Некогда его интересовали пчелы и небо, сейчас его интересуют дети, бумага и вода. И то, и другое он наблюдает, запоминает, аккуратно складирует и превращает в музыку. Британский музыкант-авангардист Дэвид Сильвиан (David Sylvian, фамилия, данная при рождении - Батт) - некогда лидер и вокалист одной из главных групп романтического арт-рока и синти-попа Japan. С момента роспуска группы в 1982 году он занимался преимущественно сольным творчеством, отдал несколько лет изучению повадок пчел и восточной культуры под влиянием и с помощью гениального Рюичи Сакамото (Ryuitchi Sakamoto), еще несколько - совершенствованию своей гитарной техники под чутким руководством недосягаемого Роберта Фриппа (Robert Fripp), а остальное время, как это принято в богемных кругах, проводил в различного рода медитациях. Намедни Москва и Питер впервые принимали Сильвиана в рамках его мирового турне Fire In The Forest: 18 апреля музыкант выступил в Санкт-Петербурге, а 19-го - в Москве.
Состав, в котором выступает Сильвиан, довольно компактен: на сцену он вышел со своим братом Стивом Янсеном (Steve Jansen), известным после ухода из Japan преимущественно своими ремиксами композиций группы, и японским художником-визуалистом Масакацу Такаги (Masakatsu Takagi). На сцене за спинами музыкантов,- точнее, чуть по бокам, - два экрана, дублирующие "картинку". Зал, набитый под завязку и сидящий друг у друга на головах, будто на каком-нибудь сэйшне середины 80-х, не успев изумиться, перемещается в чилл-аут: программу открывают сразу пять композиций с альбома "Blemish", под которые экран заполняют система образов-мыслей-ощущений: мелькают пятна, капли дождя, лица, пейзажи - экзотический микс, место которому разве что в футуристическом романе Кузнецова и Горалик да в брызжущих красками работах импрессионистов эпохи видеоарта. Особо впечатляющими получились минималистическое сопровождение "Late Night Shopping" и сложнейший видеоряд к "Blemish".
Скорее всего, вы меня не поймете, но для многих слушателей музыка Сильвиана выглядит осиным гнездом: для них это - пепельный, гудящий и непрерывно шевелящийся шар, внутри которого - лишь математический расчет да холодное жало электроники. Сильвиан последовательно опровергает такой подход. Имровизационная основа его последних работ (и особенно - последнего "японского" альбома) подчеркивается им особенно тщательно: в какой-то момент ритм композиций становится совершенно медитативным, и на него начинают накладываться хаотические сэмплы, бьющиеся в такт пульсации изображений на экране.
Но не этого втайне ждут те, кто слушает Сильвиана многие годы. Для
нас его музыка наполнена иным смыслом. Она - пчелиная пасека, а в сотах ждет
мед - трепещущий и живой":
голос Сильвиана,
способный любую, даже самую холодную и насквозь "выдуманную" музыку, оживить и
наполнить теплом. Мы хотим
услышать голос - не подавленный компьютером, чистый, свободный. И Дэвид
дает нам такую возможность - перместившись поближе к рампе с гитарой, он
начинает с философской "When Poets Dreamed of Angels" c древнего альбома
Secrets of the Beehive... Атмосфера в зале мгновенно меняется: теперь
это - даже не зал, но уютная просторная нора, в которой так хорошо слушать
баллады. Блок
старых вещей невелик, но составляет такой разительный контраст с электронным
видеошоу, что теперь мне уже интересно, как музыкант будет выкручиваться из
создавшегося положения: огромный зал, настроенный на ностальгию, готов
взорваться криками - как восторга, так и негодования.
Сильвиан готовит отступление тщательно: постепенно добавляет в композиции
электронную перкуссию, деликантые
сэмплы и постепенно возвращается к форме видеоарта, перемещаясь обратно за
пульт, - в то время как со сцены
продолжают звучать раритетные вещи (одна - еще
из репертуара Japan), все более перемежаемые новым материалом.
Плотность изобразительных средств возрастает; все новые образы появляются на
экранах, все изощреннее аранжировки. Что-то из этого напоминает гипносюжеты
Coil, что-то -
мини-фильмы Ино (особенно впечатляет клип, как бы составленный из бумаги:
перемещения бумажных птиц между бумажными деревьями).
Эксклюзивный номер этого концерта - одна из "знаковых" композиций,
записанная Сильвианом с Рюичи Сакамото и вышедшая в виде сингла только в
Японии, - New World Citizen". Еще один хит "на бис", "Wasn't I
Joe?", долго крутится в голове, постепенно превращаясь в мантру.
Кому-то этот концерт показался бесконечно странным, кому-то - идеальным,
кому-то - непонятным... Я выберу нечто среднее: концерт, идеальный в своей
непонятности, пожар в осином гнезде, воск, перемешанный с медом.
Дата рождения:
23 февраля 1958
Buddy HARMAN (1928)
Chet BAKER (1929)
Esther PHILLIPS (1935)
Юлий КИМ (1936)
Eugene RECORD (1940)
Tim HARDIN (1941)
Irvin MAYFIELD (1977)
Alison SUDOL (1984)
Егор БЕРДНИКОВ (1985)
Тарья ПОЛЯКОВА (1985)