Сергей Калугин, которого многие до
сих пор упорно и уперто считают
бардом, всегда тяготел к тяжелой музыке. "Я ведь хэви-метал играл достаточно
долгий период. С 1986 года по 1989. Написали реквием с латинским текстом, все
примочки у нас уже были тогда..." Порой, даже выступая в одиночку после
какой-нибудь громкой рок-группы, этот музыкант просто хорошей, техничной и безо
всякого зверства игрой на акустической гитаре мог поставить на уши аудиторию
любой численности... при этом иногда на его концертах барышни плакали в
платочек, а иногда сгрудившиеся в партере совершенно искренне трясли хайрами и
бились о край сцены. И те, и другие были правы.
Тем не менее, альянс Калугина и группы Артель, сложившийся
в 1999 году и
получивший невероятное название Оргия Праведников, рокеры приняли
осторожно, а некоторые уже имевшиеся и у Калугина и у Артели поклонники - в
штыки. Одновременно,
правда, новым составом заинтересовались те, кому раньше и рафинированный
арт-н-фолк Артели, и песни Калугина были по барабану. Среди московских
любителей металла ползли слухи о "странной новой группе".
Вышедшие с этого периода альбом и пара синглов были восприняты крайне
неоднозначно. Критики наперебой корили музыкантов за заигрывание с "банальным и
пошлым" хэви-саундом, а кто-то даже усмотрел в их новых опусах попытку
спекуляций на стилистике а-ля Черный Обелиск. Альбом "Оглашенные
Изыдите" высокоученый Сергей Жариков на страницах
"КонтрКультУры" заклеймил как "эзотерику на музыку урлы".
Почему-то при столкновении с тяжелым роком интеллектуалы, все, как
один, дружно лишаются способности анализировать достоинства и недостатки
сыгранного, и в бездумном неприятии подобной музыки объединяются с подъездными бабушками.
Никто не ожидал, что это начинание продлится достаточно долго, но в 2004 году
загадочная группа отметила свое
пятилетие двумя концертами.
10 июня Оргия отыграла в "Точке", а 24 пригласила особо заинтересованных лиц в
круиз по Москве-реке на борту речного трамвайчика "Москва-28", более
известного, как клуб "Корабль Плывет". О последнем событии расскажем особо.
Сразу, правда, следует удрученно отметить - к приему ансамблей такого класса
клуб оказался совершенно не готов. В тесной скорлупке речного трамвайчика
могучему звуку группы было откровенно тесно. Настройка инструментов, которую
собравшиеся на Киевском причале меломаны имели честь слышать, пока корабль
швартовался, продолжалась еще и некоторое время после отплытия. И все равно
микрофоны периодически посвистывали. Обидно, ибо концерт записывался. Кроме
того, из-за проблем с аппаратурой были выброшены из программы песни, где при
исполнении требовался второй, безладовый бас: отступать от своих оригинальных
аранжировок и пытаться исполнить номера вроде "Черной Луны" абы как
музыканты не пожелали. В довершение всех бед в динамиках, вынесенных на верхнюю
палубу (на нижней все просто не помещались) поначалу напрочь отсутствовала
электрогитара. Надо признать: идея плавучего рок-клуба сама по себе забавна,
но ее практическое воплощение требует серьезной переработки.
Мужественно преодолевая все сваливающиеся на них по ходу выступления звуковые
напасти, группа где-то к середине первого отделения смогла-таки одержать над
ними верх и подарить своим поклонникам концерт, который они забудут еще не
скоро. К тому же некоторая изоляция от твердой земли располагала к
неформальному общению талантов с поклонниками. Результаты же этого общения
оказались сами по себе достаточно интересны.
В числе самых первых была исполнена недавно вышедшая синглом и уже всех заинтриговавшая песня "Последний Воин Мертвой Земли": лаконичный, мрачный и рубленый номер. "Нам нужно было оперативно высказаться - как ударить, - рассказывал после выступления Сергей, - Поэтому у нее такое простое звуковое решение. Она не войдет в готовящийся альбом, а сам альбом будет принципиально иным по звуку..."
Весь материал для нового альбома уже записан (давно пора), выход его ожидается
осенью, а в настоящий момент происходит микширование. Интересно, что
предполагается выпустить диск в двух вариантах - в обычной стереораскладке, и в
формате 5.1, известном главным образом по саундтрекам фильмов на DVD. Формат
этот для звукозаписи сравнительно новый: да, уже вышло некоторое количество
переизданий классических рок-альбомов с такой раскладкой, однако изначально
микшированные в 5.1 диски пока что можно пересчитать по пальцам. Навскидку
можно вспомнить разве что последние релизы Питера Гэйбриэла и Iron
Maiden. Что же, у Оргии Праедников с их новаторским подходом есть шанс
оказаться в неплохой компании...
А нового альбома ждут давно. Пока что, например, изысканную, под средневековье,
аранжировку старой доброй песни "Виноград" можно услышать лишь на
концертах и на ходящих по рукам бутлеговых записях самого разного качества.
Бутлеги? Пусть их, - считают музыканты. Если кому-то надо засорять свой
комьютер mp3-файлами - весь материал альбома "Оглашенные Изыдите"
представлен на сайте группы. Оригинальные издания всегда будут лучше по
качеству. "Вот мы последний сингл выпустили - в кошелечке, болваночка
полупрозрачная... Невыгодно подделывать". Так в наше стяжательское время
могут рассуждать лишь уверенные в своих силах артисты.
Концерт, между тем, продолжался. Очень позабавила публику версия
гребенщиковской "Кад Годдо", отдававшая модным киндергартен-метал.
