1. Пятница 25 июня, 03:17. Чуть в стороне от дороги стоит плотная толпа молодежи, человек пятнадцать, на лицах которых написано абсолютное счастье. Гремит музыка, мигает стробоскоп, но чем занимаются эти люди - определить решительно невозможно. Лишь протиснувшись ближе, обнаруживаешь, что народ закупился копеечными птичками-марионетками тут же в магазинчике, и устроил то ли дискотеку, то ли конкурс на лучший танец...
Это Гластонбери
(Glastonbury). Лучший фестиваль в мире. Не по составу
участников, а по
тому, что участников - 130 тысяч: все посетители. И неважно, кого считают
хэдлайнерами: каждый сам себе хэдлайнер, а музыку, в принципе, можно и не
слушать. Не случайно билеты на этот фестиваль распродаются задолго до
объявления состава исполнителей: все знают, что в Гласто непременно будет
что-то, ради чего стоит все бросить и поехать в английскую глубинку на три дня.
В этом году билеты разошлись за считанные часы, и это время было настоящим
кошмаром для жаждущих попасть на фестиваль: интернет-серверы и телефонные линии
не выдержали потока обращений, люди снова и снова пытались пробиться к заветной
цели сквозь короткие гудки и сообщения "сервер недоступен". Пробились лишь самые
настойчивые. Кто-то впервые, кто-то в двадцать четвертый раз: именно столько
фестивалей прошло с тех пор, как в 1971 году фермер Майкл Ивис впервые пустил
на свои угодья в западной Англии толпу рок-н-ролльных фанов.
2. Пятница 25 июня,
10:30. Над центральной сценой звучит
традиционное "Good morning, Glastonbury!" - с этого начинается каждый
фестиваль. Открывают его в этом году норвежцы Ralph Myerz and The Jack
Herren Band. Вряд ли кто-либо в небольшой толпе, собравшейся у сцены в
столь ранний час, их знает. Впрочем, это неважно: трио из двух
барабанщиков (!) и гитариста, иногда пересаживающегося за ди-джейский
пульт, развлекает публику весьма умело, превращая свою беспредметную музыку в
довольно увлекательное сценическое действо. Во всяком случае, к концу их
сорокаминутного сета зрителей уже втрое больше. Может, кто-то из них и альбом
купит - если название вспомнит.
Фестивальная поляна обнесена
забором, который охраняется, как
государственная граница: вышки, патрули, телекамеры. Прорваться на халяву
теперь нет никаких шансов, и это несколько изменило дух фестиваля: прежде
многие считали делом чести приехать в Гластонбери без билета. Фестиваль, таким
образом, из хипповски-анархистского стал буржуазным, утратив дух опасности,
свойственный былым временам. Под стать этим изменениям и музыка: несмотря на
то, что фестиваль не имеет "формата", в его программе бесполезно искать
что-либо радикальное. Открытия здесь возможны лишь в русле главного потока
западной музыки.
Главных сцен - около десятка, второстепенных - без счета. В любом из
крупных баров можно услышать живые выступления, иногда довольно интересные.
Заметной частью фестиваля является программа поощрения исполнителей, не имеющих
контракта со звукозаписывающими фирмами. В течение года жюри отслушивает
демо-записи, давая лучшим группам шанс поиграть перед гластонбурийской
публикой. Общее число выступающих в последние годы превышает тысячу.
3. Воскресенье 27 июня,
полночь. Заканчиваются последние концерты
фестиваля. На главной сцене - Muse, держащие в оцепенении стотысячную
толпу. Группа настолько хороша, и вживую настолько превосходит свои студийные
записи, что никто не может остаться равнодушным к тому, как Мэтт Бэллами
(Matthew Bellamy)
сотоварищи продираются сквозь свои хиты, срывая связки, сдирая кожу,
выворачивая душу наизнанку.
Это - кульминация фестиваля, лучший
концерт. Сам
Бэллами в школьные годы был завсегдатаем Гластонбери, развлекая соседей по
палаточному лагерю песнями "Нирваны" под гитарку. Теперь он на главной сцене, и
концерт этот без сомнения станет историческим, будет обсасываться критиками и
вспоминаться очевидцами. Кульминацией концерта становятся "Time Is Running
Out" и
"Plug In Baby" - аудитория просто загипнотизирована энергетикой Muse, для
которых - и это совершенно очевидно - с этого концерта начинается новый этап
биографии. Тем временем на другой сцене (она так и называется - Other Stage)
Orbital прощаются с английской публикой: концерт в Гластонбери - один
из последних в их прощальном туре, а в танцевальном тенте самые неутомимые
отплясывают под Ozomatli. И все завершается грандиозным фейерверком,
которому вторит спонтанная пиротехника, словно в новогоднюю ночь в Москве - до
утра...
