Два альбома, выхваченные из середины дискографии группы Enchant. Группа
из Сан-Франциско, исполняющая прогрессивный в понимании музыкантов рок,
выпустила в 1998 году свой четвертый альбом, а в 2000 - пятый. При этом и по
сей день известна лишь специалистам: популярности хотя бы уровня Dream
Theater музыкантам достичь на сегодняшний день так и не удалось. Почему?
Попробуем разобраться.
Альбом 1998 года вызывает массу ассоциаций с чем-то
уже ранее и в изобилии
звучавшим. Титульная песня "Break" - это предсказуемые в своем развитии
для всех, кто слышал Yes образца 80-х годов, куплетные ходы, форсируемые
в припеве в гитарно-вокальную гнусавую смурь а-ля поздние же Faith No
More. В общем-то, смесь прогрессива с современным альтернативным роком
могла бы иметь смысл, вот только очень уж легкими путями ходят для этого
музыканты. Настолько легкими, что, к примеру, смурную полубалладу "My
Enemy", чуть подрезав (и ни одного уникального проигрыша при этом не
выкинув), можно смело вставить в плей-лист какого-нибудь радио "Ультра"
между хитами P.O.D. и Nickelback. Звуковое пространство альбома
заполнено сложными ритмами ударных (куда же без них), необязательными, за
исключением, быть может, лишь номера "King", фоновыми басовыми партиями
(бас на альбоме прописывал гитарист, что, в общем-то, заметно), схватками
немногочисленных, но красивых органных сэмплов с подавляющими своим
превосходством ледяными волнами современного клавишного звука, аккуратным, но
не слишком выразительным пением Теда Леонарда (Ted Leonard) и сложными,
но по-преимуществу незапоминающимися мелодиями. Как-то выделить из общего
массива песен можно разве что приятную своим ретро-саундом вещичку "The
Lizard". Но причем тут, спрашивается, прогрессив? Или этот термин ныне
применительно к музыке означает лишь определенный набор приемов, а заложенного
в слово смысла лишился?
Господствующее настроение диска - меланхолия на грани сползания в депрессию.
Нет здесь ничего от гимноподобного звучания Kansas или светлой
пронзительности Tears For Fears - групп, с которыми критики привыкли
сравнивать работы Enchant. Альбом, "сделанный по правилам". В то время, как
арт- и прогрессив-рок, если кто-нибудь, кроме Роберта Фриппа об этом еще
помнит, для того и придумали, чтобы искать способы играть не по правилам.
Наступает 2000 год. Enchant выпускают программу "Jugging 9 Or Dropping
10". Обложка диска - такая же концептуальная работа в серо-синих тонах, как
и предыдущая. Ладно - как говорил старина Рэй Брэдбери, "не судите о
книгах по обложкам". Обратимся к музыке.
Критика дружно отметила смену музыкальной ориентации ансамбля на образцы
старого прогрессив-рока. То есть, врезанный в открывающую альбом песню
"Paint The Picture" гитарный рифф из "Xanadu" (1975)
малоизвестной такой группы Rush - это не плагиат, а "ориентация на
образцы". Ну что же, заимствование обязывает - здесь Enchant неожиданно
заиграли в мажорных тонах, да и насыщенность инструментальных партий стала
более осмысленной. Но в целом это все тот же среднетемповый рок, и до
стремительных и по-настоящему непредсказуемых смен ритма в той же "Xanady" ему,
как ни крути, далеко.
Кончаются заимствования - кончается праздник. Уже в следующей вещи "Rough
Draft" группа возвращается к той же формуле
полумеланхоличного-полудепрессивного концептуально-альтернативного рока,
которую от нее уже слышали в действии за два года до выхода рассматриваемого
альбома. Третья композиция "What To Say" - и отличий этого релиза от
предыдущего для слушателя не остается вовсе. А "Bite My Tongue" и вовсе
построена на том же самом риффе, что и уже упоминавшаяся "The Lizard"...
"Сейчас мы сыграем, как Рики Мартин, только без "bang" и "boom", -
пошутил как-то музыкант другой "прогрессивной" группы (а конкртетно - Вулли
Волстенхом из Barclay James Harvest) во время своего выступления.
Неизвестно, что он именно имел в виду, но почему-то сразу приходит на ум мысль
об одуряющей, промышленной похожести творений нынешних арт-рокеров друг на
друга - такой же, какая уже давно наблюдается на "убогой и пошлой" поп-сцене.
Bernie LEIGHTON (1921)
Milton HOPKINS (1934)
Mitch MURRAY (1940)
Jody WATLEY (1959)
Рита МИТРОФАНОВА (1971)
KID CUDI (1984)
George JAMES (1995)