Первый концерт агитбригады дряхлых хард-роковых лебедей, поздравляющих российских рок-фанатов с Днем Защитника Отечества, состоялся в прошлом году. И имел неожиданный успех - несмотря на то, что одна половина потенциальных потребителей подобной музыки уже вышла из призывного возраста, в то время, как вторая в последние годы придерживается гордого принципа: "я откосить должен - так же, как все!" Решено было продолжать в том же духе, но сделать покруче.
В этот раз, помимо всенародно любимых даже в новом составе Slade, на
празднование были приглашены несгибаемые горцы из Nazareth, а также
проект из числа принимаемых у нас неоднозначно - дуэт Джо Линн Тернера (Joe
Lynn Turner, ex-Rainbow, Yingwie Malmsteen) и Гленна Хьюза (Glenn
Hughes, ex-Deep Purple, Trapeze), анонсированный последним еще в
прошлый приезд. Этот альянс состоялся в начале 2002 года, записал один альбом,
получивший хорошие отзывы, однако почему-то не пользовавшийся особым спросом на
наших развалах с варезом. Во всяком случае, дешевенькие обложки с криво
отпечатанным логотипом HTP можно было потом во множестве обнаружить на
каждой второй свалке в радиусе полукилометра от "Горбушкиного Двора". Дуэт
съездил в турне, записав в частности, "японский" концертный альбом при участии
местных аккомпаниаторов, после чего его составляющие успели выпустить по
сольному альбому. И вдруг Хьюз и Тернер снова вместе, и едут к нам.
Подобные альянсы воспринимаются неоднозначно главным образом потому, что
разного рода сошествий звезд в разрастающейся с каждым годом галактике по имени
Deep Purple Family явно слишком много, и некоторая часть их расчитана
скорее на коллекционеров, нежели на тех, кто действительно слушает музыку. И
хотя наличие преданных поклонников у этой "веселой семейки" - гарантия
относительного успеха любого мероприятия, некоторый риск все равно остается.
Никто - не организаторы, ни тем более фанаты - не хотел повторения
"низкобюджетных" гастролей Хьюза образца 2001 года с минимумом аккомпанимента и
чудовищной акустикой выбранного для выступления зала.
Однако растянувшееся на шесть часов народное гуляние никого особенно не разочаровало. С самого его начала планка была вздернута на приличную высоту, и первыми взяли ее, как ни странно, открывавшие концерт Slade. Удивительно, но факт - от прошлогодней "прибедненности" у этих побитых жизнью мужичков не осталось и следа. Группа смело бралась даже за весьма сложные по аранжировкам "восьмидесятнические" хиты вроде "Run Run Away" с шотландскими боевыми наигрышами в центральной части, а музыканты весьма живенько и синхронно плясали вприсядку, не оставляя игры на гитарах. При взгляде на скоростные пробежки и безумные прыжки лихого карлика Дэйва Хилла с плоским двурогим "Gibson" наперевес сразу становилось понятно - великий заочный учитель Ангуса Янга по-прежнему в строю. Вот только один из известнейших "безграмотных хитов" золотого периода группы, "Look Wot You Dun", в новой аранжировке изрядно смахивал на "We Will Rock You", но это мелочи. Да и звук в первом отделении, мягко говоря, оставлял желать лучшего - свист микрофонов многие выковыривали из ушей в продолжении всего антракта.
Шотландскую тему традиционно продолжили Nazareth. Второе отделение началось с долгого, приятно прочищающего уши и экологически чистого вступления, сыгранного на волынке. Совершенно седой, но еще на удивление голосистый Дэн МакКаферти и совершенно лысый, но по-прежнему свой в доску Пит Эгню обрушили на публику шквал из старых добрых хитов. Сет группы в общих чертах повторял программу позапрошлогоднего концертного альбома "Homecoming". Только без клавиш. Мы услышали и тяжеленную "(Set Me Free) Miss Misery", и душещипательную разочарований обломов: на "Hair Of The Dog" МакКаферти намеревался исполнить соло на волынке, однако коварно отвалившийся от инструмента в самый неподходящий момент пьезодатчик свел его усилия на нет. Пришлось срочно отдавать партию гитаристу. Кстати, сменивший покойного Даррела Свита за ударными сын Пита, Ли Эгню принес в традиционный хард-рок группы нечто новое. Своей современной техникой игры и ирокезом на башке парень здорово напоминает старину Майка Террана.
Но все это были только цветочки. Ибо предсказуемо полупустой в начале концерта стадион почему-то продолжал заполняться народом, и к третьему отделению даже прорех на трибунах стало поменьше, а в партере вовсю бурлили страсти. Лишь vip-ряды были почти пусты, и то потому, что часть занимавших оные мужичков в дорогих костюмах и с золотыми зубами ломанулась вспоминать пионерскую молодость под самую сцену. Даже затихли остроты насчет "HTP - http".
