Джон МакЛафлин (John McLaughlin), как и подобает музыканту с необозримой
творческой биографией, в свое время испробовал не один способ расширения
сознания, но вовремя "повернулся к Индии", и научился достигать желаемого
эффекта без помощи допинга, растворяясь в музыке, в звуке, как в иной реальности.
Привезенная им в Москву группа индийских музыкантов Remember Shakti -
это реинкарнация недолго просуществовавшей, но оставившей неизгладимый след в
истории World Music знаменитой Shakti (1975 - 78). Из старого
состава, помимо самого МакЛафлина, остался легендарный перкуссионист Закир
Хуссейн (Zakir Hussain) - непревзойденный мастер игры на табла,
послужной список которого занял бы половину этого текста. Место Викку
Винаякрама (T.H. Vikku Vinayakram) занял его сын Сельваганеш (V.
Selvaganesh), к ним присоединился виртуоз игры на мандолине Упалаппу
Шринивас (U. Srinivas) по прозвищу "Мандолина" и вокалист из Бомбея
Шанкар Махадеван (Shankar Mahadevan). Группа возникла в 1997 году, и с
тех пор успешно гастролирует, записывает альбомы а "концертник" Saturday
Night In Bombay - в обязательном порядке имеется в фонотеке каждого
уважающего себя ценителя жанра.
...Внушительная очередь на входе: как известно, в целях нашей безопасности
пропускная способность дверей в МДМ значительно уменьшилась. Впрочем, публика
интеллигентная, и, ожидая встречи с прекрасным, никто никого не давит.
Полупустой зал внимает обращению Александра Чепарухина: концерт
задерживается - ждем, пока пройдут все желающие, потому что движение в зале во
время концерта может нарушить правильное восприятие "хрупкого медитативного
действа"... Ждем...
Вокруг - неликвидированные последствия недавнего выпускного бала: потрепанные
гирлянды воздушных шариков, незакрытая оркестровая яма засыпанная конфетти,
надежно отделяющая сцену от первых рядов.
:Мимо проходят мужчины в длинных одеждах, барышни, нежно позвякивающие при
ходьбе бубенчиками, узнаваемые персонажи родного шоу-бизнеса... Как всегда,
много иностранцев - традиция Greenwavе'-овских концертов.
...Огромная, медленно просачивающаяся сквозь металлоискатели толпа, неумолимо
заполняет зал, лишая "людей без места" последней надежды помедитировать в
уютном кресле. В зале - переаншлаг: даже на лестнице и на полу свободных мест
практически нет!
И, наконец - они! В длинных индийских одеяниях, неспешные и просветленные,
вышли, сели полукругом на коврики на специально сооруженном на сцене подиуме:
слева и справа - перкуссионисты , в центре - вокалист, по обе руки от него -
мандолина и гитара. И - дальше только музыка... То самое "хрупкое и
медитативное" началось.
Остальное помнится фрагментами...
Картина первая.
Счастливчики уютно сползли в креслах, половина зала
прикрыла веки и расслабилась, половина медитирует с широко раскрытыми глазами.
Дуэты и диалоги мандолины и гитары, или инструменты и голос, звучащие в
унисон, бесконечные индийские импровизации, сами влекущие за собой музыкантов,
волшебные звуки индийской перкуссии, дополняемые иногда вполне европейским
"железом" имеющимся в арсенале Закира Хуссейна: - как можно описать
музыку, не предназначенную для восприятия умом! Музыку, которую не надо
пытаться понять - надо просто раствориться и существовать внутри нее..
Я устроилаь поближе к пульту. Неудобная ступенька полностью расслабиться не
позволяет (и в лотос-то не сядешь - тесновато!), зато сверху можно завороженно
следить за руками музыкантов - тонкие пальцы МакЛафлина, летящие ладони
перкуссионистов, несущие звук гОлоса руки-птицы Махадевана - вряд ли
это гипнотическое зрелище было доступно тем, кто сидел в первых рядах партера:
слишком высокая сцена не давала увидеть всю картину происходящего.
Картина вторая
Те же и публика, дружно хлопающая в ладоши вместе с
музыкантами, пока Сельваганеш исполняет соло на своем знаменитом
'кувшине' - хатаме и прочих инструментах Захватывающее соло длится минут
десять. Руки хлопающих не чувствуют усталости...
Картина третья.
Те же и соло Закира Хуссейна - и дождавшиеся
счастливого момента поклонники знаменитого музыканта внимают фантастическим
звукам. И кажется, что один человек, имея всего две руки не может исполнять
такую музыку. И звуки табла, способные заменить и ударную установку и
бас-гитару и вокал, способные держать зал сколь угодно долго, а иногда для
всеобщего удовольствия наигрывать фрагменты знакомых мелодий, вызывающие
радостный смех в зале...
Картина четвертая. Те же и дуэт - Закир - Сельваганеш - и мощность звука приближается к рок-концерту, только энергетика совершенно иная. А зал, затаив дыхание сидевший в начале представления, хлопает, топает и визжит после каждого виртуозного пассажа...
Когда все закончилось, оказалось, что нас не было около двух часов.
Точнее мы были - но где-то не совсем здесь... И сейчас все еще где-то
между... Как-то неожиданно все закончилось, в самый кульминационный момент.
Доля секунды - тишина и, с удвоенной силой - рев и визг публики, не желающей
возвращаться в эту реальность.
Дружные попытки вызвать музыкантов на бис, не отпустить вообще никуда,
успехом, естественно, не увенчались: сеанс медитации закончился, пройдя, как
и положено, на едином дыхании. И после долгих поклонов музыканты покинули зал.
Эпилог
Выходили медленно и как-то нешумно. Стояли у выхода и почти не
разговаривали. В голове что-то повернулось, но не хотелось это анализировать и
обсуждать: вероятно - инстинктивное стремление унести с собой, не расплескав
по пути, нечто новое, воспринятое этим вечером, который по аналогии с
концертным альбомом группы уже окрестили "Monday Night in Moscow"
Дата рождения:
4 января 1942
Ruth BROWN (1928)
Roland ALPHONSO (1931)
Ronald Shannon JACKSON (1940)
Maggie BELL (1945)
George DUKE (1946)
Павел КОЛЕСНИК (1958)
Per GESSLE (1959)