1. Пятница 25 июня, 03:17. Чуть в стороне от дороги стоит плотная толпа молодежи, человек пятнадцать, на лицах которых написано абсолютное счастье. Гремит музыка, мигает стробоскоп, но чем занимаются эти люди - определить решительно невозможно. Лишь протиснувшись ближе, обнаруживаешь, что народ закупился копеечными птичками-марионетками тут же в магазинчике, и устроил то ли дискотеку, то ли конкурс на лучший танец...
Это Гластонбери
(Glastonbury). Лучший фестиваль в мире. Не по составу
участников, а по
тому, что участников - 130 тысяч: все посетители. И неважно, кого считают
хэдлайнерами: каждый сам себе хэдлайнер, а музыку, в принципе, можно и не
слушать. Не случайно билеты на этот фестиваль распродаются задолго до
объявления состава исполнителей: все знают, что в Гласто непременно будет
что-то, ради чего стоит все бросить и поехать в английскую глубинку на три дня.
В этом году билеты разошлись за считанные часы, и это время было настоящим
кошмаром для жаждущих попасть на фестиваль: интернет-серверы и телефонные линии
не выдержали потока обращений, люди снова и снова пытались пробиться к заветной
цели сквозь короткие гудки и сообщения "сервер недоступен". Пробились лишь самые
настойчивые. Кто-то впервые, кто-то в двадцать четвертый раз: именно столько
фестивалей прошло с тех пор, как в 1971 году фермер Майкл Ивис впервые пустил
на свои угодья в западной Англии толпу рок-н-ролльных фанов.
2. Пятница 25 июня,
10:30. Над центральной сценой звучит
традиционное "Good morning, Glastonbury!" - с этого начинается каждый
фестиваль. Открывают его в этом году норвежцы Ralph Myerz and The Jack
Herren Band. Вряд ли кто-либо в небольшой толпе, собравшейся у сцены в
столь ранний час, их знает. Впрочем, это неважно: трио из двух
барабанщиков (!) и гитариста, иногда пересаживающегося за ди-джейский
пульт, развлекает публику весьма умело, превращая свою беспредметную музыку в
довольно увлекательное сценическое действо. Во всяком случае, к концу их
сорокаминутного сета зрителей уже втрое больше. Может, кто-то из них и альбом
купит - если название вспомнит.
Фестивальная поляна обнесена
забором, который охраняется, как
государственная граница: вышки, патрули, телекамеры. Прорваться на халяву
теперь нет никаких шансов, и это несколько изменило дух фестиваля: прежде
многие считали делом чести приехать в Гластонбери без билета. Фестиваль, таким
образом, из хипповски-анархистского стал буржуазным, утратив дух опасности,
свойственный былым временам. Под стать этим изменениям и музыка: несмотря на
то, что фестиваль не имеет "формата", в его программе бесполезно искать
что-либо радикальное. Открытия здесь возможны лишь в русле главного потока
западной музыки.
Главных сцен - около десятка, второстепенных - без счета. В любом из
крупных баров можно услышать живые выступления, иногда довольно интересные.
Заметной частью фестиваля является программа поощрения исполнителей, не имеющих
контракта со звукозаписывающими фирмами. В течение года жюри отслушивает
демо-записи, давая лучшим группам шанс поиграть перед гластонбурийской
публикой. Общее число выступающих в последние годы превышает тысячу.
3. Воскресенье 27 июня,
полночь. Заканчиваются последние концерты
фестиваля. На главной сцене - Muse, держащие в оцепенении стотысячную
толпу. Группа настолько хороша, и вживую настолько превосходит свои студийные
записи, что никто не может остаться равнодушным к тому, как Мэтт Бэллами
(Matthew Bellamy)
сотоварищи продираются сквозь свои хиты, срывая связки, сдирая кожу,
выворачивая душу наизнанку.
