Давайте пока оставим всю
концептуальную эзотерическую чепуху, которой мы вас
усердно кормили в
преддверии гастролей группы Magma, и признаем: это - джаз.
Стоп. Это еще не все. Это - андеграунд.
Погодите, самого главного я пока так и не сказала: это - безумно красиво.
История Magma - это изящная история об одной из наиболее мистических групп 70-х, творцах собственного мира и наиболее успешных конверторов стилей, начиная с 60-х и до наших дней. Когда любитель Джона Колтрейна, барабанщик и композитор-импровизатор Кристиан Вандер (Christian Vander) задумывал свой проект, он был так невероятно концептуален, что перед мощью этой идеи бледнели все существовавшие на тот момент рок-оперы, все годовые репертуары мюзик-холлов и все собрания лекций ведущих культурологов. Взяв лучшее из лучшего, он намешал в свой паровой котел r'n'b с его богатой традицией соул-музыки, изящество находок Белы Бартока, изысканное очарование Колтрейна и рок-драйв Weather Report... а позже отдал дань Жану Мишель Жарру и "классической" электронике. При этом его музыка, будучи невероятно мелодичной, всегда оставалась восхитительно изобретательной. И пусть история таинственной земли Кобайи осталась за границами понимания их слушателей - в музыке Magma сумели сказать не менее веское слово.
Ныне Magma - это состав, делающий упор на вокальную полифонию: четверо вокалистов владеют своими "инструментами" с безукоризненным профессионализмом. В звуковой палитре группы - фри-джаз, фольклор, элементы академической музыки и рок. Это весело, разнообразно и интеллектуально - такая музыка замечательно подходит для субботнего вечера. Ибо, как и всякая интеллектуальная работа, прослушиывание этой музыки потребует воскресного отдыха.
В Москве о приезде "Magma" знали немногие - что неудивительно, ибо старые легенды стираются из памяти, а новые герои, наследующие традиции "предков", не утруждают себя говорить им спасибо за выучку. К примеру, не далее чем минувшим летом мы слушали на Гластонбери монументальную группу Polyphonic Spree, чьи торжественно-хулиганские многоголосья во многом заимствуют идеи Magma. Но кто об этом помнит?..
Так или иначе, но и для публики, собравшейся в небольшом зала клуба на
Брестской группа выложилась по-полной. Два синтезатора, ударная установка, ритм
и бас - привычный состав Magma, и получается у этого состава очаровательно
заковыристый прог-рок. А вот четыре вокалиста во главе с женой Вандера Стеллой
(Stella Vander) в авангарде - ход сравнительно недавний (не насчитывает
и десятка лет), однако сильный, и он переводит происходящее в плоскость
авангардного джаз-перформанса.
Вандер почти не делает пауз между композициями:
они плавно перетекают одна в другую и длятся минимум по 20 минут, так что через
какое-то время ты с интересом обнаруживаешь, что твое плавание по волнам звука
продолжается уже полтора часа. Голоса могут быть небесно-чистыми и
насмешливо-звонкими, они спорят, ласкают и неуклонно наступают. И с каждой
минутой ты все острее чувствуешь, что таинственный мир выдуманной земли Кобайя
заполняет твое личное пространство... и эти сложные музыкальные размеры, и эти
невероятные ритмические рисунки превратились в здания и улицы, выстроенные и вымощенные прямиком в
твоей голове. И пусть ты останешься единственным представителем ушельской
цивилизации на планете - ты стал наследником могучей музыкальной культуры.
Johnny MANDEL (1925)
R.L. BURNSIDE (1926)
Jerry BOCK (1928)
Ray DRUMMOND (1946)
Bruce HORNSBY (1954)
Владислав ПОСПЕЛОВ (1973)
Joe SUMNER (1976)
Макс КОРЖ (1988)