Сергей Калугин, которого многие до
сих пор упорно и уперто считают
бардом, всегда тяготел к тяжелой музыке. "Я ведь хэви-метал играл достаточно
долгий период. С 1986 года по 1989. Написали реквием с латинским текстом, все
примочки у нас уже были тогда..." Порой, даже выступая в одиночку после
какой-нибудь громкой рок-группы, этот музыкант просто хорошей, техничной и безо
всякого зверства игрой на акустической гитаре мог поставить на уши аудиторию
любой численности... при этом иногда на его концертах барышни плакали в
платочек, а иногда сгрудившиеся в партере совершенно искренне трясли хайрами и
бились о край сцены. И те, и другие были правы.
Тем не менее, альянс Калугина и группы Артель, сложившийся
в 1999 году и
получивший невероятное название Оргия Праведников, рокеры приняли
осторожно, а некоторые уже имевшиеся и у Калугина и у Артели поклонники - в
штыки. Одновременно,
правда, новым составом заинтересовались те, кому раньше и рафинированный
арт-н-фолк Артели, и песни Калугина были по барабану. Среди московских
любителей металла ползли слухи о "странной новой группе".
Вышедшие с этого периода альбом и пара синглов были восприняты крайне
неоднозначно. Критики наперебой корили музыкантов за заигрывание с "банальным и
пошлым" хэви-саундом, а кто-то даже усмотрел в их новых опусах попытку
спекуляций на стилистике а-ля Черный Обелиск. Альбом "Оглашенные
Изыдите" высокоученый Сергей Жариков на страницах
"КонтрКультУры" заклеймил как "эзотерику на музыку урлы".
Почему-то при столкновении с тяжелым роком интеллектуалы, все, как
один, дружно лишаются способности анализировать достоинства и недостатки
сыгранного, и в бездумном неприятии подобной музыки объединяются с подъездными бабушками.
Никто не ожидал, что это начинание продлится достаточно долго, но в 2004 году
загадочная группа отметила свое
пятилетие двумя концертами.
10 июня Оргия отыграла в "Точке", а 24 пригласила особо заинтересованных лиц в
круиз по Москве-реке на борту речного трамвайчика "Москва-28", более
известного, как клуб "Корабль Плывет". О последнем событии расскажем особо.
Сразу, правда, следует удрученно отметить - к приему ансамблей такого класса
клуб оказался совершенно не готов. В тесной скорлупке речного трамвайчика
могучему звуку группы было откровенно тесно. Настройка инструментов, которую
собравшиеся на Киевском причале меломаны имели честь слышать, пока корабль
швартовался, продолжалась еще и некоторое время после отплытия. И все равно
микрофоны периодически посвистывали. Обидно, ибо концерт записывался. Кроме
того, из-за проблем с аппаратурой были выброшены из программы песни, где при
исполнении требовался второй, безладовый бас: отступать от своих оригинальных
аранжировок и пытаться исполнить номера вроде "Черной Луны" абы как
музыканты не пожелали. В довершение всех бед в динамиках, вынесенных на верхнюю
палубу (на нижней все просто не помещались) поначалу напрочь отсутствовала
электрогитара. Надо признать: идея плавучего рок-клуба сама по себе забавна,
но ее практическое воплощение требует серьезной переработки.
Мужественно преодолевая все сваливающиеся на них по ходу выступления звуковые
напасти, группа где-то к середине первого отделения смогла-таки одержать над
ними верх и подарить своим поклонникам концерт, который они забудут еще не
скоро. К тому же некоторая изоляция от твердой земли располагала к
неформальному общению талантов с поклонниками. Результаты же этого общения
оказались сами по себе достаточно интересны.
В числе самых первых была исполнена недавно вышедшая синглом и уже всех заинтриговавшая песня "Последний Воин Мертвой Земли": лаконичный, мрачный и рубленый номер. "Нам нужно было оперативно высказаться - как ударить, - рассказывал после выступления Сергей, - Поэтому у нее такое простое звуковое решение. Она не войдет в готовящийся альбом, а сам альбом будет принципиально иным по звуку..."
