Давайте пока оставим всю
концептуальную эзотерическую чепуху, которой мы вас
усердно кормили в
преддверии гастролей группы Magma, и признаем: это - джаз.
Стоп. Это еще не все. Это - андеграунд.
Погодите, самого главного я пока так и не сказала: это - безумно красиво.
История Magma - это изящная история об одной из наиболее мистических групп 70-х, творцах собственного мира и наиболее успешных конверторов стилей, начиная с 60-х и до наших дней. Когда любитель Джона Колтрейна, барабанщик и композитор-импровизатор Кристиан Вандер (Christian Vander) задумывал свой проект, он был так невероятно концептуален, что перед мощью этой идеи бледнели все существовавшие на тот момент рок-оперы, все годовые репертуары мюзик-холлов и все собрания лекций ведущих культурологов. Взяв лучшее из лучшего, он намешал в свой паровой котел r'n'b с его богатой традицией соул-музыки, изящество находок Белы Бартока, изысканное очарование Колтрейна и рок-драйв Weather Report... а позже отдал дань Жану Мишель Жарру и "классической" электронике. При этом его музыка, будучи невероятно мелодичной, всегда оставалась восхитительно изобретательной. И пусть история таинственной земли Кобайи осталась за границами понимания их слушателей - в музыке Magma сумели сказать не менее веское слово.
Ныне Magma - это состав, делающий упор на вокальную полифонию: четверо вокалистов владеют своими "инструментами" с безукоризненным профессионализмом. В звуковой палитре группы - фри-джаз, фольклор, элементы академической музыки и рок. Это весело, разнообразно и интеллектуально - такая музыка замечательно подходит для субботнего вечера. Ибо, как и всякая интеллектуальная работа, прослушиывание этой музыки потребует воскресного отдыха.
В Москве о приезде "Magma" знали немногие - что неудивительно, ибо старые легенды
стираются из памяти, а новые герои, наследующие традиции "предков", не
утруждают себя говорить им спасибо за выучку. К примеру, не далее чем минувшим
летом мы слушали на Гластонбери монументальную группу Polyphonic Spree,
чьи торжественно-хулиганские многоголосья во многом заимствуют идеи Magma. Но
кто об этом помнит?..
Так или иначе, но и для публики, собравшейся в небольшом зала клуба на
Брестской группа выложилась по-полной. Два синтезатора, ударная установка, ритм
и бас - привычный состав Magma, и получается у этого состава очаровательно
заковыристый прог-рок. А вот четыре вокалиста во главе с женой Вандера Стеллой
(Stella Vander) в авангарде - ход сравнительно недавний (не насчитывает
и десятка лет), однако сильный, и он переводит происходящее в плоскость
авангардного джаз-перформанса.
Вандер почти не делает пауз между композициями:
они плавно перетекают одна в другую и длятся минимум по 20 минут, так что через
какое-то время ты с интересом обнаруживаешь, что твое плавание по волнам звука
продолжается уже полтора часа. Голоса могут быть небесно-чистыми и
насмешливо-звонкими, они спорят, ласкают и неуклонно наступают. И с каждой
минутой ты все острее чувствуешь, что таинственный мир выдуманной земли Кобайя
заполняет твое личное пространство... и эти сложные музыкальные размеры, и эти
невероятные ритмические рисунки превратились в здания и улицы, выстроенные и вымощенные прямиком в
твоей голове. И пусть ты останешься единственным представителем ушельской
цивилизации на планете - ты стал наследником могучей музыкальной культуры.
1949 – Родился Рик Окасек - гитарист и композитор американской группы The Cars »»
Евгений Исаакович КЛЯЧКИН (1934)
Michael NYMAN (1944)
Ric OCASEK (1949)
Chaka KHAN (1953)
Phil JUDD (1953)
Василий ШУМОВ (1960)
Андрей "СВИН" ПАНОВ (1960)
Damon ALBARN (1968)