Должно быть в этот момент и на левом, и на правом берегу Москвы-реки дружно
икалось многочисленным фанатам HIM и 69 Eyes. Были сыграны и
прекрасно известная по сольным выступлениям Калугина "Пастушка Адель", и
"Фонарь", памятный многим по давним концертам Артели. "Группа эта не
умерла, просто ее история продолжается под новым названием и в ином
качестве", - прояснили ситуацию после выступления музыканты.
Кстати о смерти и возрождении. Многих и по сей день интригует фраза "ничего
нет прекраснее смерти...", финальная строка песни "Радость Моя".
Как же так? "Не познав смерть, не познаешь и жизнь, - считает Калугин, -
Это горький, страшный и неприятный опыт, но он необходим, и потому по своему прекрасен".
В общем-то, все творчество Оргии Праведников соткано из таких вот, на первый
взгляд, парадоксальных моментов. Старые поклонники пугаются тяжелого звука, и
интеллектуалы принимают нынешнюю музыку группы в штыки? Они видят только часть
явления. Противоречие между электричеством и акустикой, между металлическими
гитарными риффами и аккуратными соло акустической гитары и флейты - кажущееся.
Как и название Оргия Праведников, кстати. Здесь происходит синтез. "Знаете,
кто наши ближайшие аналоги, хотя и совершенно на нас непохожие?
Rammstein и Sepultura. Они синтезировали в своих лучших работах
все самое яркое, что было во взрастивших их культурах..."
Интересная идея. Во-всяком случае прозвучавший в этот вечер "эпик"
"Туркестанский Экспресс" в идею "синтетического искусства" вписывается
на все сто. Тут есть и тяжелый металлический забой, и мрачноватые
среднеазиатские мотивы, и характерная для русского рока повествовательность.
Здесь обращает на себя внимание тот факт, что в хиленьких отечественных
рок-традициях утвердился какой-то дурацкий водораздел между собственно "русским
роком" и претендующим на "фирменность" "русским металлом". Так вот, поместить
творчество Оргии Праведников с какой-нибудь из двух упомянутых сторон
невозможно - оно все равно покрывает обе. Столь грамотного сочетания былинного
размаха эпичности с грубоватым бытовым реализмом сейчас, наверное, больше ни у
кого не услышать.
По окончании концерта на верхней палубе открылся импровизированный лоток с
компакт-дисками и мерчандайзом группы. "Сейчас продажей своих записей можно
реально зарабатывать, только торгуя вразнос или имея свою фирму", -
удрученно вздыхали музыканты. Тем не менее с недавних пор дела Оргии пошли на
лад - у группы даже появились фирменные футболки с логотипом, в котором одним
чудится некий китайский иероглиф, а другим (вы будете смеяться, но есть и
такие) - пара имеющих дурную славу молний. Не боятся ли музыканты, что после
жестокого боевого гимна "Последний Воин..." в печати появятся скандальные
статьи типа "Оргия Праведников с косой челкой"? Нет, только
отмахиваются. К тому же Гитлер никогда не имел копирайта на все эти,
придуманные задолго до него символы.
Ну, а здесь и без некоторого прояснения обстановки по части символов не
обойтись. Известно, что в представлении многих, Калугин сидит над фолиантами XV
века и изучает некие древние тексты. Такие ребята начинают выкапывать в песнях
Оргии Праведников страшную кабалистическую символику. Как ни странно, самому
Сергею все это не слишком близко. "Даже боги всегда говорили с людьми на
общепонятном языке. Все их примеры - птички, рыбки... Проблема в том, что для
лиц с низким культурным уровнем даже какие-то некогда общедоступные культурные
понятия будут казаться "эзотерическими"... Но если кто-то после этого концерта
начнет по-настоящему думать - уже хорошо".
А тяжелый звук - для того, чтобы пробить барьеры, достучаться, добудиться? Нет,
это было бы банально. Тяжелый звук - это лишь одна из красок в палитре группы...
Уже стемнело, когда кораблик вернулся к Киевской набережной. Часы на вокзальной башне показывали ровно полночь.
Московская группа "Оргия Праведников" образовалась в 1999 году в результате объединения арт-роковой команды "Артель" и поэта и гитариста Сергея Калугина.
Дата образования:
1 января 1999
Подробности из жизни:
Московская группа "Оргия Праведников" образовалась в 1999 году в
результате объединения арт-роковой команды "Артель" и поэта и
гитариста Сергея Калугина.
Звучание группы определяется сочетанием акустической (флейта и акустическая гитара) и "электрической" (ударные, электрогитара и бас) составляющих.
С момента образования группа декларировала своей целью формирование нового
стиля, в котором наиболее ценные и интересные наработки отечественной
музыкальной традиции гармонично сочетались бы с традицией мировой
рок-музыки. Задача эта была сложна, поскольку в основе русской музыкальной
культуры лежит романс, с его чрезвычайно свободным дыханием. Тогда как
рок-музыка подразумевает прежде всего четкую и подробную ритмизацию. Но
соединение несоединимого - конёк группы, это следует уже из названия
коллектива.
Оказалось, что использование скоростных и крайне сложных
ритмических элементов ритм-секции, характерных для прогрессив-рока, в
сочетании с широкой и свободно льющейся…
1993 – Умер композитор и джаз-роковый виртуоз Фрэнк Заппа. Перед смертью он не успел закончить свой шедевр - альбом, который должен был быть записан целиком под водой »»
Jeff BRIDGES (1949)
Cassandra WILSON (1955)
JAY-Z (1969)
Robby VALENTINE (1969)
Ferry CORSTEN (1973)