Весь материал для нового альбома уже записан (давно пора), выход его ожидается
осенью, а в настоящий момент происходит микширование. Интересно, что
предполагается выпустить диск в двух вариантах - в обычной стереораскладке, и в
формате 5.1, известном главным образом по саундтрекам фильмов на DVD. Формат
этот для звукозаписи сравнительно новый: да, уже вышло некоторое количество
переизданий классических рок-альбомов с такой раскладкой, однако изначально
микшированные в 5.1 диски пока что можно пересчитать по пальцам. Навскидку
можно вспомнить разве что последние релизы Питера Гэйбриэла и Iron
Maiden. Что же, у Оргии Праедников с их новаторским подходом есть шанс
оказаться в неплохой компании...
А нового альбома ждут давно. Пока что, например, изысканную, под средневековье,
аранжировку старой доброй песни "Виноград" можно услышать лишь на
концертах и на ходящих по рукам бутлеговых записях самого разного качества.
Бутлеги? Пусть их, - считают музыканты. Если кому-то надо засорять свой
комьютер mp3-файлами - весь материал альбома "Оглашенные Изыдите"
представлен на сайте группы. Оригинальные издания всегда будут лучше по
качеству. "Вот мы последний сингл выпустили - в кошелечке, болваночка
полупрозрачная... Невыгодно подделывать". Так в наше стяжательское время
могут рассуждать лишь уверенные в своих силах артисты.
Концерт, между тем, продолжался. Очень позабавила публику версия
гребенщиковской "Кад Годдо", отдававшая модным киндергартен-метал.
Должно быть в этот момент и на левом, и на правом берегу Москвы-реки дружно
икалось многочисленным фанатам HIM и 69 Eyes. Были сыграны и
прекрасно известная по сольным выступлениям Калугина "Пастушка Адель", и
"Фонарь", памятный многим по давним концертам Артели. "Группа эта не
умерла, просто ее история продолжается под новым названием и в ином
качестве", - прояснили ситуацию после выступления музыканты.
Кстати о смерти и возрождении. Многих и по сей день интригует фраза "ничего
нет прекраснее смерти...", финальная строка песни "Радость Моя".
Как же так? "Не познав смерть, не познаешь и жизнь, - считает Калугин, -
Это горький, страшный и неприятный опыт, но он необходим, и потому по своему прекрасен".
В общем-то, все творчество Оргии Праведников соткано из таких вот, на первый
взгляд, парадоксальных моментов. Старые поклонники пугаются тяжелого звука, и
интеллектуалы принимают нынешнюю музыку группы в штыки? Они видят только часть
явления. Противоречие между электричеством и акустикой, между металлическими
гитарными риффами и аккуратными соло акустической гитары и флейты - кажущееся.
Как и название Оргия Праведников, кстати. Здесь происходит синтез. "Знаете,
кто наши ближайшие аналоги, хотя и совершенно на нас непохожие?
Rammstein и Sepultura. Они синтезировали в своих лучших работах
все самое яркое, что было во взрастивших их культурах..."
Интересная идея. Во-всяком случае прозвучавший в этот вечер "эпик"
"Туркестанский Экспресс" в идею "синтетического искусства" вписывается
на все сто. Тут есть и тяжелый металлический забой, и мрачноватые
среднеазиатские мотивы, и характерная для русского рока повествовательность.
Здесь обращает на себя внимание тот факт, что в хиленьких отечественных
рок-традициях утвердился какой-то дурацкий водораздел между собственно "русским
роком" и претендующим на "фирменность" "русским металлом". Так вот, поместить
творчество Оргии Праведников с какой-нибудь из двух упомянутых сторон
невозможно - оно все равно покрывает обе. Столь грамотного сочетания былинного
размаха эпичности с грубоватым бытовым реализмом сейчас, наверное, больше ни у
кого не услышать.
