Ближайший аналог фестиваля "Aerodrome" в России - "Нашествие". То есть open-air за чертой мегаполиса со звездами, которым любит подпевать народ, пьяным кемпингом и антисанитарией. 2 дня, 2 сцены, 25 групп. Но этим сходство исчерпывается - и начинается сплошная белая зависть: австрийцы, к примеру, могут себе позволить развлекать на фестивале 150 000 человек и пригласить в качестве хедлайнеров Red Hot Chili Peppers, Metallica и Slipknot, а мы - пока нет. Amorphis для такого шоу - группа на разогреве, не более. Soulfly так и вовсе на большую сцену не пустят: паситесь, ребята, в ангаре, подальше от истинных звезд. Австрийцы могут поставить добротную сцену и сделать звук, от которого не гудит в голове, а у нас такого звука на сцене и в лучших залах столицы практически не бывает, что уж говорить о "специализированных" концертах металлических групп.
В 2004 году фестиваль "Аэродром" проводился впервые, однако в планах у его
организаторов - пять лет тяжелого угара на территории мирного городка Wiener
Neustadt. Площадка
действительно представляет собой аэродром, построенный в начале 30-х годов и
использовавшийся Вермахтом в качестве "аэродрома подскока" после аншлюса в
1938-м, а позже - советскими войсками после освобождения. С 1954 года аэродром
использовался для базирования гражданской авиации, постепенно его жизнь пришла
в упадок. И тут в середине 80-х предприимчивым концертным агентствам пришло в
голову, что это - великолепное место для проведения открытых концертов: поле
расположено недалеко от столицы, не досаждает никому шумом, периметр закрыт
(аэродром-то военный), а ангары можно использовать в качестве дополнительных
площадок. С тех пор концерты, звучавшие на венском аэродроме, гуляют по
Европе в качестве бутлегов и официальных концертников: в 1991 году здесь играли
один из последних
концертов Pink Floyd, сюда заезжали перед развалом Smashing
Pumpkins, сейчас там выступают все - от Avril Lavigne до Iggy Pop
and the Stooges.
Площадка встречает нас месивом черной грязи, унылым дождем и рассерженными
аборигенами, пытающимися ставить палатки друг у друга на головах. Наш путь
лежит в пресс-центр, где мы с изумлением получаем аккредитации. Несмотря на то,
что наш запрос к организаторам остался без ответа, нас, оказывается, здесь
ждали. Правда, как выясняется, возможности работать это еще не дает:
пресс-конференций звезды не устраивают, фотографы проходят к сцене строго по списку,
утвержденному у лейблов грамзаписи. Сильно опечаленные, мы ставим палатку и
идем ошиваться в пресс-центр, когда нас осеняет блестящая идея...
Надо сказать, с расположением пресс-центру повезло. Он находится строго между
двумя сценами на небольшом пригорочке, отделенный от фестивального поля
проволочной сеткой. Поэтому, в отличие от основной массы слушателей, мы можем
безо всякого ущерба для здоровья наблюдать шоу всего в каких-нибудь 50 метрах от
сцены... а звук, как я уже сообщила, на фестивале превосходен. Правда,
впечатление портят потребители пива, отправляющиеся к забору, чтобы отлить: ряд
туалетов расположен далеко за пределами досягаемости фанатов. Удобно
угнездившись на заборе, наш фотограф Надя Лебедева расчехляет
телеобъектив и начинает работу, изредка спускаясь в фото-кит (в частности, на
съемки RHCP). Результат ее героических действий украсил этот репортаж...
Открывают фестиваль The Stands -
представители новой британской волны, на счету которых - средней вменяемости
дебют "All Years Leaving" и средней жесткости ротация на MTV.
Мелодичный
рок с уклоном в металлические баллады сопровождает нас далее везде, поэтому
тратить ваше время на их описание я не буду. Тем более, что часть выступающих в
первой половине дня команд хорошо известна русскому слушателю: в разное время мы
уже имели возможность услышать H-Blockx, Soulfly, Static X и
Amorphis, а те, кто ездит с нами на фестиваль Sziget, знакомы и с немецкими представителями
тяжелой сцены.
Таким образом, день первый начнется для вас выступлением американских
альтернативных металлистов Life of Agony, чей барабанщик Sal
Abruscato, известный также по работе в Type 0 Negative, букально
вырубает толпу зубодробительным пятиминутным соло. Надо сказать, в последние
годы команда из 80-х все дальше уходит на поля пост-гранджа, увлеченно
разрабатывая темы инди-боевиков для людей с высоким IQ, и потому чаще вызывает
у народа благоговейную оторопь, чем желание попрыгать и помахать "козой".
Когда на вахту заступают панк-металлические рыцари Die Toten Hosen, толпа с облегчением "выпускает пар", мгновенно запестрев плакатами и сжатыми в революционном порыве кулаками. Лидер-вокалист группы, суровый харизматик Campino, начинает наступление (ибо выступлением это назвать сложно) угрожающей Hier Kommt Alex". И далее - по нарастающей: песни-агитки о главах европейских государств, о проблеме борьбы с наркоманией, о суициде... Если бы DTH жили в России, здесь они подвинули бы со сцены сразу две "народно-патриотические" команды: Алису и Король и Шут. Даже сценические образы группа выбирает подходящие - немецкий орел в ее символике так же мил немецкому сердцу, как русскому - красная звездочка "Алисы". Кстати, это вовсе не значит, что группа полностью замкнута на немецкую песенную традицию: ее кавер-версия хита Clash "Should I Stay or Should I Go" даст сто очков вперед многим американским эпигонам.
