"Не ходите, дети, в Африку гулять" - помните эту песенку? Праздно шататься по Африке
совершенно не нужно. Поезжайте в Африку для того, чтобы услышать музыку,
которую вы никогда больше нигде не услышите. Возможно, вам интересно побережье Атлантики с его песчаными пляжами или дикая природа в Кении? Совмещать хайкинг и культурный туризм с легкостью удается в Марокко.
Марокко вообще не особо очевидное направление для людей, интересующихся музыкой. Но именно оттуда на мировые сцены исправно поступает разнообразная "натуральная психоделика" и лучшие перкуссионисты мира. Так что вы не удивитесь, что однажды я, наслушавшись разных выступлений в жанре world music, обнаружила себя в автобусе, колесящем по
бескрайним просторам южного королевства.
По пути из Агадира в Эссауэйру, из Сафи в Фес, из Касабланки в Марракеш стоит уделить архитектуре и истории каждого города как можно
больше внимания. Но построить свое путешествие таким образом, чтобы познакомиться с музыкальной составляющей "корневой" марроканской культуры, тоже полезно: здесь что ни город - то шоу. Однако здесь стоит быть придирчивым, чтобы на нашу долю не доставались только однообразные танцы живота и пение гурий -
непременный атрибут любых "экспортных" арабских представлений.
Первым сильным музыкальным впечатлением стал для меня
шумовой ансамбль
берберов среднего Атласа, который мы услышали в Фесе. Берберы -
загадочный и древний народ пустыни, на протяжении веков их аристократические
династии были родичами марокканских королей. Берберская музыка
представляет собой одну музыкальную тему с незначительными вариациями и монотонным "раскачивающим" рефреном, который
поется хором. Пение сопровождается церемонным танцем с
подпрыгиваниями, поворотами и фокусами - например, размещением тамбуринов на голове
музыкантов и слушателей.
Инструменты, которые задействуются в представлении, - традиционный
тамбурин, обтянутые кожей маленькие барабанчики телибат,
выточенные из куска дерева или керамики, бендир - большой тамбурин,
дарбука - также обтянутый кожей сосуд-барабан, который музыкант держит
под мышкой.
Однако лишь одними барабанами много разнообразной музыки не выстучишь. И тут
берберу на помощь приходят смекалка и новые технологии: старейший участник ансамбля,
вокалист, весьма увлеченно играл на... ножницах, а еще один из
музыкантов - на тормозных колодках!
А что же другие инструменты? - на
первом месте в любой арабской стране, разумеется, -
смычковые и щипковые: похожий на помесь лютни и скрипки ребаб, который
экспортировали из Африки
европейцы, и обыкновенная скрипка, которую, наоборот, ипортировали в
Марокко португальцы и французы. Правда, здесь на скрипке тоже играют, только
положив ее на бедро. Выглядит это забавно и непривычно. Но наиболее интересным
с точки зрения европейца остается, конечно,
игра берберов на гембри - красивой вытянутой лютне, обладающей высоким и пронзительным звуком.
Следующим городом, порадовавшим не только наши жадные до зрелищ глаза, но и уши, стал великолепный Марракеш.
В центре города простирается шумная и веселая средневековая площадь Джема-
Эль-Фна, на которой со второй половины дня
и до поздней ночи бурлит жизнь: бродячие торговцы, акробаты, музыканты и
заклинатели змей стремятся привлечь внимание путников,
развеселить вас и расшевелить ваше воображение невиданными зрелищами, а тем
временем десятки кафе и забегаловок наполняют ваши желудки, и сотни лавочек и
повозок облегчают ваши кошельки.
А вот и духовые: правда, колоритные? Это один из музыкантов шоу Chez Ali - занимающего пару гектаров шоу-каравана, услаждающего разом все органы
чувств. Во время пиршества, дающего сто очков вперед
раблезианским трапезам, от стола к столу перемещаются танцовщики и
музыканты, представляющие музыку и танцы всех народов Магриба. А после ужина зрителям представляют шоу с танцами и акробатической джигитовкой.
Тем, кто видел хотя бы одно шоу в московских цирках, эта пальба и скачки хорошо
знакомы, однако сами марокканцы страшно ими гордятся.