Это - кульминация фестиваля, лучший
концерт. Сам
Бэллами в школьные годы был завсегдатаем Гластонбери, развлекая соседей по
палаточному лагерю песнями "Нирваны" под гитарку. Теперь он на главной сцене, и
концерт этот без сомнения станет историческим, будет обсасываться критиками и
вспоминаться очевидцами. Кульминацией концерта становятся "Time Is Running
Out" и
"Plug In Baby" - аудитория просто загипнотизирована энергетикой Muse, для
которых - и это совершенно очевидно - с этого концерта начинается новый этап
биографии. Тем временем на другой сцене (она так и называется - Other Stage)
Orbital прощаются с английской публикой: концерт в Гластонбери - один
из последних в их прощальном туре, а в танцевальном тенте самые неутомимые
отплясывают под Ozomatli. И все завершается грандиозным фейерверком,
которому вторит спонтанная пиротехника, словно в новогоднюю ночь в Москве - до
утра...
Грязь неотделима от рассказов об этом фестивале. Даже небольшой дождь
надолго превращает поляну в болото. Англия известна своей непредсказуемой
погодой, поэтому резиновые сапоги входят в экипировку почти каждого обитателя
фестивальной поляны. Нынешнее лето не стало исключением: после дождичка в
четверг и относительно сухой пятницы, весь день в субботу продолжался ливень, и
уже к обеду стало ясно, что единственный способ с ним справиться - это не
замечать его. Завсегдатаи говорят, что грязь - часть фестивального
веселья, и если с этим не согласиться, то жизнь на поляне покажется тяжелой: в
отсутствие горячей воды и ограниченного доступа к воде холодной самым разумным
поведением становятся заплывы в лужах на дальность, борьба в грязи и прочие
детские забавы.
4. Суббота 26 июня,
23:30. Пол Маккартни обращается к
аудитории: "Скажите, а разве можно танцевать рок-н-ролл в резиновых сапогах?"
- и сам же отвечает: "Еще как!", предваряя таким образом "Back in the
USSR". В одном из
интервью Пол сказал, что весь короткий тур этого года был организован лишь для
того, чтобы подготовиться к Гластонбери - первому фестивальному выступлению в
карьере экс-битла. Подготовка (включавшая и питерский концерт) не прошла даром:
отыграв два часа на одном дыхании, сэр Пол выглядел очень свежо, и был принят
публикой с энтузиазмом - многотысячная толпа хором пела каждую песню, не обращая
внимания на дождь, почти не прекращавшийся весь вечер. Ближе к концу концерта
Пол представил новую песню, пока без названия, которая, видимо, войдет в новый
альбом. В остальном же сет-лист строился на проверенном материале The
Beatles и
Wings, от "Jet" до "The End", и практически не отличался
от других концертов
нынешнего тура Маккартни. Единственным инцидентом концерта стала реакция
публики на объявление Пола: "Насколько я понимаю, сейчас к нам подключилась
телеаудитория Би-би-си" - народ начал было скандировать антиправительственные
лозунги, но следующая же песня - "Helter Skelter" - заставила забыть о
политике: мало кто ожидал ее услышать вживую. А уж припев "Hey Jude" от души
орали всей поляной, кто громче...
Вообще, фестиваль в Гластонбери по традиции политически активен: даже есть
отдельная сцена, Leftfield, где наряду с музыкантами выступают политические
ораторы социалистического толка. Уставшая от капитализма английская молодежь
пытается искать альтернативный вариант общественного устройства. Выглядит это
порой наивно, но довольно уместно в полевых условиях. К регулярно выступающему
на Leftfield Билли Брэггу в этом году добавился бывший гитарист Sex Pistols
Гленн Мэтлок с акустической программой. Впрочем, бывший панк подрастерял
молодецкой удали и звучал, мягко говоря, странно.
Фестиваль ежегодно перечисляет круглые суммы на счета благотворительных
организаций, от Greenpeace до Amnesty International, их ролики крутятся на
больших экранах в паузах между концертами, тут же активисты собирают какие-то
подписи или пожертвования. Иногда это становится чуть навязчивым, но, в
принципе, не мешает всеобщему оттягу.