А теперь о грустном. Pixies.
Легендарная инди-группа, чье имя стало
нарицательным для поклонников гранджа - именно это название в афише фестиваля
предопределило нашу поездку. В рядах поклонников "Pixies" бытует язвительная
легенда, что Курт Кобейн покончил с собой, когда в 1992 развалилась группа, у
которой он воровал идеи - и, надо признать, источники вдохновения
Nirvana прослеживаются в творчестве Фрэнка Блэка (Francis Black) с
легкостью. Вам их музыка тоже знакома: именно под нее рушатся небоскребы в
фильме "Бойцовский клуб". Однако триумфальное возвращение мастеров, на которое
уповали многие поклонники жанра, обернулось для Блэка и компании воистину
трагикомической историей. В отсутствие нового материала группа исполняла
зафиксированный на недавно вышедшем "бесте" беспроигрышный материал: "Into
the White", "Winterlong", "Bone Machine", "Monkey Gone to Heaven" и т.п.,
однако не побеспокоилась о
том, чтобы должным образом оформить свое выступление и отстроить звук. В итоге
разогретая предыдущим выступлением толпа с некоторым недоумением и возрастающей
неприязнью наблюдала пять статичных фигур (даже Ким Дил (Kim Deal),
всегда славившаяся сердечным общением с публикой, выглядела несколько
подмороженной), а также затыкала уши от постоянно заводящихся микрофонов.
Полный и безоговорочный провал. Публика даже не стала требовать долива после
отстоя, безропотно отпустив людей в красных футболках обратно в Лету.
Это выступление разбило мое фанатское сердце... ровно на полчаса, ибо последовавший
затем сет полностью утешил и порадовал всех присутствовавших.
Сложно себе представить, что Red Hot Chili Peppers выступают уже 20 лет.
На сцене появились злые и
голодные молодые люди с блеском в глазах и свежими голосами. Все они - легенды:
барабанщик Чад Смит (Chad Smith), гитарист Джон Фручанте (John
Frusciante) и басист Фли (Flea)... но этот великолепный состав
удерживает железной хваткой невероятный лидер-вокалист Энтони Киддис
(Anthony Kiedis). В числе первых вещей звучит "By the Way" -
песня с нового альбома группы "The Will To Death", релиз которого
намечен на август. Публику не нужно разогревать, она с благодарностью принимает
и новые, и старые песни - "Scar Tissue", "Give It Away" и мега-хиты,
которые способен подпевать даже тот, кто не слышал
целиком ни одного альбома группы - к таким относится, например, гениальная
"Under The
Bridge".
На протяжении двухчасового концерта Энтони
умудряется продемонстрировать публике всю палитру эмоций, умудряясь быть
одновременно и напористым, и трогательным, и забавным, и бесконечно серьезным.
При этом он не только не затеняет собой остальных участников группы, но и
предоставляет им для инструментальных композиций значительную часть концерта.
Местами RHCP начинают джемовать прямо
посередине песни:
изобретательное соло на басу, которое Фли продемонстрировал на известной
"Around The World", перерастает в забавную "перепалку" между ним и
Джоном; постепенно в нее втягивается и вся группа, и публика.
Кульминацией выступления становится потрясающая версия классической
композиции Джими Хендрикса (Jimi Hendrix) "Fire", в которую Джон
привносит сугубо "пепперовский" лоск. Совершенно очевидно, что с годами
мастерство профессиональных музыкантов растет; но немногие, подобно RHCP, умеют
сочетать мастерство музыканта с мастерством сценическим. Наблюдать каждого из
них на сцене бесконечно интересно и поучительно: при очевидной невооруженным
глазом разнице в характерах и подаче материала эти люди умеют работать вместе с
сумасшедшей отдачей.
Финал лучшего сета дня. Поле покрыто огоньками зажигалок, народ поет хором, обнявшись, и не желает отпускать RHCP со сцены. Когда Энтони в третий раз вежливо прощается, благодаря всех за теплый прием, публика, нимало не теряя энергии, не желает расходиться - даром что на дворе уже час ночи. Но тут на разгоряченные головы начинает весьма кстати литься отрезвляющий дождь, и всем метал-хэдам приходится волей-неволей отправиться в кемпинг на заслуженный ночлег.
Продолжение следует...
1942 – Родился Брайан Джонс , гитарист "Роллинг Стоунз". Его пристрастие к наркотикам, стремительная карьера и трагическая смерть в 27 лет сделала его одним из первых музыкантов, составивших печально известный "Клуб 27" »»
1942 – Родился рокер Брайан Джонс - ритм-гитарист The Rolling Stones. Cтал знаменитым благодаря своему музыкальному таланту направлять мелодию в необычном направлении, яркому образу модника и пристрастию к наркотикам. Его смерть в 27 лет сделала Джонса одним из первых музыкантов, составивших печально… »»
1970 – Песня "Bridge over Troubled Water" дуэта "Simon & Garfunkel" на шесть недель заняла первое место в американском хит-параде »»
1985 – Скончался Дэвид Байрон, вокалист легендарной английской рок-группы Uriah Heep. английский рок-музыкант, певец и автор песен. Он начинал в Spice, но всемирную известность получил как вокалист хард-рок-группы Uriah Heep. После ухода из группы в 1976-м пытался начать сольную карьеру, отклонил… »»
1998 – Селин Дион взлетела на вершину американского хит-парада с песней "My Heart Will Go On" из кинофильма "Титаник" »»
Don HELMS (1927)
John FAHEY (1939)
Joe SOUTH (1940)
Barbara ACKLIN (1944)
Ian STANLEY (1957)