Грязь неотделима от рассказов об этом фестивале. Даже небольшой дождь
надолго превращает поляну в болото. Англия известна своей непредсказуемой
погодой, поэтому резиновые сапоги входят в экипировку почти каждого обитателя
фестивальной поляны. Нынешнее лето не стало исключением: после дождичка в
четверг и относительно сухой пятницы, весь день в субботу продолжался ливень, и
уже к обеду стало ясно, что единственный способ с ним справиться - это не
замечать его. Завсегдатаи говорят, что грязь - часть фестивального
веселья, и если с этим не согласиться, то жизнь на поляне покажется тяжелой: в
отсутствие горячей воды и ограниченного доступа к воде холодной самым разумным
поведением становятся заплывы в лужах на дальность, борьба в грязи и прочие
детские забавы.
4. Суббота 26 июня,
23:30. Пол Маккартни обращается к
аудитории: "Скажите, а разве можно танцевать рок-н-ролл в резиновых сапогах?"
- и сам же отвечает: "Еще как!", предваряя таким образом "Back in the
USSR". В одном из
интервью Пол сказал, что весь короткий тур этого года был организован лишь для
того, чтобы подготовиться к Гластонбери - первому фестивальному выступлению в
карьере экс-битла. Подготовка (включавшая и питерский концерт) не прошла даром:
отыграв два часа на одном дыхании, сэр Пол выглядел очень свежо, и был принят
публикой с энтузиазмом - многотысячная толпа хором пела каждую песню, не обращая
внимания на дождь, почти не прекращавшийся весь вечер. Ближе к концу концерта
Пол представил новую песню, пока без названия, которая, видимо, войдет в новый
альбом. В остальном же сет-лист строился на проверенном материале The
Beatles и
Wings, от "Jet" до "The End", и практически не отличался
от других концертов
нынешнего тура Маккартни. Единственным инцидентом концерта стала реакция
публики на объявление Пола: "Насколько я понимаю, сейчас к нам подключилась
телеаудитория Би-би-си" - народ начал было скандировать антиправительственные
лозунги, но следующая же песня - "Helter Skelter" - заставила забыть о
политике: мало кто ожидал ее услышать вживую. А уж припев "Hey Jude" от души
орали всей поляной, кто громче...
Вообще, фестиваль в Гластонбери по традиции политически активен: даже есть
отдельная сцена, Leftfield, где наряду с музыкантами выступают политические
ораторы социалистического толка. Уставшая от капитализма английская молодежь
пытается искать альтернативный вариант общественного устройства. Выглядит это
порой наивно, но довольно уместно в полевых условиях. К регулярно выступающему
на Leftfield Билли Брэггу в этом году добавился бывший гитарист Sex Pistols
Гленн Мэтлок с акустической программой. Впрочем, бывший панк подрастерял
молодецкой удали и звучал, мягко говоря, странно.
Фестиваль ежегодно перечисляет круглые суммы на счета благотворительных
организаций, от Greenpeace до Amnesty International, их ролики крутятся на
больших экранах в паузах между концертами, тут же активисты собирают какие-то
подписи или пожертвования. Иногда это становится чуть навязчивым, но, в
принципе, не мешает всеобщему оттягу.
4. Суббота 26 июня, 20:45. В стороне от больших фестивальных
площадок стоит акустическая сцена: небольшой шатер, рассчитанный на 500-800
человек. Там случаются интересные концерты, и тогда шатер окружают опоздавшие,
которым уж не пробиться к сцене. Звук поставлен великолепно, и музыку слушать
можно и издалека, но, разумеется, задним рядам ничего не видно. Между
концертами сцена прикрыта полупрозрачным занавесом, что добавляет происходящему
некоторой театральности.
Выступление Love with Arthur Lee на акустической сцене ожидалось
многими: еще до его начала в шатре было не протолкнуться. Артур Ли в очередной
раз полностью поменял состав своей группы -- и, несмотря на то, что выступать
ему пришлось на акустической сцене, программа была вполне электрической,
основанной на материале 37-летней давности, легендарном альбоме "Forever
Changes". Равнодушных в толпе не оказалось: сан-францискская группа
необыкновенно популярна в Англии, и уже второй год подряд собирает в
Гластонбури большую аудиторию. Love играют старые и отличные новые песни,
заканчивают концерт классической "A House Is Not A Motel", занавес падает,
сквозь него видно, как расходятся со сцены музыканты... Артур Ли внезапно вновь
подходит к микрофону: "Да, совсем забыл... Сделайте мне одно одолжение,
хорошо?" - и, в наступившей тишине, четко: "Любите друг друга!"
Организатор фестиваля Майкл Ивис
говорит, что нынешний фестиваль -- самый
лучший по составу исполнителей: "конечно, жаль, что нет Radiohead, но
они у нас
были в прошлом году".
Состав, действительно, силен и разнообразен, и не всегда
хедлайнеры оказываются лучшими: долгожданные Oasis в пятницу были откровенно
скучны (поговаривают, что братья Галлахеры в очередной раз повздорили перед
концертом), разрекламированные Kings Of Leon звучали явно лажово, от Моррисси
тоже ждали большего - при этом новая группа Dogs Die In Hot Cars стала бы
открытием фестиваля, если бы играла на любой из больших сцен, а незатейливый
попс Starsailor и Belle And Sebastian звучал уместно и
убедительно, уходить не хотелось.
