Ближайший аналог фестиваля "Aerodrome" в России - "Нашествие". То есть open-air за чертой мегаполиса со звездами, которым любит подпевать народ, пьяным кемпингом и антисанитарией. 2 дня, 2 сцены, 25 групп. Но этим сходство исчерпывается - и начинается сплошная белая зависть: австрийцы, к примеру, могут себе позволить развлекать на фестивале 150 000 человек и пригласить в качестве хедлайнеров Red Hot Chili Peppers, Metallica и Slipknot, а мы - пока нет. Amorphis для такого шоу - группа на разогреве, не более. Soulfly так и вовсе на большую сцену не пустят: паситесь, ребята, в ангаре, подальше от истинных звезд. Австрийцы могут поставить добротную сцену и сделать звук, от которого не гудит в голове, а у нас такого звука на сцене и в лучших залах столицы практически не бывает, что уж говорить о "специализированных" концертах металлических групп.
В 2004 году фестиваль "Аэродром" проводился впервые, однако в планах у его организаторов - пять лет тяжелого угара на территории мирного городка Wiener Neustadt. Площадка действительно представляет собой аэродром, построенный в начале 30-х годов и использовавшийся Вермахтом в качестве "аэродрома подскока" после аншлюса в 1938-м, а позже - советскими войсками после освобождения. С 1954 года аэродром использовался для базирования гражданской авиации, постепенно его жизнь пришла в упадок. И тут в середине 80-х предприимчивым концертным агентствам пришло в голову, что это - великолепное место для проведения открытых концертов: поле расположено недалеко от столицы, не досаждает никому шумом, периметр закрыт (аэродром-то военный), а ангары можно использовать в качестве дополнительных площадок. С тех пор концерты, звучавшие на венском аэродроме, гуляют по Европе в качестве бутлегов и официальных концертников: в 1991 году здесь играли один из последних концертов Pink Floyd, сюда заезжали перед развалом Smashing Pumpkins, сейчас там выступают все - от Avril Lavigne до Iggy Pop and the Stooges.
Площадка встречает нас месивом черной грязи, унылым дождем и рассерженными
аборигенами, пытающимися ставить палатки друг у друга на головах. Наш путь
лежит в пресс-центр, где мы с изумлением получаем аккредитации. Несмотря на то,
что наш запрос к организаторам остался без ответа, нас, оказывается, здесь
ждали. Правда, как выясняется, возможности работать это еще не дает:
пресс-конференций звезды не устраивают, фотографы проходят к сцене строго по списку,
утвержденному у лейблов грамзаписи. Сильно опечаленные, мы ставим палатку и
идем ошиваться в пресс-центр, когда нас осеняет блестящая идея...
Надо сказать, с расположением пресс-центру повезло. Он находится строго между
двумя сценами на небольшом пригорочке, отделенный от фестивального поля
проволочной сеткой. Поэтому, в отличие от основной массы слушателей, мы можем
безо всякого ущерба для здоровья наблюдать шоу всего в каких-нибудь 50 метрах от
сцены... а звук, как я уже сообщила, на фестивале превосходен. Правда,
впечатление портят потребители пива, отправляющиеся к забору, чтобы отлить: ряд
туалетов расположен далеко за пределами досягаемости фанатов. Удобно
угнездившись на заборе, наш фотограф Надя Лебедева расчехляет
телеобъектив и начинает работу, изредка спускаясь в фото-кит (в частности, на
съемки RHCP). Результат ее героических действий украсил этот репортаж...
Открывают фестиваль The Stands -
представители новой британской волны, на счету которых - средней вменяемости
дебют "All Years Leaving" и средней жесткости ротация на MTV. Мелодичный
рок с уклоном в металлические баллады сопровождает нас далее везде, поэтому
тратить ваше время на их описание я не буду. Тем более, что часть выступающих в
первой половине дня команд хорошо известна русскому слушателю: в разное время мы
уже имели возможность услышать H-Blockx, Soulfly, Static X и
Amorphis, а те, кто ездит с нами на фестиваль Sziget, знакомы и с немецкими представителями
тяжелой сцены.
Таким образом, день первый начнется для вас выступлением американских
альтернативных металлистов Life of Agony, чей барабанщик Sal
Abruscato, известный также по работе в Type 0 Negative, букально
вырубает толпу зубодробительным пятиминутным соло. Надо сказать, в последние
годы команда из 80-х все дальше уходит на поля пост-гранджа, увлеченно
разрабатывая темы инди-боевиков для людей с высоким IQ, и потому чаще вызывает
у народа благоговейную оторопь, чем желание попрыгать и помахать "козой".
Когда на вахту заступают панк-металлические рыцари Die Toten Hosen, толпа с облегчением "выпускает пар", мгновенно запестрев плакатами и сжатыми в революционном порыве кулаками. Лидер-вокалист группы, суровый харизматик Campino, начинает наступление (ибо выступлением это назвать сложно) угрожающей Hier Kommt Alex". И далее - по нарастающей: песни-агитки о главах европейских государств, о проблеме борьбы с наркоманией, о суициде... Если бы DTH жили в России, здесь они подвинули бы со сцены сразу две "народно-патриотические" команды: Алису и Король и Шут. Даже сценические образы группа выбирает подходящие - немецкий орел в ее символике так же мил немецкому сердцу, как русскому - красная звездочка "Алисы". Кстати, это вовсе не значит, что группа полностью замкнута на немецкую песенную традицию: ее кавер-версия хита Clash "Should I Stay or Should I Go" даст сто очков вперед многим американским эпигонам.
