В прошлом году у нас жили рабочие-таджики. Как оказалось, не таджики, а памирцы. Из Бадахшана, горного поселения на границе с Афганистаном. Верующие, непьющие, без вредных привычек. Хорошие люди.
В нашей жизни они отметились, посадив 16 туй (еще четыре посадили мы с братом), отремонтировав сарай и сделав забор. Если вы знаете что-нибудь о строительстве заборов (например, по дачному опыту), в водянистой глинистой почве ("суглинок") вся тонкость состоит в укреплении опорных столбов. Наш забор стоит насмерть благодаря "пробке Саида" - бетонной трапеции, закопанной широкой стороной вниз.
Помимо Саида, высокого воина, автора конструкции бетонной опоры, работали с нами Мирзо (он же Муса, он же Миша), в прошлом водитель и дзюдоист, и Имомалей, учитель физкультуры. На прощение Мирзо и Имомалей устроили нам небольшой концерт. Мирзо играл на гитаре, Имомалей стучал по столу, пели хором. Хорошая музыка.
Этой весной ко мне в дверь снова постучался Мирзо - усатый обходительный и
осанистый Мимино наших дней. Он приехал с двумя новыми друзьями. Тимур и
Фазиль, имена пока условные. Один - журналист, другой - музыкант. Это
были рабочие в стиле Мирзо, а не в стиле Саида. Музыкант не расставался с
дудочкой, журналист писал стихи. Оба с высшим образованием. Мирзо попросил
разрешения пожить в сарае. Работы у нас для них еще не было, но в прошлом году
они там уже жили. Тихо. Мы согласились и попросили Мирзо, чтобы они нам сыграли
- как в прошлом году.
Так родился народный ансамбль Памир, впоследствии переименованный в
Бадахшан.
Музыкант оказался профи, а рабочие, его стараниями - музыкантами. Тимур (он же Амоншо Рамиддиншоевич Тимуров) играет на аккордеоне и ситаре, дудочке и всех остальных инструментах. По призванию актер и учитель. Работать он хотел, но без дудочки действительно не мог. Он зажег остальных. Мирзо (Мирзо Сабриддинович Санноев) играет на гитаре и барабанах и поет. Журналист (Фазилатшо Амиршоевич Кушбатов), оказавшийся методистом языков из РАЙОНО и, как уже говорилось, поэтом, поет. Но зато как! В России он написал уже 300 строк, не считая страниц жизнеописания Памира и кратких автобиографий членов группы "Бадахшан".
Заселившись, они сделали концерт, посвященный празднику Навруз. Я боялся, что они будут стеснятся, но им понравилось выступать. Получились хорошо. Правда, видели это только мы с женой.
Навруз - нав-новый, руз-день, - новый день.
Самый истарическо национальный праздник народа вастока,
Читается НАВРУЗИ АЧАМ.
Навруз - праздник весны и красата.
Навруз - символ пабежденный сыла дабро на зло.
Навруз - признак свабода, дружба, единство и взаимопонимание.
Этот истарический праздник имеет свае обичий.
Навруз всего один день - 21 марта - отмечается, но сто ден перед Навруз народ
гатовят себя.
Наши рабочие спелись и исполняли от души. Кто знает о себе, что он музыкант, если он не окажется в теплом подмосковном сарае с учителем и гитарой, без работы, время течет. На первом же концерте мы поняли, что это хит. Музыка народная. Но некоторые песни наши "рабочие" сочиняют сами. Например, песню о низкой зарплате учителей. Но в основном - про любовь, про тоску по родному краю и т.д.
Было понятно, что музыка идет им гораздо больше, чем стройка. И как занятие, и как средство заработка, и как миссия. Мы купили гитару получше (не нашли ситар, но старую, с надписью "Рок'н Ролл 98", пришлось вернуть), аккордеон Royal Standard, линкольн среди аккордеонов, и "рабочие" перестали выходить из сарая.
В прошлом году отцу очень не понравилось, что рабочие жили на даче. Я никак не
мог решиться сказать ему, что опять их заселил, и меня пилила жена. Вот,
говорила она, сейчас будет как в прошлом году. Ну, я ему намекнул, что мы
собираемся кое-что строить и ожидается появление рабочих, чтобы он не
удивлялся. Папочка сообщил мне, когда собирается приехать на дачу. Я не успел.
