взвизгни, свинка!", шапочке того же оттенка и
громадных желтых горнолыжных очках. Когда он их снимает, то оказывается, что
белки его глаз - того же ярко-розового оттенка, что и одежда. Марк заказывает
коктейль "Long Island Ice Tea" (водка, джин, ром, мартини, лед и кола по
вкусу), отпивает большой глоток и радостно улыбается.
Так начинается наша встреча с главой одного из мощнейших электронных лейблов на
свете - "Wall Of Sound", открывшего миру Propellerheads, Basement
Jaxx, Royksopp, Les Rythmes Digitales и Electric Six.
Как ты попал в
этот бизнес, Марк? Ты ведь не всегда был музыкальным продюсером?
Марк: О, конечно, нет! Когда-то я пел в группе, игравшей прог-рок.
Она называлась Perfect Day, а я был там вокалистом. Мы выпустили несколько
синглов, появились на телевидении, получили контракт с большим лейблом.... Энди
Уорхол говорил, что каждому человеку достаются его 15 минут славы. Так вот, у
нас славы было примерно минуты полторы. В общем, по вечерам я пел в группе, а
днем я работал в телефонной компании. Между прочим, я был первым человеком в
городе, у которого появился синтезатор, что делало меня страшно популярным.
Меня наперебой звали в самые разные группы, хотя из синтезатора я мог извлекать
всего один звук, вот такой (морщится и громко гудит в нос): НАААААААА! А потом
я организовал клуб. Нам хотелось, чтобы он отличался ото всех других клубов, а
потому мы придумали для него особое визуальное решение: во время дискотек с
помощью 8-миллиметровых кинокамер проецировали на сцены всякие слайды, отрывки
из телепрограмм и фильмов...
В этот момент официантка приносит Марку счет за коктейль, которого тот не заказывал.
Марк: Вот она, история моей жизни! Вечно мне
приносят какие-то левые счета, которые приходится оплачивать!
Звуки.Ru: Ну, назвался продюсером - терпи! Как же тебе, кстати, удалось организовать лейбл?
Марк: Случайно! Я познакомился с Марком Ласнером, и мы стали вместе
работать в его дистибьютерской компании, Soul Trader. Сначала продавали
музыкальным магазинам диски с неизвестной танцевальной музыкой и хип-хопом -
среди этих дисков были, например, Basement Jaxx... А потом выпустили
сборник из
песен групп, которые нам нравились, но не имели контракта. Он назывался
"Give'em Enough Dope" и стал первым релизом лейбла "Wall Of
Sound". Этот альбом
всем понравился, так что мы выпустили еще один, потом еще... Остальное - уже
история. Как видишь, изначально никакого плана у нас не было, не было и
финансовой поддержки - была только идея.
Звуки.Ru: Какими качествами нужно обладать хорошему продюсеру, главе лейбла?
Марк: Мне кажется, что прежде всего ты должен верить в то, что делаешь. Это ведь не совсем бизнес. Конечно, нам нравится идея продавать пластинки миллионными тиражами, но сомнительно, что такое случится - если только мы подпишем какого-то очень популярного артиста. Что касается качеств, которые я ищу в артистах... Прежде всего они должны быть оригинальными, ни на кого не похожими.
Звуки.Ru: А как ты определяешь, что это ни на что не похоже?
Марк: Это не я определяю, это мои уши! Они мне подсказывают. Но вообще-то это невозможно объяснить. Ведь поиск новой музыки - это не коммерческое предприятие. Это, скорее, приключение - очень увлекательное и необычное.
Звуки.Ru: Как ты считаешь, сейчас сложнее создать лейбл, чем 10 лет назад?
Марк: Да! Потому что очень изменилась музыкальная индустрия. Да и посмотри вокруг: сколько сейчас есть разной музыки, столько стилей. Постоянно что-то происходит, все очень быстро меняется. То, что сегодня популярно, завтра уже все забыли. Сейчас очень сложно делать на что-то ставки.
Звуки.Ru: Ты приехал промоутировать музыку своего лейбла или ищешь, кого бы подписать в России?
Марк: Ой, мне бы очень хотелось найти кого-то в России, но вообще-то я приехал по другому поводу: в "Пропаганде" проходит большая вечеринка в честь лейбла "Wall Of Sound". На нее я и приехал.
Звуки.Ru: На твоем лейбле когда-нибудь случаются конфликты между амбициями артиста и деловыми интересами компании?
Марк: Нет. У нас же независимый лейбл, сравнительно маленький. У нас работает-то всего человек 12, и все они верят в ту музыку, которую мы выпускаем. Нам нет нужды давить на артистов, требовать их что-то менять. Мы ищем особенные группы, а особенную группу нельзя втиснуть в какие-то рамки, заставить делать что-то не так, как она хочет.
