14 апреля советские коридоры и конференц-залы ИТАР-ТАССа принимали у себя в гостях человека из другого мира - бразильца Жоао Донато (Joao Donato). 70-летний бодряк, выглядящий на все 50, отец-основатель современной босса-новы, друг и автор легендарных Антонио Карлуша Жобима и Жоао Жильберто наносит уже третий визит в первопрестольную. Во время первых двух посещений он выступал с оркестром Орбеляна в Большом зале Консерватории - и вслед за аншлагом сорвал овации. В этот раз герография его выступлений в Москве расширилась: в среду вечером Жоао играл в "Ле Клубе", в четверг выйдет на сцену Центра оперного пения Галины Вишневской, а в субботу выступит в Большом зале Консерватории. Во всех выступлениях его будут сопровождать его коллеги из ансамбля Сarikas.
Его полное имя - Жоао Донато де Оливейра Нето. Карьера его началась в
начале 50-х годов, когда он стал играть на многочисленыых танцплощадках Рио-де
Жанейро. Пересев за рояль, музыкант переместился в более прличные залы, однако
на этот первый карьерный шаг у него ушло немало времени. Однако дальше все
пошло куда лучше - постепенно он не только познакомился, но и стал
другом-учителем Жобима и Жильберто, составивших вместе с ним славу бразильской
босса-новы.
Однако вскоре Донато переезжает в США - как он сейчас говорит, он вдруг
почувствовал, что его музыка там окажется нужнее и уместней, чем на родине, не
одарившей его и его друзей пониманием того, что они способны ей предложить. И
точно - в щедрой Америке Жоао ждал не просто успех - именно там он утвердился в
качестве столпа, законодателя босса-новы. Возвращение на родину было
триумфальным. Жоао в ответ на вопросы о том, есть ли в Рио хотя бы один
человек, который бы не знал его имени шутил тогда: "В Нью-Йорке тоже есть
люди, которые не знают, кто такой Дюк Эллингтон. В Рио меня не знают
разве что нью-йоркские туристы, не знающие Дюка Эллинтона".
Спустя всего 15 минут от заявленного времени - московские пробки - Жоао
появился на пороге здания на Большой Никитской. Маэстро вошел в зал небрежной,
почти пляжной походкой - в полном согласии со своим внешним видом: гавайская
рубашка, светлые штаны, легкая куртка. На бейсболке (по утверждению его
продюсера Вартана Тонояна, изготовленной в единственном экземпляре по
заказу музыканта) журналисты прочли: "Donato, pashli nalevo". Из
путанных объяснений продюсера и самого певца выснилось, что в его понимании эта
сентенция синонимична английскому полумеждометию Let's go.
Сам ход
пресс-конференции тоже не отличался официальностью: почтенный музыкант
велелился вовсю, то демонстрируя собравшимся свои познания в русском языке (для
наглядности он показал журналистам блокнот с выписанными словами), то изображая
полную неспособность говорить на каком либо наречии, кроме бразильского
португальского. Несколько присутствовавших в зале носителей этого редкого языка
пытались помочь как могли, однако продюсеру - американскому клубному промоутеру
российского происхождения - даже пришлось сделать пояснение, мол, есть такие
люди, они разговаривают только с помочью нот и клавиш, а говорить не мастаки.
Однако к концу пресс-конференции сеньор Донато немного собрался, и согласился
ответить на несколько вопросов корреспондента "Звуков Ру".
Звуки.Ru: - Господин Донато, вы в свое время много работали с кубинскими музыкантами. Куба и Бразилия в культурном смысле ближе, чем в географическом?
Жоао Донато: - В музыке нет никаких расстояний. У нас и так много с общего со всеми латинским народами, но для музыки важно не это: они музыканты и мы музыканты, мы можем быть из разных концов света, и понимать друг друга, даже не имея общего языка для общения.
Звуки.Ru: - На днях в Москве выступал Ибрагим Феррер из Buena Vista Social Club. Вам никогда не доводилось работать с этим коллективом?
Жоао Донато: - Еще нет, но мы с ними, скажем так, всегда помним друг о друге и знаем, кто чем занимается. В августе мне стукнет 70 - и мы с Вартаном поедем к ним и устроим совместные сессии, запишем совместную пластинку в честь моего юбилея. Неплохой подарок будет...
Звуки.Ru: - А что обозначает название аккомпанирующего вам ансамбля?
Жоао Донато: - "Карикас' - это как... (заглядывает в блокнот) Moskvachi. Нет-нет, Mos-kvi-chi. Короче говоря, это название коренного... короче, того, кто родился вырос и живет всю жизнь в Рио-де-Жанейро.
1999 – 17 декабря 1999 года – юбилейный концерт «30 лет «Машине Времени». Москва, спорткомплекс «Олимпийский». Аншлаг. Последнее выступление в группе клавишника Петра Подгородецкого, который был уволен на следующий день »»
2011 – В возрасте 70 лет скончалась Сезария Эвора - певица с островов Зеленого Мыса. Благодаря голосу с хрипотцой, креольскому языку своих песен и неподдельной искренности выступлений Сезария стала одной из самых популярных исполнительниц world-music наших дней »»
Константин ВАНШЕНКИН (1925)
Walter BOOKER (1933)
Art NEVILLE (1937)
James BOOKER (1939)
Paul BUTTERFIELD (1942)
Вячеслав ГАНЕЛИН (1944)
Darryl WAY (1948)
Paul RODGERS (1949)
Carlton "Carly" BARRETT (1950)