Подъезжая к участку, я мрачно понимал, что и рабочих сдал, и сам подставился.
Вижу его машину. Паркуюсь, захожу на участок. Солнце сияет, птички поют, отец
стоит у двери дома, задумчивый. Курит.
- А хорошо ребята играют, - говорит он.
Все время стоял и слушал. От него я этого не ожидал. В дом он так и не вошел.
Постоял, послушал, сел в машину и поехал в Москву.
На второй концерт мы хотели пригласить кого-нибудь из тех, кто помог бы с
организацией выступлений и промо и организовали концерт на даче. Назначили в
восемь. Позвали Авадхута, отца Этнолайфа, и музыканта Чекасина.
Авадхут не приехал, Чекасин опоздал. С ним приехали еще три феи - журналистка,
кардиолог и начинающая актриса. Концерт понравился всем, кроме Чекасина.
Чекасин был строг: это для таджикского комьюнити. Но потом таки позвал на свой
концерт с отдельным номером.
Номер озорной, зрелищный. В нем задействован макет Ишака, на котором
простоватый мужчина, проходимец вроде Насреддина, но уже в возрасте, ездит по
селам и ищет себе жену. Над ним решает подшутить кое-кто, переодетый женщиной.
Жестокий финал.
С Чекасиным мы сделали ошибку, рассказывая о наших рабочих как о музыкантах. Он
ожидал, возможно, какого-то отточенного профессионализма. Наверное, они -
только часть живой традиции. В любом случае, теперь мы рассказываем о наших
музыкантах как о рабочих.
Перед нами встали задачи легализации членов ансамбля Бадахшан и подготовка
промо-продукции. С первым мы пока продолжаем искать варианты, потому что таджик
- враг ОВИРа номер один. Со вторым оказалось проще. После нескольких неудачных
попыток сделать их запись, я купил упаковку минидисков и упаковку батареек, и
дал им вместе с минидиском и микрофоном. Сарай превратился в студию. Рэпер Тоша
подкинул телефон человека, который делает мастеринг, а у меня есть знакомая на
радио, которая может помочь (а может и нет) согнать мини-диск в компьютер.
По тому же принципу я попросил журналиста написать небольшую биографию на каждого из участников ансамбля и все самое важное про Бадахшан и те места, откуда они родом.
Журналист оказался не только поэтом, он был руководителем, а еще он очень хорошо шьет. Теперь у группы "Памир" будут сценические костюмы. Конечно, музыка пока не дает заработка, но пока музыкальная карьера наших рабочих набирает обороты, мы задумали один проектик, в котором в неравной битве с прорабом мы выцарапали для наших жильцов несколько важных дел, в которых они смогут проявить свои качества: усидчивость, аккуратность, внимание к деталям. Будем делать баню и последнюю сторону забора, загораживаться пересаживаемой елкой от уродливого дома соседей и многое, многое другое.
Готовится к выпуску диск
.
Я купил цветной фотопринтер и собираюсь
собственноручно выпустить небольшой тираж, чтобы показать знакомым промоутерам,
сходить на всякие лейблы. Сейчас мы возим ребят в студию в Измайловском парке,
на острове, на даче отца Петра Первого.
Журналист работает над переводом песен на русский язык. Собираюсь заказать одному пропащему человеку, но отменному фотографу, фотосессию с нашими ребятами в счет того долга, когда я выкупил его из милиции. Поскольку стоило это дорого, может быть он и сайт сделает - тем более, что ничего там особо рисовать не надо, просто отсканировать то, что бадахшанцы сами о себе написали - и уже крутая история.
Через недельку собираемся открыть сайт badahshan.org - заходите, будем рады. Вообще,
этот проект и еще один проект заставили меня и мою супругу, Юлю
Макарову, задуматься над необходимостью создания продюсерского центра.
Назвать решили "Заен".
Так что, если будут идеи или захотите получить альбомчик, пишите нам на zaen@rambler.ru.
Floyd DIXON (1929)
John WILLIAMS (1932)
Vince NEIL (1961)
Андрей ГОРОХОВ (1964)
Joshua KADISON (1965)