4. Суббота 26 июня, 20:45. В стороне от больших фестивальных
площадок стоит акустическая сцена: небольшой шатер, рассчитанный на 500-800
человек. Там случаются интересные концерты, и тогда шатер окружают опоздавшие,
которым уж не пробиться к сцене. Звук поставлен великолепно, и музыку слушать
можно и издалека, но, разумеется, задним рядам ничего не видно. Между
концертами сцена прикрыта полупрозрачным занавесом, что добавляет происходящему
некоторой театральности.
Выступление Love with Arthur Lee на акустической сцене ожидалось
многими: еще до его начала в шатре было не протолкнуться. Артур Ли в очередной
раз полностью поменял состав своей группы -- и, несмотря на то, что выступать
ему пришлось на акустической сцене, программа была вполне электрической,
основанной на материале 37-летней давности, легендарном альбоме "Forever
Changes". Равнодушных в толпе не оказалось: сан-францискская группа
необыкновенно популярна в Англии, и уже второй год подряд собирает в
Гластонбури большую аудиторию. Love играют старые и отличные новые песни,
заканчивают концерт классической "A House Is Not A Motel", занавес падает,
сквозь него видно, как расходятся со сцены музыканты... Артур Ли внезапно вновь
подходит к микрофону: "Да, совсем забыл... Сделайте мне одно одолжение,
хорошо?" - и, в наступившей тишине, четко: "Любите друг друга!"
Организатор фестиваля Майкл Ивис
говорит, что нынешний фестиваль -- самый
лучший по составу исполнителей: "конечно, жаль, что нет Radiohead, но
они у нас
были в прошлом году".
Состав, действительно, силен и разнообразен, и не всегда
хедлайнеры оказываются лучшими: долгожданные Oasis в пятницу были откровенно
скучны (поговаривают, что братья Галлахеры в очередной раз повздорили перед
концертом), разрекламированные Kings Of Leon звучали явно лажово, от Моррисси
тоже ждали большего - при этом новая группа Dogs Die In Hot Cars стала бы
открытием фестиваля, если бы играла на любой из больших сцен, а незатейливый
попс Starsailor и Belle And Sebastian звучал уместно и
убедительно, уходить не хотелось.
5. Четверг 24 июня, 22:00. До начала фестиваля еще 12 часов, но у
главной сцены стоит семидесятитысячная толпа, хором поющая "Боже, храни
королеву". На экранах - четвертьфинал чемпионата Европы по футболу, матч
Англия - Португалия. Позже выяснится, что болельщиков в Гластонбери было
больше, чем на стадионе в Португалии, где проходил матч. Люди эмоционально
реагируют на то, что происходит на поле, бурно радуются забитому в начале игры
мячу: над толпой сотни английских флагов... Игра, однако, складывается не в
пользу англичан, после ряда драматических событий Англия повержена.
Разочарование таково, что кажется, что фестиваль будет испорчен. Однако наутро
жизнь продолжается, только флагов уже не видно, и футбольные майки сменились музыкальными...
Полное название фестиваля - Glastonbury Festival Of Contemporary
Performing Arts - отражает тот факт, что, помимо собственно музыки, в
фестивальной программе присутствует цирк, пантомима и всяческое лицедейство.
Как ни странно, все это гармонично вписывается в атмосферу общего веселья, и
фестивальная поляна не распадается на отдельные островки, но становится единым
пространством, где всем хорошо, и каждый находит себе что-то по душе.
В качестве эксперимента Английская национальная опера представила в этом
году третье действие вагнеровской "Валькирии" -- на главной сцене разместился
полный симфонический оркестр с солистами -- и, несмотря на то, что происходило
это в полдень в воскресенье, когда фестивальный народ, по идее, только
просыпается после вчерашнего, на классику пришло около 40 000 зрителей.