Народный берберский танец ахуах, который мы наблюдали в Chez Ali, - зрелище довольно однообразное с точки зрения сценографии и техники: танцовщицы просто ходят волной, плотно прижавшись друг к другу, вокруг играющих музыкантов. Зато их костюмы - богато отделанные, красиво разукрашенные - сами по себе зрелище небезынтересное, а резкие высокие голоса красиво вплетаются в мелодию. Иногда певцы исполняют своеобразные "частушки", подначивая своих слушателей и предлагая им принять участие в пении и танце.
Однако подлинным открытием Магриба я считаю
Эссуэйру -
небольшой, но невероятно красивый бело-синий портовый город, находящийся на
расстоянии 3 часов езды как от Агадира, так и от Марракеша.
Эссуэйра существует на картах с VII века нашей эры, однако жизнь здесь всегда
была довольно тихая,
завоеватели, власти и торговцы не мешали ее неторопливому ритму. Тихие улочки,
небольшая медина (восточный базар), аккуратные домики,
толстые нахальные чайки и вездесущий запах рыбы - вот приметы Эссуэйры.
Именно туда мы в конце концов сбежали, покинув свой комфортабельный автобус и своих спутников - сбежали в поисках свободы, океана, ветра и...
разумеется, музыки!
Любителям психоделической музыки и технологий расширения сознания будет интересно узнать, что в Эссуэйре ежегодно проходит
фестиваль музыки и
танца Gnaoua Festival
-
шоу, объединяющее этно-музыкантов со всей Африки.
Гнауа - потомки черных рабов, завезенных в Марокко еще в Средние века. Про них
ходят невероятные легенды: они-де и знахари,
и колдуны, и умеют вгонять слушателя своей музыкой в мистический транс. Что и говорить,
музыка и танцы у них необычные:
обычно они представляют собой хоровое пение в сопровождении звонких железных
кастаньет и различного вида перкуссий.
Песни гнауа (если это можно назвать песнями) - довольно монотонные, и при этом -
очень страстные и живые. Они отчетливо
напоминают столь любимые нами стили:
регги, психоделику, традиционный госпел и транс - по сути, будучи "прародителем" этих жанров. При этом у песни обычно всего один
куплет, бесконечно
повторяющийся с разными дополнениями, а иногда песня вообще переходит в ритмическое соревнование перкуссионистов. Часто гнауа для усиления ощущений усиливается электрической ритм-секцией. На неподготовленного слушателя гнауа оказывает слегка зомбирующий эффект - не случайно эту музыку используют в обрядах жрецы Черного Континента.
В процессе пения танцоры замысловато прыгают и переворачиваются, изгибают тела и руки, раскачиваются и падают. Да и вид они
имеют колоритный: черные, эффектные, с дредами
и украшениями.
Раз в год (обычно это происходит в конце июля) толпы фолк-музыкантов заполняют
Эссуэйру и стремятся перещеголять друг друга
в трудном деле введения населения в транс. В этом году фестиваль проходил в
течение трех дней - с 24 по 27 июня - на
двух сценах. Надо сказать, что в фестивале приняли участие не только музыканты
гнауа, но и представители
многих других музыкальных традиций со всей Африки. Фестиваль проводится при активном участии самого короля Моххамеда Шестого, поэтому можно ожидать,
что это замечательное явление вы сможете увидеть и оценить и в следующем году.
А если вы соберетесь в Марокко осенью, вам посчастливится увидеть
Фестиваль народных искусств,
который ежегодно проводится в Марракеше на развалинах дворца Эль Бадия.
Фестиваль скоро отпразднует свой сороковой день Рожденья,
и представляет музыку и танцы всех народностей страны - именно уменьшенную
копию этого шоу мы и наблюдали
в Chez Ali.
Многие посетители Звуков уже открыли
для себя привлекательность музыкального туризма. Мы разъезжаем по зарубежным
рок-фестивалям, радуемся отечественным open-air'ам, проходящим в глухих лесах...
Но вообразите сложные чувства на лице вашего собеседника, когда на вопрос "где
ты провел лето?" вы небрежно кидаете:
- Да вот, ездил в Марокко на фестиваль гнауа...
Те из вас, кого заинтересовало, что же это за музыка, могут услышать
сборник с прошлогоднего фестиваля:
Festival D'Essaouira "Gnaoua" 2003
1967 – Джими Хендрикс первый раз сжег свою гитару на публичном выступлении »»
Lowell FULSON (1921)
Tommy JACKSON (1926)
Herb ALPERT (1935)
Thijs Van LEER (1948)
Mick RALPHS (1948)
Tony BROCK (1954)