Я уже упоминала где-то, что один из моих самых-самых любимых блюзовых альбомов - это "Jail" Биг Мамы (Big Mama Thornton). Он капитальнейшим образом повлиял на меня как подрастающую блюз-леди: когда в эпоху глобального музыкального дефицита этот прекрасный диск волшебным образом перенесся ко мне со своей исторической родины, я впервые начала еще очень смутно осознавать то, на чем стоит эта музыка - грув, ощущение, движение... можно долго подбирать слова, которые так ничего и не скажут непосвященному, но каждый, кто любит блюз, чувствует этот шаманско-сексуальный драйв, от которого воздух начинает вибрировать и энергия течет во все стороны. Моему наслаждению не мешали ни ужасное качество записи, ни средний уровень музыкантов и обилие лажи - на все это можно было закрыть глаза ради главного: эти ребята безо всякого профессионального лоска честно выдавали то, что чувствовали. Ну и сама Биг Мама, ее голос и харизма - тут все понятно. Впоследствии я услышала еще пять или шесть ее альбомов, но с "Jail" для меня не сравнится ни один.
Поначалу я по своей наивности полагала, что название "Тюрьма" дано так просто, для красного словца - типа для черных это святое место, кто там только не сидел... А потом узнала, что это запись с двух реальных выступлений в тюрьмах, что для блюзменов такие благотворительные концерты - обычное дело, и кто-то порой даже ухитряется их записывать - вот и у Хукера (John Lee Hoocker) тоже есть тюремный диск. Все верно, для тамошнего народа блюз - что для нашего шансон. И вот нежданно-негаданно мне на собственной шкуре довелось испытать, что такое блюз на зоне.
Было это в Воронеже, куда Буги Чиллен приехали на маленькую двухдневную гастроль по приглашению тамошних коллег Суоми Эмбл Бэнд. На поезд опоздали, впихнулись в автобус, ночь провели скрючившись... приехали - снег лежит (это сразу после нереально теплого конца марта, когда все уже расслабились). В общем, все как всегда.
В первый вечер мы должны были играть в маленьком кафе, где тусуются местные музыканты, а на следующий день в библиотеке - типа один клубный концерт, один зальник, все как полагается (огромное спасибо ребятам, которые все это самоотверженно организовали). Но тут нас ожидал сюрприз: "Сыграете бесплатно для наших зеков?" "Не вопрос!" - ответили мы хором.
И вот середина второго дня, воскресенье, мы перед воротами воронежской тюрьмы на площади Заставы; с нами местный университетский фольклорный ансамбль. Процедура прохода через КПП удивительно противна и занимает более сорока минут: забирают паспорта и сотовые телефоны, проходим строго по четверо, и так далее. Девушки из ансамбля начинают заметно нервничать, а остальные перебрасываются шуточками на тему "а вдруг нас здесь оставят навсегда?". Впрочем, видно, что нам очень рады: давно, говорят, артисты не приезжали... И вот, наконец, выходим на территорию. Кругом обычные советские бараки, встречные зеки в телогрейках изумленно на нас пялятся - с этим пришлось смириться: пялятся на тебя там все без исключения. Хоть женщины в тюрьме тоже работают, но к ним, видать, привыкли. Ничего, думаем мы с девчонками, пускай люди порадуются.
Клуб огромный и ледяной - наверное, не топят из экономии; отогреваемся и переодеваемся в библиотеке. Потом мучительная настройка: аппаратура собрана с миру по нитке, все гудит и свистит, а триста человек зеков наблюдают за нами сквозь щель в занавесе и комментируют. Сюр, одним словом. Первым выступал какой-то местный автор, вооруженный синтезатором, а мы в это время побежали греться. Затем ансамбль. Поют они, как и полагается, самостоятельно собранные казачьи песни Воронежской области и юга России и делают это потрясающе, без всякого, опять-таки, профессионального лоска, который, по моему глубокому убеждению, только портит настоящий фольклор. Песни с третьей, однако, народ в зале начал довольно громко обсуждать собственные проблемы. Заметив такое демонстративное отсутствие интереса, девушки пустили в ход самую красивую и жалостливую песню про рекрутский набор, и мужиков, видимо, все-таки проняло: дальше все слушали внимательно.
И вот выходим мы. Шквал вопросов типа "А как тебя зовут?", "А вы откуда?" и так далее, пока я пытаюсь объяснить, что же за музыку мы играем. Аппарат гудит и заводится, я себя не слышу абсолютно (хотя под конец местный звукооператор, спасибо ему, хоть что-то вырулил). Для такого случая мы, разумеется, выбрали песни повеселее - начали, помню, с "Hi-heel Sneakers", и скоро стало очень даже хорошо: все-таки энергетика зала мощнейшая, хотя нравилось явно не всем - мы же не в Америке. Но головами в такт качали, а кто-то даже хлопал - чтобы поймать внутреннее движение блюза, не надо быть семи пядей во лбу... Мои пацаны веселились, а я, чувствуя себя в центре внимания трехсот неудовлетворенных особей мужского пола, кривлялась от души и даже что-то станцевала по просьбе первых рядов. Но проникновенные медленные блюзы тоже были, как же без них? Перед началом любимого "Sweet Little Angel" я рассказала, о чем песня: мол, у меня есть маленький ангел, такой хороший-хороший; я попросила у него монетку, а он дал мне двадцатьбаксов; попросила налить стопочку виски, а он подарил мне самогонный аппарат. Естественно, всеобщий смех. Последним мы сыграли "Засыхает плавленый сырок" - всем известную дворовую песню про алкоголиков, из которой Сан Саныч Волгин сделал блюз - получился реальный хит. Единственная вещь по-русски, она и прозвучала хитово - вот где настоящий современный фольклор!
Так вот, сыграли мы про сырок и уже собирались на радостях сбацать что-нибудь одесское вроде "На Молдаванке музыка играет" (это вообще уникальный советский эпос, очень люблю эту песню), как начальство объявляет, что пора заканчивать: строго в пять в тюрьме проверка. Концерт окончен. Моментально к сцене набегает толпа и давай со мной знакомиться - естественно, на расстоянии, ведь "личные контакты запрещены". Один попросил что-нибудь на память, и я подарила ему список песен: больше ничего в карманах не было. Не знаю, по-моему, они и правда были очень рады, и даже если это люди по жизни злобные и неправильные, они на мгновение расслабились... И мы тоже были рады: чувствовалось, что сыграли хорошо, хотя, плохо слыша себя и других, наверняка лажали. Далеко же нам до Биг Мамы и ее бэнда, еще расти и расти (впрочем, мы же еще маленькие, нам всего годик исполнился). Но я чувствовала себя натуральной Биг Мамой, а гитарист Леша - Джоном Ли Хукером. Вот какая позитивная вещь благотворительность.
Pete BEST (1941)
Donald "Duck" DUNN (1941)
Richard TEE (1943)
Clem BURKE (1955)
Эмир КУСТУРИЦА (1955)
Sven GRÜNBERG (1956)
Армен Сергеевич ГРИГОРЯН (1960)
Danny HOWELLS (1970)
Christopher Michael FEHN (1972)