Несмотря на то, что опера исполнялась по-английски, на экран выводились
английские же титры для облегчения восприятия. Звучало все это мощно -- однако,
надо признать, что симфоническая музыка все же требует акустики зрительного
зала и через микрофон звучит несколько странно.
6. Воскресенье 27 июня, 16:40. На Other Stage - нью-металлисты
Eighties Matchbox B-Line Disaster, невзирая на столь ранний час, рубятся
так, что щепки летят. Солист Гай Макнайт (Guy McKnight) - в припадке: он
не на
шутку бьется головой о сцену, лупит микрофоном о гитары, рычит в толпу тексты
--и струя слюны свисает у него изо рта, как из пасти бешеного пса. В этот
момент на Гластонбери обрушивается ливень, сильнейший за все три дня.
Наименее стойкая и наиболее многочисленная часть публики разбегается в поисках
укрытия. "К-куда, мать вашу..." - хрипит Гай, и заводит "Morning Has
Broken".
Оставшаяся пара сотен самоотверженных метал-хэдов у сцены
вскидывает руки в
едином порыве - и солист, видимо, плохо соображая, что делает, пытается
прыгнуть в толпу во время гитарного соло. Пойманный на излете бдительными
секьюрити, он заканчивает песню, стоя под дождем, и, последний раз швырнув
микрофон об сцену, уходит с нее победителем.
Сколько ни рассказывай об этом
фестивале - за кадром останется больше, чем
вместит в себя рассказ. Насыщенность программы такая, что остается лишь
перечислять: и феерическую PJ Harvey (ей немножко не повезло со звуком,
но концерт был сверхъестественный), и необъявленный диджейский сет Fatboy
Slim до пяти утра на одной из маленьких сцен, и нестареющего Джеймса
Брауна, и великолепных Chemical Brothers, и легальные грибы, и
нелегальные самокрутки, и закатное небо над главной сценой, и развеселых геев
из Scissor Sisters, и депрессивных рокеров из I Am Kloot, и флаги
над палатками, и ночные костры... Ясно одно: пока фестиваль продолжается -
сюда стоит возвращаться. В будущем году Майкл Ивис обещает U2 - и
неважно, получится ли...
6. Воскресенье 27 июня, 19:58. Дождь все идет. Многих это уже
достало: "то есть, никто не обещал, что будет легко, но не до такой же
степени!" У дороги на танцевальную сцену стоит винный бар, где четыре бармена,
пытаясь развеселить унылых клиентов, вытащили две колонки на барную стойку, да
и врубили "It's Raining Men" Weather Girls. Пространство перед баром
моментально превращается в танцевальную площадку, люди сбрасывают куртки, ловят
капли дождя, подпевают... И в этот момент, прямо на слове "Hallelujah", над
фестивальной поляной встает радуга!
Это Гластонбери. Лучший фестиваль в мире.
1710 – Родился Томас Арн - английский композитор, автор гимна "Правь, Британия" »»
1937 – Родился Зураб Соткилава - советский, российский и грузинский оперный певец (лирико-драматический тенор), педагог, народный артист СССР »»
1955 – Скончался Чарли Паркер - американский джазовый саксофонист и композитор, один из основателей стиля бибоп. Паркер, наряду с Луи Армстронгом и Дюком Эллингтоном, считается одним из самых влиятельных музыкантов в истории джаза »»
1969 – Пол Маккартни женился на Линде Истман. Тем же днем Джордж и Патти Харрисоны были задержаны за хранение наркотиков »»
1969 – Родился гитарист Грэм Коксон - участник группы Blur с 1989 по 2002 год, а также 2008 года. Записал 6 соло-альбомов, ещё будучи в составе Blur, далее сконцентрировался на сольных выступлениях »»
Georges DELERUE (1925)
Liza MINELLI (1946)
Liza MINNELLI (1946)
James TAYLOR (1948)
Bill PAYNE (1949)
Marlon JACKSON (1957)
Tony TERRY (1964)
Graham COXON (1969)