В принципе, народ получил то, что хотел - еще один филиал Deep Purple с
неожиданно хорошим звуком, безупречной игрой музыкантов и кучей старых хитов.
Если бы не несколько сюрпризов.
Сюрприз первый. Возвращение старого-доброго Хьюза. Помнится, в 2001 году
"The Voice Of Funk" здорово напугал публику диким причесоном интенсивно
апельсинового цвета, игрой на поппулярном у альтернативщиков пятиструнном
"Vigier" и до отвращения модными малиновыми штиблетами. Теперь же перед
нами неожиданно оказался Хьюз "пурпурного периода" - волосы ниже плеч,
широкополая шляпа, черный балахон с "мушкетерскими" крестами и брюки клеш. Плюс
старый добрый "Fender"-бас. "Я много экспериментировал со звучанием
баса, - рассказывал музыкант на пресс-конференции, - Одно время даже
использовал безладовый инструмент, но сейчас посчитал нужным вернуться к его
традиционному для тяжелого рока звучанию". И, конечно же голос. Порой
казалось, что рядом с таким вокалистом Тернеру делать просто нечего. Однако
сочетание низкого и глубокого голоса Джо с высоким и гибким вокалом Гленна
делает этих двоих просто идеальной парой для удержания любых, самых
головоломных интервалов.
Вторым сюрпризом было появление Джо Линн Тернера в роли исполнителя партий
электрогитары. Нет, конечно, все настоящие фанаты знают, что в своей группе
Fandango Джо был не только вокалистом, но и лидер-гитаристом. Однако,
одно дело знать, а другое - видеть собственными глазами. Надо ли пояснять, что
при всех талантах Тернера ни Ричи Блэкмор, ни Ингви Мальмстин
просто не потерпели бы рядом с собой второго истязателя шести струн, да еще и
играющего на чуждом их менталитету "Les Paul". Кстати, на
пресс-конференции не обошлось без дурацких вопросов, не бахвалилось ли перед
Тернером "рекламное лицо фирмы "Fender" своими золотыми часами и гоночными
машинами. Тернер, у которого к моменту прихода в группу Мальмстина все
перечисленное, надо полагать, имелось в избытке, разумеется, воспринял вопрос,
как шутку, после чего в качестве ответного хода объявил Ингви тайным сыном
Блэкмора. В сочетании с purple-образной игрой давнего коллеги Хьюза, гитариста
J.J.Marsh, гитара Тернера в некоторых песнях создавала ощущение хотя и
невозможного, но состоявшегося-таки джем-сейшна с участием Ричи Блэкмора и
Джимми Пейджа.
Третьим, и самым главным сюрпризом был репертуар группы. Хотя по программе
концерта были в изобилии рассыпаны такие хиты всех времен и народов, как "I
Surrender", "Stormbringer" и "Mistreated", Хьюз и Тернер, в отличие
от предыдущих ораторов, не почивают на лаврах, а продолжают писать новые песни.
Песни, кстати говоря, неплохие, и вполне в духе времени. "You Can't Stop
Rock'N'Roll", готовый стадионный гимн для метал-хэдов последнего поколения,
пришелся по вкусу даже сорокалетним поклонникам музыкантов, в то время, как
забойнейшие "Ride The Storm" и "Devil's Road" с отчетливым
привкусом power-metal легко завоевали сердца трясущей хайрами в партере молодежи.
Под конец мероприятия, правда, уровень громкости превзошел все поставленные некогда The Who и Manowar рекорды, равно, как и все допустимые для homo sapiens пределы. Видимо, тем, кто оказался к сцене ближе всех, суждено было проснуться наутро и ощутить, что от вчерашнего звона в ушах еще что-то осталось. Однако в сравнении с акустическим стрессом, испытанным публикой в 2001 году, это можно как-то пережить. Тем более, что по сумме очков нынешний концерт Хьюза и компании понравился даже тем, кто посчитал, что Тернер присутствует на сцене лишь для красоты, мебели и второй гитары. Все-таки такие ребята, как Гленн и Джо, не только не стареющие, но и способные неожиданно помолодеть, да еще, что гораздо важнее, до сих пор пребывающие во впечатляющей творческой форме, вселяют оптимизм и веру в большое и светлое будущее рока и металла. Пускай это и звучит несколько наивно.
Irwin "Marky" MARKOWITZ (1923)
Big Mama THORNTON (1926)
Андрей МАКАРЕВИЧ (1953)
Jermaine JACKSON (1954)
Nikki SIXX (1958)
Darryl JONES (1961)
Евгений "Сдвиг" ЗВИДЕННЫЙ (1968)