Звуки.Ru: У тебя есть любимые группы среди тех, что ты подписал?
Марк: (смеется) Что ты со мной делаешь? Хочешь меня работы лишить? Я люблю все наши группы. Дипломатично вывернулся, а?
Звуки.Ru: Ты можешь предсказать, какая группа добьется успеха в ближайший год?
Марк: Возможно, какая-нибудь из тех, что я еще не подписал. Может, я найду ее в Москве!..
Звуки.Ru: Я вот читала твою биографию и один вопрос не давал мне покоя. Ваш лейбл был небольшим, народу работало немного, начальников было двое, обоих звали Марками. Так вот, когда кто-нибудь звонил вам по телефону...
Марк: ХАХАХАХА!!! Как мы понимали, с кем из нас хотят поговорить, да? Вообще-то ничего такого у нас не случалось. У Марка Ласнера - другая компания, Soul Trader, у нее и офис другой. Марк в основном там находился, так что когда кто-то звонил в Wall Of Sound, никто не сомневался, какого Марка звать к телефону.
Звуки.Ru: Наверняка тебя об этом все спрашивают, но я все равно спрошу... Что ты думаешь обо всей этой истории с Филом Спектором (Phil Spector)?
Марк: Ух ты! Вот так сюрприз! Отличный вопрос! Нет, никто меня об этом не спрашивает. По-моему, Фил Спектор совсем уже охуел. Я впервые услышал о случившемся, когда был на Ямайке. Смотрел телевизор, и там вдруг начали рассказывать о том, как он пригласил к себе актрису, а потом говорил всем, что она сама застрелилась из его пистолета. Я смотрел на это и думал: ну ты даешь, Фил! Однажды я его видел, и у меня даже была возможность с ним познакомиться. Мне сказали: пойдем, мы вас друг другу представим, вы оба продюсеры, вам будет о чем поговорить! И я ответил: ни за что! Вы с ума сошли. Да я по сравнению с ним просто щенок!
Звуки.Ru: Ты что, боишься его, что ли?
Марк: Я думаю, что Фил Спектор - совершенно сумасшедший! Надеюсь, что он ничего не знает про мой лейбл. Хотя сейчас, когда Фил в тюрьме, я думаю написать ему письмо: "Дорогой Фил! Мне очень жаль, что у тебя все так получилось. Марк. P.S. Ты знаешь, а ведь я назвал лейбл в честь термина, который ты придумал!". И когда Фил выйдет, он придет ко мне и... Ой, нет! Не буду я писать ему писем! Нет, нет и нет! Передумал!
Звуки.Ru: Какие у тебя отношения с артистами с твоего лейбла: деловые или более личные?
Марк: Разные! Сейчас стали более деловыми, чем раньше, хотя и по-прежнему хорошими. Поначалу работать было невозможно: все музыканты, которых мы подписывали, были моими друзьями. Как тут работать, когда у тебя целый лейбл друзей? Все может пойти не так, как хотелось бы, а ведь с друзьями сложно быть слишком строгим.
Звуки.Ru: А что ты делаешь, когда музыканты приходят к тебе и говорят: знаешь, Марк, а ведь мы не успеваем записать альбом к сроку!
Марк: Что делаю? Сажусь и начинаю плакать!
Звуки.Ru: Но не увольняешь их за это?
Марк: Да ну, что ты! Творческий процесс - сложная вещь. Ты не можешь выжимать из людей музыку, когда тебе захочется. Надо давать им время. К счастью, мы небольшой лейбл, а не Warner или Sony, где людям приходится торопить группу, чтобы она успевала с альбомом в срок.
Звуки.Ru: Что ты чувствовал, когда накануне выхода дебютного альбома Electric Six уволили половину состава?
Марк: Нет-нет, это было не накануне! Но - волновался немного, конечно. Ведь они тогда только-только передали нам права на издание диска.
Звуки.Ru: Кстати, потрясающий альбом!
Марк: Точно! А знаешь, что у меня есть? Куча их демозаписей, неизданных вещей - настоящее богатство! Завидуешь?
Звуки.Ru: Еще как! А на что будет похож их новый альбом?
Марк: О, я думаю, он будет более электронным!
Звуки.Ru: Мне казалось, что ты любишь не только электронную музыку...
Марк: Конечно! Я люблю всякую музыку - и танцевальную, и хип-хоп, и хард-рок! Я делю музыку не на стили, а на плохую и хорошую.
Звуки.Ru: Ты не думал взять к себе какую-нибудь рок-группу?
