Кремль - и место, и слово многозначное и многозначительное. У кого-то оно ассоциируется с древними памятниками культуры и славной русской историей, у кого-то - с "утро красит нежным светом" и всем прилагающимся, а у кого-то - с отечественной властью и, например, с недавними выборами. Так что у разных людей название фестиваля "Кремль музыкальный" могло вызывать совсем разную реакцию - хотя организаторы, скорее всего, подразумевали прежде всего первый смысл. По правде говоря, мне кажется, что у непросвещенного слушателя словосочетание "Кремль музыкальный" автоматически соотносится с Кремлевским дворцом съездов, Николаем Басковым, Иосифом Кобзоном и иже с ними. Так что то, что так назван фестиваль классических музыкантов, - это, наверное, даже хорошо, вроде как облагораживает брэнд.
Вообще говоря, название фестиваля, место его проведения и весь сопутствующий
контекст - это и есть те факторы, которые делают данное мероприятие интересным
и вполне уникальным. Потому как мало ли в России проводится фестивалей
классической музыки, где юные исполнители играют проверенные временем
произведения, а поддерживают их признанные мэтры? Вот-вот, то и дело что-нибудь
такое где-нибудь да происходит. Но когда сначала сотрудники милиции долго
проверяют все содержимое рюкзака на входе в Боровицкие ворота, а потом
приходится 10 минут идти по залам Оружейной палаты, постепенно поднимаясь в
тот, где происходит концерт, - возникает ощущение, что мероприятие все-таки не
из рядовых. Не каждый день музыканты играют классику в окружении скульптурных
портретов русских князей, имущества царской семьи и яиц Фаберже. Стремление
художественного руководителя фестиваля Николая Петрова "отрешиться от
пафоса" выглядит в этом контексте странно: тут пафос напрашивается сам собой -
и, разумеется, возникает и культивируется.
Фестиваль "Кремль музыкальный" проходил в этом году уже в пятый раз, но более известным и открытым для публики не стал. Поскольку Кремль и Оружейная палата - места весьма статусные и элитарные, слушатели могли попасть на концерты только по пригласительным билетам, так что слушали музыкантов, как говорится, "все свои". Важные мужчины в дорогих пиджаках со своими спутницами, чиновники и бизнесмены (после заключительного концерта разыскивали немецкого посла - вроде был, но куда-то убежал), ну и некоторое количество приглашенных самими музыкантами друзей и знакомых, а также журналистов. Основными целями фестиваля были объявлены демонстрация торжества музыки (это, наверное, стоит оставить без комментариев) и продвижение молодежи, которая была отобрана лично Николаем Петровым. Куда эта молодежь могла продвинуться, сыграв в зале на 100 мест перед описанной публикой, - не очень понятно. Хотя, наверное, пресловутые чиновники и бизнесмены, вдохновившись мастерством какого-нибудь молодого исполнителя, могли захотеть помочь ему в нелегкой жизни академического музыканта (недаром у каждого концерта был свой спонсор, торжественно объявлявшийся перед началом мероприятия). Что ж, и это хорошо.
Мне удалось побывать на двух концертах в рамках фестиваля, которые, фактически,
представляли собой две стороны одной медали. 1 апреля народу было немного -
играли только молодые музыканты: израильтянин Асаф Клейнман,
калининградец Андрей Розендент и уроженка Монако Ваня Коэн.
Объявлявшая выступающих женщина отчаянно напоминала записи торжественных
советских концертов - папочка в руках, торжественная поза, громогласное
зачитывание штампованных фраз. В перерыве музыканты фотографировались на фоне
Оружейной палаты с друзьями и родственниками, в общем, концерт был почти
домашним, а потому весьма симпатичным. На
заключительном же концерте в
воскресенье все было обставлено куда более чинно и благопристойно: играл
известный оркестр MUSICA VIVA под управлением Александра Рудина,
Николай Петров солировал на фортепиано в концерте Моцарта, а вел концерт,
рассказывая творческую историю произведений, обязательный в таких случаях
Святослав Бэлза. Музыкантам вручали подарки от спонсоров, те в ответ
долго благодарили и произносили проникновенные речи о прошедшем фестивале. В
общем, все было на уровне, ровно так, как и должно быть в подобной ситуации -
красиво, торжественно, пафосно, предсказуемо и скучно.
Что же касается самой музыки, то тут говорить особенно нечего - как и на всех подобных фестивалях, играли музыку самую что ни на есть классическую и проверенную: Бах, Брамс, Чайковский, ну и без Моцарта, разумеется, не обошлось. Играли, как и подобает, хорошо - но и редкие ошибки присутствовали (хотя, по правде говоря, будучи почти полным профаном в подобной музыке, я не берусь оценивать компетентно). То есть, опять же, все как и должно было быть. Можно, конечно, говорить, что Кейдж, Райх или даже Шнитке звучали бы в контексте Оружейной палаты куда интереснее и провокативнее - но понятно, что, сколько ни говори, такого никогда не будет. Пианистка Ваня Коэн сыграла Скрябина - и на том спасибо.
Как известно, контекст во многом предопределяет текст - и прошедший "Кремль музыкальный" это только подтвердил. Классическая музыка нынче заключена в пределах Консерваторий и Филармоний, и путей выхода оттуда пока не видно - так что фестиваль можно считать своеобразной квинтэссенцией этой замкнутости и элитарности. Зал, вызывающий многочисленные исторические ассоциации и вынуждающий оперировать пафосными выражениями вроде "великий дух предков", приглашенная публика самого высокого статуса, хрестоматийные произведения в исполнении нового поколения и уже заслуженных музыкантов. "Кремль музыкальный" - это своеобразный знак: вот это примерно и происходит у нас в классической музыке. По правде говоря, мне лично ближе всего где-то высказанная Сергеем Курехиным мысль о том, что ситуация, когда основной ценностью становятся исполнительские навыки, обычная школа, - это, вообще говоря, неправильно. Однако, раз уж так сложилось, то Кремль (как раз в силу всех возникающих ассоциаций) - чуть ли не наилучшее место для проведения подобного фестиваля. Что ж, и это, наверное, правильно и хорошо.
1810 – В польской деревне Желязова Воля родился Фредерик Шопен, знаменитый польский композитор и пианист-виртуоз, представитель романтизма в музыке. Благодаря ему весь мир танцует вальсы и мазурки »»
1950 – Родился Дженезис Пи-Орридж, английский музыкант, писатель и перформанс-деятель, основатель стиля industrial, автор концепции breaking sex »»
1992 – Вышел дебютный альбом Radiohead, названный "Pablo Honey". Именно с этой пластинки начал свое путешествие по чартам хит "Creep". Название альбома - аллюзия на телефонный розыгрыш американской пранк-банды Jerky Boys. Небольшой отрывок из этого пранка засэмплирован в композиции "How Do You?" »»
R.S. RANKIN (1933)
Marc CHARIG (1944)
Harvey Mason, SR. (1947)
Genesis Breyer P-ORRIDGE (1950)
Graham LEWIS (1953)
Дмитрий "Сид" СПИРИН (1975)