Изначально идея концертов серии "Пятница, 13" была проста и незатейлива:
собирать в означенные дни под одной крышей а) самые забойные,
б) мрачно-мистически ориентированные и в) самые любимые в народе
рок-группы и колбаситься под них до полного упаду. Так уж сложилось, что к
началу XXI века соответствующих всем трем параметрам групп в пределах нашей
необъятной было тоже ровно три - Король И Шут, Ария и Алиса.
Организованные по этому принципу междусобойчики продолжались несколько лет,
пока, наконец, не стало ясно, что в рамках этого гарантирующего успех
предприятия можно и нужно давать публике что-то новое, иначе неминуемы застой и упадок.
На отвоеваном русскими рокерами обширном плацдарме закипела работа, первые
результаты которой изумленная публика могла наблюдать - да-да, в пятницу, 13
февраля 2004 года в "Лужниках". Эта дата должна войти в историю, ибо именно в
этот день состоялась премьера первой в России за несколько лет, и расчитанной
на широкий круг слушателей, а не на кучку тонконогих эстетов, рок-оперы под
названием "Эльфийская Рукопись". Не очередного модерн-мюзикла с
массовыми плясками и формально-фанерным звуковым сопровождением, а самой
настоящей рок-оперы.
Сюрпризы начались, когда выяснилось, что ветераны из
"Арии" взвалили на себя
функцию разогревающей банды. Весьма благородный поступок, как оказалось:
собрать народ, чтобы сразу после своего выступления пригласить их взглянуть в
лицо неизвестности...
Следующему отделению предшествовала кропотливая работа техников: установка
дополнительных помостов, подключение массы микрофонов и пр. Но вот погас свет.
Вспыхнула в темноте на заднике сцены золотистая саламандра и раскатились по
залу вводящие в транс дроби двух ударных установок. Шоу началось.
Последующее действо поддается внятному описанию с большим трудом. На протяжении
сорока минут на сцене разворачивалась эпическая многофигурная история в духе
приснопамятного "Властелина Колец". Смена декораций осуществлялась в
основном посредством слайдопроекции, а помимо музыкантов на сцене действовала
натуральная рыцарская дружина в кольчугах и с боевым оружием.
Четкого разделения исполнителей на кордебалет, музыкантов и исполнителей
вокала, как это нередко случается, к счастью, не было. Так, например, одна из
арий Дмитрия Борисенкова (Черный Обелиск) включала не только
пение, но и угрожающую партию соло-гитары, а Андрей Лобашов (Arida
Vortex) отважно врубался в кульминационное сражение с мечом в одной руке и
микрофоном в другой. Очень правильный ход, надо сказать. Когда все при деле,
сопереживать происходящему на сцене можно без особых поправок на условность
постановки.
Даже в сокращенной в силу характера мероприятия версии произведения нашлось
место характерным для рок-опер сквозным мелодическим темам. Эта черта возносит
"Эльфийскую Рукопись" над многими выпущенными в последние годы
квазиконцептуальными музыкальными произведениями в стиле фэнтези, включая даже
знаменитый "Nightfall On Middle-Earth" Blind Guardian. Кроме
того, внутри актерского состава совершенно явно пошла "электрохимическая
реакция". Например, Лекс, новый вокалист группы Мастер, до
описываемого момента ничем особенным из волосатой братии рок-певцов не
выделялся. Теперь же стало совершенно ясно, что этот парень - не только хороший
вокалист, но и неплохой актер. Подобный эффект, помнится, уже наблюдался при
исполнении мини-рок-опер Ayreon ("Actual Fantasy") и Star One
("Space Metal"), которые лишь недавно раскрыли миру глаза на истинный
драматический потенциал вокалистов Symphony X, Threshold и After
Forever. Удивительно было чуть ли не впервые услышать настоящую вокальную
партию от метавшегося по сцене в образе дракона Кирилла Немоляева.
Кстати, с ролью Кирилл справился потрясающе. Не стоит забывать, что карьера
Немоляева началась в Большом Театре. Да, похоже это одиозное заведение начало
разбрасываться талантами задолго до недавнего курьеза... :)
Помимо упомянутых лиц, в постановке были задействованы Владимир Ермаков
(все тот же Черный Обелиск), "арийцы" Артур Беркут и Владимир
Холстинин (последний, кстати, в очередной раз поразил пулику наповал своей
игрой на электрической мандолине), и практически весь состав группы
Эпидемия, в недрах которой, собственно, и зародилась идея рок-оперы. И
это - самый большой сюрприз. Ибо доселе Эпидемия была всего лишь клубной
хард-роковой группой. Такие группы, как правило, играют хороший рок, имеют
какую-то публику и даже контракты на запись альбомов, но так и остаются
музыкантами для своего круга. Следует признать - доселе никому в нашей стране,
кроме Арии, не удавалось сделать тяжелый рок в своем исполнении действительно
популярным жанром без особого ущерба качеству исполняемой музыки. Прошедший же
концерт показал заявку на прорыв столь высокого уровня, какой в наших условиях
вовсе считался едва ли возможным.
Теперь, если музыканты Эпидемии не совершат какой-нибудь откровенной глупости,
их детище ждет интересное будущее. По крайней мере, по окончании шоу публика
набросилась на свежеотпечатанные компакты с аудиоверсией "Эльфийской Рукописи"
так, словно бы это было запрещенное, кстати говоря, к продаже в "Лужниках" в
этот вечер пиво. Оперативно проведенный в фойе Дворца Спорта блиц-опрос
показал, что некоторые уже с нетерпением ждут выхода видеоверсии. И, что уж
скрывать, завершавшие вечер выступления Короля И Шута и Алисы после
творившегося на сцене даже многие из тех, кто пришел именно на эти группы,
восприняли, как всего лишь затянувшийся постскриптум.
Запомните этот день - 13 февраля 2004 года. В этот день наш стадионный рок не только окончательно утвердил свою жизнеспособность, но и преподнес публике первый сюрприз...
1993 – Умер композитор и джаз-роковый виртуоз Фрэнк Заппа. Перед смертью он не успел закончить свой шедевр - альбом, который должен был быть записан целиком под водой »»
Jeff BRIDGES (1949)
Cassandra WILSON (1955)
JAY-Z (1969)
Robby VALENTINE (1969)
Ferry CORSTEN (1973)