Один мой собеседник недавно высказался в том смысле, что песни становятся популярными, только если они честны. Пришлось возражать, что вовсе не в честности дело (она никогда не вменялась в обязанность искусству, иллюзорному и мифообразующему по изначальной своей природе), да и вообще ее не следует путать с талантом. И в процессе объяснений мне вдруг стало ясно, почему, тем не менее, слово "честность" все время идет на ум, когда мне приходится говорить или писать о творчестве Василия К. Дело вот в чем: в песнях Василия крайне мала дистанция между ним и лирическим героем. Автор не моделирует сюжеты и чувства, а достоверно, во всех деталях, от первого лица описывает действительность и себя в ней. Не приукрашивая и не принижая, - как есть. И вот это можно как раз назвать честностью. Ну, а дальше вступает в игру талант - тот, что дневниковую запись или частное письмо переводит в разряд литературы, что заставляет из конкретного случая (даже не выходя из его рамок) делать общечеловеческие выводы. И, поскольку со всеми нами, по большому счету, происходит одно и то же, а современное искусство немыслимо без постмодернистской коллажности, перипетии собственной жизни легко сопоставить с чужими историями (или противопоставить им), смешать реалии и эпохи: примерить на себя биографию Курта Кобэйна (Kurt Cobain) в песне "Иисусы Христосы" или героя "Замка" Кафки в "Землемере"; развить до фантасмагорического обобщения бытовой эпизод в "Собаках"; вырастить из единой строчки Высоцкого и всей театральной испанщины лихой боевик "Если б моя милая" с совсем не счастливым концом, придумать себе символический десяток братьев (реальные или литературно-музыкальные прототипы коих каждый может конкретизировать сам)... Перемешать сны с явью, небывшее с несбывшимся, реальность с ирреальностью, - если это сделано талантливо, результат будет правдив и убедителен. И актуален практически для любого, кто услышит.
Однако ж не свободное оперирование культурным наследием классиков и современников выделяет Василия из числа других авторов, а "Массаракш" - из ряда крепко, мастерски, но вполне (и намеренно) традиционно сыгранных и записанных альбомов. Суть уникальности и того, и другого выходит за рамки искусствоведческого анализа, но должна быть названа: она в той степени откровенности и серьезности, с которой со слушателем говорят - впервые за долгие годы без морализаторства, без пафоса, без проповеднических или агитаторских поз - о главном: о Любви и Смерти. О возвращении - не столь на Родину, сколь к себе, своей истинной сущности. Об этом главные песни альбома: "Вернуться Назад", "Дитя" и особенно "Монотеизм" - программная, почти манифестационная. "На облаках сидит пухлый Бог, рядом с ним - тощая Смерть. Чего им не хватает, так это любовь, и у меня она, кажется, есть!" Это не богоборчество, не эпатаж, не дразнилка для впавших в старческое православие рок-героев, а простая, выстраданная констатация: не Бог есть любовь, у Бога (как у всякой абстракции) любви как раз нет, и ее способен ему дать лишь человек-я. Любовь превыше Бога, и человек любящий превыше Бога. И превыше Смерти. Только подлинные, сильные человеческие чувства, интенсивные до уровня действия, могут наполнить жизнью любые умозрительные конструкции, преодолеть и тлен, и забвение. Это ведь и в самом деле так. Просто не все об этом догадываются...
Уметь чувствовать настолько интенсивно и не бояться говорить о своих чувствах вслух, искренне и без фальши, дано немногим. Гораздо проще выкрикивать политические или религиозные лозунги, отделываться туманными стонами или ограничиваться пубертатными истериками. К этому слушатели как раз привыкли, поэтому частое первое впечатление от песен Василия - испуг, недоверие, недоумение: нельзя ведь ТАК! На самом деле - можно. Наверное, даже нужно. Особенно, если тот, кто поет (или говорит) ТАК - еще и достойный поэт, и хороший музыкант. Со второго раза испуг обычно проходит. Приходит понимание. А затем начинается та самая любовь...
1955 – В британском Миддлексе родился Билли Айдол (настоящее имя William Michael Albert Broad) - первый поп-панкер 80-х. Знаменитый псевдоним подсказал Биллу школьный учитель, назвав его бездельником («idle» звучит похоже на «idol») »»
1979 – Выходит эпический альбом "The Wall" группы Pink Floyd - пик творчества Роджера Уотерса и самый успешный релиз: он 23 раза становился платиновым. Это также последний диск группы, записанный в классическом составе: сразу после записи состав покинул Рик Райт »»
2004 – Умер поэт, автор песни "Под небом голубым" Алексей Хвостенко »»
Dick CLARK (1929)
Jack SHELDON (1931)
Earl JOHNSON (1932)
Bob MOORE (1932)
Эдуард АРТЕМЬЕВ (1937)
Luther INGRAM (1944)
Roger GLOVER (1945)
Billy IDOL (1955)