По окончании концерта на верхней палубе открылся импровизированный лоток с
компакт-дисками и мерчандайзом группы. "Сейчас продажей своих записей можно
реально зарабатывать, только торгуя вразнос или имея свою фирму", -
удрученно вздыхали музыканты. Тем не менее с недавних пор дела Оргии пошли на
лад - у группы даже появились фирменные футболки с логотипом, в котором одним
чудится некий китайский иероглиф, а другим (вы будете смеяться, но есть и
такие) - пара имеющих дурную славу молний. Не боятся ли музыканты, что после
жестокого боевого гимна "Последний Воин..." в печати появятся скандальные
статьи типа "Оргия Праведников с косой челкой"? Нет, только
отмахиваются. К тому же Гитлер никогда не имел копирайта на все эти,
придуманные задолго до него символы.
Ну, а здесь и без некоторого прояснения обстановки по части символов не
обойтись. Известно, что в представлении многих, Калугин сидит над фолиантами XV
века и изучает некие древние тексты. Такие ребята начинают выкапывать в песнях
Оргии Праведников страшную кабалистическую символику. Как ни странно, самому
Сергею все это не слишком близко. "Даже боги всегда говорили с людьми на
общепонятном языке. Все их примеры - птички, рыбки... Проблема в том, что для
лиц с низким культурным уровнем даже какие-то некогда общедоступные культурные
понятия будут казаться "эзотерическими"... Но если кто-то после этого концерта
начнет по-настоящему думать - уже хорошо".
А тяжелый звук - для того, чтобы пробить барьеры, достучаться, добудиться? Нет,
это было бы банально. Тяжелый звук - это лишь одна из красок в палитре группы...
Уже стемнело, когда кораблик вернулся к Киевской набережной. Часы на вокзальной башне показывали ровно полночь.
Московская группа "Оргия Праведников" образовалась в 1999 году в результате объединения арт-роковой команды "Артель" и поэта и гитариста Сергея Калугина.
Дата образования:
1 января 1999
Подробности из жизни:
Московская группа "Оргия Праведников" образовалась в 1999 году в
результате объединения арт-роковой команды "Артель" и поэта и
гитариста Сергея Калугина.
Звучание группы определяется сочетанием акустической (флейта и акустическая гитара) и "электрической" (ударные, электрогитара и бас) составляющих.
С момента образования группа декларировала своей целью формирование нового
стиля, в котором наиболее ценные и интересные наработки отечественной
музыкальной традиции гармонично сочетались бы с традицией мировой
рок-музыки. Задача эта была сложна, поскольку в основе русской музыкальной
культуры лежит романс, с его чрезвычайно свободным дыханием. Тогда как
рок-музыка подразумевает прежде всего четкую и подробную ритмизацию. Но
соединение несоединимого - конёк группы, это следует уже из названия
коллектива.
Оказалось, что использование скоростных и крайне сложных
ритмических элементов ритм-секции, характерных для прогрессив-рока, в
сочетании с широкой и свободно льющейся…
1965 – В Мерсере, Пенсильвания, родился Трент Резнор - "голос поколения миллениума", лидер Nine Inch Nails, владелец студии Nothing Records, инди-музыкант, достигший мировой славы. Резнора часто называют "крестным отцом" Мэрилина Мэнсона »»
1997 – Пол Маккартни провел самое масштабное интернет-интервью. Во время онлайн-презентации альбома Flaming Pie экс-битл в течение 30 минут получил около 3 миллионов вопросов. Ответить Маккартни успел лишь на 200 из них »»
David IZENON (1932)
Jackie MCLEAN (1932)
Taj MAHAL (1942)
Bill BRUFORD (1948)
Gosta SUNDQVIST (1957)
ENYA (1961)
Josh HOMME (1973)