Марк: По моему мнению, Electric Six воплощают то, что я считаю идеальной рок-группой: они забавные, роскошные, талантливые. Но что касается других групп - тут все непросто. Невозможно просто сказать: так, я хочу подписать рок-группу, подайте мне ее сюда! Вообще, сейчас столько есть разных рок-групп... Даже слишком много! По-моему, рок сейчас стал тем, чем была танцевальная музыка 10 лет назад.
Звуки.Ru: Были ли какие-то группы, которые ты хотел подписать, но упустил и теперь жалеешь?
Марк: Да, была пара таких групп! Electric Six, например. Но хотя они записываются и не у нас, права на издание их дисков мы все-таки приобрели. The Scissor Sisters - очень хорошая группа, что-то вроде смеси Элтона Джона и Bee Gees. Мы их очень хотели подписать, но они достались Polydor. Такая жалость!
Звуки.Ru: Ты слышал какие-либо русские группы?
Марк: Нет.
Звуки.Ru: А Тату?
Марк: А, Тату! Вот они мне очень нравятся! Отличная продюсерская работа. Тревор Хорн (Trevor Horn) - молодец просто. Один из моих кумиров. Один из величайших продюсеров вместе с Филом Спектором. Тревор чокнутый. Он живет через дом от нашей студии. Мы с ним встречались как-то. У нас была деловая встреча. Слушай, этот парень - абсолютный псих! Я сидел на стуле, а он бегал вокруг этого стула, одновременно разговаривая со мной. Но он - великий человек.
Звуки.Ru: Что такое, по-твоему, безумие?
Марк: Ну как... Красота - в глазах смотрящего, так? С безумием то же самое. Можно быть увлеченным, не в себе, чудаковатым, странным... Но иногда просто диву даешься... Ни фига себе, думаешь. Вот этот человек - просто безумец.
Звуки.Ru: Ты когда в Москву прилетел?
Марк: Вчера. Простудился, похоже - все время кашляю. Еще позавчера я был на Ямайке, потом прилетел в Лондон, провел там 2 часа и оттуда - в Москву. Тут у вас.... как-то прохладно, нет? Или мне кажется? Мы вчера прошлись по ресторанам. Были в каком-то потрясающем украинском кабаке. А потом пошли в клуб, затем в другой клуб... Здорово было. А потом вернулись в отель, не помню во сколько - очень был пьян. И стоило мне прилечь, как меня разбудили на интервью. Это мой первый визит, но не последний. Я хочу устроить здесь офис своего лейбла, так что раз в 2 - 3 месяца буду приезжать.
Звуки.Ru: Ты представляешь себе, какая в России ситуация с музыкальным пиратством?
Марк: Да. 80-90 процентов - пиратские диски.
Звуки.Ru: Тогда зачем же ты в это ввязываешься?
Марк: А я люблю пиратов! Не музыкальных, конечно - настоящих. Тех, что плавают на кораблях в Карибском море. Они очень смелые, нахальные и романтичные. У них большие ботинки, шляпы и мечи. Обожаю этот фильм! К сожалению, никакого отношения к музыкальным пиратам они не имеют. Этот вид пиратства должен быть остановлен. Люди должны понимать ценность музыки. Очень многим кажется, что она бесплатная, а ведь в нее вложено много труда, таланта и денег.
Звуки.Ru: Ты не жалеешь, что бросил группу и оказался на заднем плане?
Марк: Я не на заднем плане! ХАХАХАХА! Вообще-то нет. Пение все-таки не было моим призванием. Меня окружает столько талантливых людей, что я постоянно в этом убеждаюсь. К тому же я иногда захожу в студию... Если они меня пускают, ХАХАХА! Мое призвание - извлекать из них эту энергию, заставлять их задумываться о музыке, которую они делают, конструктивно их критиковать, давать какие-то идеи по визуализации образов.
Звуки.Ru: Как ты представляешь себе идеальную запись?
Марк: "Be My Baby" - Ronettes и "Good Vibrations" - Beach Boys. Вот они гениальны - и в плане мелодии, и в плане продюсерской работы. Они очень разные, но если соединить их, получится идеальная запись.
1962 – В Кеннете, Миссури, в семье адвоката и пианистки родилась Шерил Кроу - поп-певица, начинавшая карьеру в качестве бэк-вокалистки Майкла Джексона »»
1982 – Родился Питер Хейз - гитарист и вокалист американской рок-группы Black Rebel Motorcycle Club »»
Jimmy CARTER (1932)
Gerry GOFFIN (1939)
Sergio MENDES (1941)
Otis CLAY (1942)
Петр ПОДГОРОДЕЦКИЙ (1957)
Sheryl CROW (1962)
Craig "133" JONES (1973)
D'ANGELO (1974)
Brandy (1979)