А теперь о грустном. Pixies.
Легендарная инди-группа, чье имя стало
нарицательным для поклонников гранджа - именно это название в афише фестиваля
предопределило нашу поездку. В рядах поклонников "Pixies" бытует язвительная
легенда, что Курт Кобейн покончил с собой, когда в 1992 развалилась группа, у
которой он воровал идеи - и, надо признать, источники вдохновения
Nirvana прослеживаются в творчестве Фрэнка Блэка (Francis Black) с
легкостью. Вам их музыка тоже знакома: именно под нее рушатся небоскребы в
фильме "Бойцовский клуб". Однако триумфальное возвращение мастеров, на которое
уповали многие поклонники жанра, обернулось для Блэка и компании воистину
трагикомической историей. В отсутствие нового материала группа исполняла
зафиксированный на недавно вышедшем "бесте" беспроигрышный материал: "Into
the White", "Winterlong", "Bone Machine", "Monkey Gone to Heaven" и т.п.,
однако не побеспокоилась о
том, чтобы должным образом оформить свое выступление и отстроить звук. В итоге
разогретая предыдущим выступлением толпа с некоторым недоумением и возрастающей
неприязнью наблюдала пять статичных фигур (даже Ким Дил (Kim Deal),
всегда славившаяся сердечным общением с публикой, выглядела несколько
подмороженной), а также затыкала уши от постоянно заводящихся микрофонов.
Полный и безоговорочный провал. Публика даже не стала требовать долива после
отстоя, безропотно отпустив людей в красных футболках обратно в Лету.
Это выступление разбило мое фанатское сердце... ровно на полчаса, ибо последовавший
затем сет полностью утешил и порадовал всех присутствовавших.
Сложно себе представить, что Red Hot Chili Peppers выступают уже 20 лет.
На сцене появились злые и
голодные молодые люди с блеском в глазах и свежими голосами. Все они - легенды:
барабанщик Чад Смит (Chad Smith), гитарист Джон Фручанте (John
Frusciante) и басист Фли (Flea)... но этот великолепный состав
удерживает железной хваткой невероятный лидер-вокалист Энтони Киддис
(Anthony Kiedis). В числе первых вещей звучит "By the Way" -
песня с нового альбома группы "The Will To Death", релиз которого
намечен на август. Публику не нужно разогревать, она с благодарностью принимает
и новые, и старые песни - "Scar Tissue", "Give It Away" и мега-хиты,
которые способен подпевать даже тот, кто не слышал
целиком ни одного альбома группы - к таким относится, например, гениальная
"Under The
Bridge".
На протяжении двухчасового концерта Энтони
умудряется продемонстрировать публике всю палитру эмоций, умудряясь быть
одновременно и напористым, и трогательным, и забавным, и бесконечно серьезным.
При этом он не только не затеняет собой остальных участников группы, но и
предоставляет им для инструментальных композиций значительную часть концерта.
Местами RHCP начинают джемовать прямо
посередине песни:
изобретательное соло на басу, которое Фли продемонстрировал на известной
"Around The World", перерастает в забавную "перепалку" между ним и
Джоном; постепенно в нее втягивается и вся группа, и публика.
Кульминацией выступления становится потрясающая версия классической композиции Джими Хендрикса (Jimi Hendrix) "Fire", в которую Джон привносит сугубо "пепперовский" лоск. Совершенно очевидно, что с годами мастерство профессиональных музыкантов растет; но немногие, подобно RHCP, умеют сочетать мастерство музыканта с мастерством сценическим. Наблюдать каждого из них на сцене бесконечно интересно и поучительно: при очевидной невооруженным глазом разнице в характерах и подаче материала эти люди умеют работать вместе с сумасшедшей отдачей.
Финал лучшего сета дня. Поле покрыто огоньками зажигалок, народ поет хором, обнявшись, и не желает отпускать RHCP со сцены. Когда Энтони в третий раз вежливо прощается, благодаря всех за теплый прием, публика, нимало не теряя энергии, не желает расходиться - даром что на дворе уже час ночи. Но тут на разгоряченные головы начинает весьма кстати литься отрезвляющий дождь, и всем метал-хэдам приходится волей-неволей отправиться в кемпинг на заслуженный ночлег.
Продолжение следует...
1940 – Фрэнк Винсент Заппа - американский композитор, певец, гитарист, сатирик и режиссер - родился в Балтиморе. За свою 33-летнюю музыкальную карьеру Заппа выпустил более 60 альбомо - сольных и в составе своей группы The Mothers of Invention. Лауреат премии Grammy »»
1946 – Родился Карл Уилсон - один из основателей серф-группы Beach Boys »»
Steve ALLEN (1921)
Frank ZAPPA (1940)
Carla THOMAS (1942)
Reinhard MEY (1942)
Walter WASHINGTON (1943)
Albert LEE (1943)
Martin BELMONT (1948)
Betty WRIGHT (1953)
Алексей РЫБИН (1960)