5. Четверг 24 июня, 22:00. До начала фестиваля еще 12 часов, но у
главной сцены стоит семидесятитысячная толпа, хором поющая "Боже, храни
королеву". На экранах - четвертьфинал чемпионата Европы по футболу, матч
Англия - Португалия. Позже выяснится, что болельщиков в Гластонбери было
больше, чем на стадионе в Португалии, где проходил матч. Люди эмоционально
реагируют на то, что происходит на поле, бурно радуются забитому в начале игры
мячу: над толпой сотни английских флагов... Игра, однако, складывается не в
пользу англичан, после ряда драматических событий Англия повержена.
Разочарование таково, что кажется, что фестиваль будет испорчен. Однако наутро
жизнь продолжается, только флагов уже не видно, и футбольные майки сменились музыкальными...
Полное название фестиваля - Glastonbury Festival Of Contemporary
Performing Arts - отражает тот факт, что, помимо собственно музыки, в
фестивальной программе присутствует цирк, пантомима и всяческое лицедейство.
Как ни странно, все это гармонично вписывается в атмосферу общего веселья, и
фестивальная поляна не распадается на отдельные островки, но становится единым
пространством, где всем хорошо, и каждый находит себе что-то по душе.
В качестве эксперимента Английская национальная опера представила в этом
году третье действие вагнеровской "Валькирии" -- на главной сцене разместился
полный симфонический оркестр с солистами -- и, несмотря на то, что происходило
это в полдень в воскресенье, когда фестивальный народ, по идее, только
просыпается после вчерашнего, на классику пришло около 40 000 зрителей.
Несмотря на то, что опера исполнялась по-английски, на экран выводились
английские же титры для облегчения восприятия. Звучало все это мощно -- однако,
надо признать, что симфоническая музыка все же требует акустики зрительного
зала и через микрофон звучит несколько странно.
6. Воскресенье 27 июня, 16:40. На Other Stage - нью-металлисты
Eighties Matchbox B-Line Disaster, невзирая на столь ранний час, рубятся
так, что щепки летят. Солист Гай Макнайт (Guy McKnight) - в припадке: он
не на
шутку бьется головой о сцену, лупит микрофоном о гитары, рычит в толпу тексты
--и струя слюны свисает у него изо рта, как из пасти бешеного пса. В этот
момент на Гластонбери обрушивается ливень, сильнейший за все три дня.
Наименее стойкая и наиболее многочисленная часть публики разбегается в поисках
укрытия. "К-куда, мать вашу..." - хрипит Гай, и заводит "Morning Has
Broken".
Оставшаяся пара сотен самоотверженных метал-хэдов у сцены
вскидывает руки в
едином порыве - и солист, видимо, плохо соображая, что делает, пытается
прыгнуть в толпу во время гитарного соло. Пойманный на излете бдительными
секьюрити, он заканчивает песню, стоя под дождем, и, последний раз швырнув
микрофон об сцену, уходит с нее победителем.
Сколько ни рассказывай об этом
фестивале - за кадром останется больше, чем
вместит в себя рассказ. Насыщенность программы такая, что остается лишь
перечислять: и феерическую PJ Harvey (ей немножко не повезло со звуком,
но концерт был сверхъестественный), и необъявленный диджейский сет Fatboy
Slim до пяти утра на одной из маленьких сцен, и нестареющего Джеймса
Брауна, и великолепных Chemical Brothers, и легальные грибы, и
нелегальные самокрутки, и закатное небо над главной сценой, и развеселых геев
из Scissor Sisters, и депрессивных рокеров из I Am Kloot, и флаги
над палатками, и ночные костры... Ясно одно: пока фестиваль продолжается -
сюда стоит возвращаться. В будущем году Майкл Ивис обещает U2 - и
неважно, получится ли...
6. Воскресенье 27 июня, 19:58. Дождь все идет. Многих это уже
достало: "то есть, никто не обещал, что будет легко, но не до такой же
степени!" У дороги на танцевальную сцену стоит винный бар, где четыре бармена,
пытаясь развеселить унылых клиентов, вытащили две колонки на барную стойку, да
и врубили "It's Raining Men" Weather Girls. Пространство перед баром
моментально превращается в танцевальную площадку, люди сбрасывают куртки, ловят
капли дождя, подпевают... И в этот момент, прямо на слове "Hallelujah", над
фестивальной поляной встает радуга!
Это Гластонбери. Лучший фестиваль в мире.
1837 – Родился Милий Алексеевич Балакирев - русский композитор, руководитель кружка 'Могучая кучка" »»
1837 – Родился Милий Алексеевич Балакирев - русский композитор, руководитель кружка 'Могучая кучка" »»
1969 – Первое выступление Led Zeppelin в США. Во время их первого концерта в клубе Whisky A Go Go на разогреве играла группа Alice Cooper »»
Julius LAROSA (1930)
Roger MILLER (1936)
Лариса ДОЛИНА (1956)
Chris BOLTENDAHL (1962)
Mr. C (1964)