ENCHANT  Break/Jugging 9 Or Dropping 1

Два альбома, выхваченные из середины дискографии Enchant. Группа из Сан-Франциско, исполняющая прогрессивный в понимании музыкантов рок, выпустила в 1998 году свой 4-й альбом, а в 2000 - 5-й. При этом и по сей день известна лишь специалистам: популярности хотя бы уровня Dream Theater музыкантам достичь на сегодняшний день так и не удалось. Почему? Попробуем разобраться...

Два альбома, выхваченные из середины дискографии группы Enchant. Группа из Сан-Франциско, исполняющая прогрессивный в понимании музыкантов рок, выпустила в 1998 году свой четвертый альбом, а в 2000 - пятый. При этом и по сей день известна лишь специалистам: популярности хотя бы уровня Dream Theater музыкантам достичь на сегодняшний день так и не удалось. Почему? Попробуем разобраться.
Альбом 1998 года вызывает массу ассоциаций с чем-то уже ранее и в изобилии звучавшим. Титульная песня "Break" - это предсказуемые в своем развитии для всех, кто слышал Yes образца 80-х годов, куплетные ходы, форсируемые в припеве в гитарно-вокальную гнусавую смурь а-ля поздние же Faith No More. В общем-то, смесь прогрессива с современным альтернативным роком могла бы иметь смысл, вот только очень уж легкими путями ходят для этого музыканты. Настолько легкими, что, к примеру, смурную полубалладу "My Enemy", чуть подрезав (и ни одного уникального проигрыша при этом не выкинув), можно смело вставить в плей-лист какого-нибудь радио "Ультра" между хитами P.O.D. и Nickelback. Звуковое пространство альбома заполнено сложными ритмами ударных (куда же без них), необязательными, за исключением, быть может, лишь номера "King", фоновыми басовыми партиями (бас на альбоме прописывал гитарист, что, в общем-то, заметно), схватками немногочисленных, но красивых органных сэмплов с подавляющими своим превосходством ледяными волнами современного клавишного звука, аккуратным, но не слишком выразительным пением Теда Леонарда (Ted Leonard) и сложными, но по-преимуществу незапоминающимися мелодиями. Как-то выделить из общего массива песен можно разве что приятную своим ретро-саундом вещичку "The Lizard". Но причем тут, спрашивается, прогрессив? Или этот термин ныне применительно к музыке означает лишь определенный набор приемов, а заложенного в слово смысла лишился?
Господствующее настроение диска - меланхолия на грани сползания в депрессию. Нет здесь ничего от гимноподобного звучания Kansas или светлой пронзительности Tears For Fears - групп, с которыми критики привыкли сравнивать работы Enchant. Альбом, "сделанный по правилам". В то время, как арт- и прогрессив-рок, если кто-нибудь, кроме Роберта Фриппа об этом еще помнит, для того и придумали, чтобы искать способы играть не по правилам.
Наступает 2000 год. Enchant выпускают программу "Jugging 9 Or Dropping 10". Обложка диска - такая же концептуальная работа в серо-синих тонах, как и предыдущая. Ладно - как говорил старина Рэй Брэдбери, "не судите о книгах по обложкам". Обратимся к музыке.
Критика дружно отметила смену музыкальной ориентации ансамбля на образцы старого прогрессив-рока. То есть, врезанный в открывающую альбом песню "Paint The Picture" гитарный рифф из "Xanadu" (1975) малоизвестной такой группы Rush - это не плагиат, а "ориентация на образцы". Ну что же, заимствование обязывает - здесь Enchant неожиданно заиграли в мажорных тонах, да и насыщенность инструментальных партий стала более осмысленной. Но в целом это все тот же среднетемповый рок, и до стремительных и по-настоящему непредсказуемых смен ритма в той же "Xanady" ему, как ни крути, далеко.
Кончаются заимствования - кончается праздник. Уже в следующей вещи "Rough Draft" группа возвращается к той же формуле полумеланхоличного-полудепрессивного концептуально-альтернативного рока, которую от нее уже слышали в действии за два года до выхода рассматриваемого альбома. Третья композиция "What To Say" - и отличий этого релиза от предыдущего для слушателя не остается вовсе. А "Bite My Tongue" и вовсе построена на том же самом риффе, что и уже упоминавшаяся "The Lizard"...
"Сейчас мы сыграем, как Рики Мартин, только без "bang" и "boom", - пошутил как-то музыкант другой "прогрессивной" группы (а конкртетно - Вулли Волстенхом из Barclay James Harvest) во время своего выступления. Неизвестно, что он именно имел в виду, но почему-то сразу приходит на ум мысль об одуряющей, промышленной похожести творений нынешних арт-рокеров друг на друга - такой же, какая уже давно наблюдается на "убогой и пошлой" поп-сцене.

Juggling 9 Or Dropping 10.
Break.

13.08.2004, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)