Незадолго до прибытия в Москву, 10 июля 2004 года, монстру рока Ронни Джеймсу Дио (Ronnie James Dio) исполнилось 55 лет. Публикуя интервью с выдающимся рок-вокалистом, бесплатно раздающийся в фойе предприятий общепита журнал "Личное Время" то ли из желания сделать сенсацию, то ли в результате банальной опечатки зачем-то накинул ему еще десяток лет. Те, у кого 16 июля еще оставалось время между выходом из какой-нибудь центральной закусочной с журналом подмышкой и началом концерта, срочно полезли в рок-энциклопедии проверять достоверность информации, подчерпнутой в этом издании.
Поначалу затея с концертом вообще казалась абсурдной. Судите сами: Москва, середина лета, мертвый сезон. Вечер пятницы, в который те, кто все-таки застрял в городе, привыкли отправляться за его пределы - кто с палаткой в глухой лес, кто с лопатой на дачу, а кто с парой упаковок пива в багажнике - в загородный коттедж. "Лужники", хотя и не БСА. Стареющий исполнитель хэви-метал, американец, да к тому же и с неудачным последним альбомом...
...Он ворвался в забитое публикой фойе буквально за несколько минут до
объявленного начала мероприятия. Потолкался в хитросплетении дверей служебного
входа вместе с несколько опешившими от такого соседства журналистами.
Огляделся, подождал чуть отставших музыкантов, и вместе с ними ринулся за
кулисы. Невысокий, глазастый, с пышной гривой волос - человек не из этого мира,
ночной обитатель сказочных лесов.
Несмотря на то, что музыканты явно застряли по дороге на стадион в какой-то
пробке, долго ждать начала концерта не пришлось. Казалось, только-только
получил разнос охранник, пытавшийся рявкнуть на них "куда с сумками прете?
не положено!", а со сцены уже полились в зал леденящие синтезаторные
созвучия. Затем синхронно с первым ударом в барабан вспыхнули прожектора - и
шоу началось.
Оформление сцены было до предела простым. Стандартный свет, задник в виде обложки "Holy Diver", никакой пиротехники. Стена из "Marshall" и черный "BC Rich", который гитарист брал в руки, едва требовалось исполнить что-нибудь из Rainbow или Black Sabbath. Что до шоу, то его создавал непосредственно сам старина Ронни и четверо его музыкантов. Уже к "The Sign Of The Seven Cross" стало ясно, что вызванные скучноватым диском 2002 года "Killing The Dragon" опасения были напрасными: с голосом у легендарного Эльфа по-прежнему полный порядок. Энергии тоже хоть отбваляй: способности этого немолодого артиста заводить аудиторию, забившую разделенный на несколько секторов партер, могут обзавидываться многие молодые метал-хэды. Вряд ли кто-нибудь из рокеров последнего поколения решился бы поставить в самое начало своей программы восьмиминутный даже в студийном оригинале эпик, и удерживать на нем внимание публики. Для Ронни же здесь нет никакой проблемы: концерт еще только начался, а со сцены уже звучит великий "Stargazer"!
Дио по сей день потрясающе артистичен. Во время выступления он пропускает
каждую песню через себя, он живет в придуманных своим воображением
многочисленных фэнтези-мирах. И благодарная аудитория способна в них поверить.
Вопроса о том, насколько эти истории наивны в своем возвышенном романтизме,
даже не возникает.
Выступление продолжалось. Хиты разных лет сыпались на публику, заполнившую не только партер, но и трибуны. "Don't Talk To Stranger", "Heaven And Hell", "Holy Diver"... Опоры микрофонной стойки в руках у Ронни во время инструментальных проигрышей вращались, подобно трехлопастному пропеллеру старинного аэроплана. Раскиданные промеж песен барабанные, гитарные и клавишные соло, связывая основные номера программы, прекрасно работали на общую концепцию концерта. К тому же сами песни порой сплетались в причудливые венки. Так, например, весьма порадовал публику замес из "Man Of The Silver Mountain" и "Long Live Rock'N'Roll". Из партера на сцену была передана двуспальная простыня с намалеванным аэрозольной краской лозунгом "Long Live Rock'N'Roll!" Дио и его гитарист, растянув сей транспарант, дирижировали скандирующей рефрен толпой во время басового проигрыша.
Выходов на бис было несколько. В первый раз музыканты думали отбиться с помощью "Rainbow In The Dark", но публике этого оказалось мало. Да, такого народного ликования на московских стадионных концертах не наблюдалось со веремен приезда Марка Нопфлера! В конце концов выступление завершилось-таки старенькой "Neon Knight", и под куполом зажегся прощальный верхний свет.
Расходиться все равно не хотелось. Жаль, что таких хитов всех времен и народов, как "Tarot Woman", "Run With The Wolf" или "Children Of The Sea" мы в тот вечер так и не услышали. Но Дио по-прежнему находится в прекрасной форме, и быть может, еще не раз вернется в тот город, где эти его замечательные песни помнят и любят.
Bobby LEWIS (1927)
Ted TAYLOR (1934)
Sonny BONO (1935)
Pete CHRISTLIEB (1945)
Jeff CLAYTON (1954)
James INGRAM (1956)
Andy TAYLOR (1961)