В Питере имя Жени Глюкк постоянно на слуху, - ее голос можно услышать и на волнах "Радио Рокс", где она ведет две программы ("Русский рок" четыре раза в неделю и "Музыкальная гостиная" по субботам), и на недавно вышедшей пластинке "Поехали!", записанной Женей в составе Группы Прикрытия, и на всяческих сборных концертах и мероприятиях... Эта рыжеволосая девица поспевает везде: "Я крайне общительное существо". Так что когда судьба и меня столкнула с Женей носом к носу, взять у нее интервью оказалось крайне просто. Зашли в кафе, сели в уголок - и понеслось.
Звуки.Ru: Давай начнем с тех моментов твоей биографии, которые стоит осветить.
Женя Глюкк: Школа, музыкальная школа, Институт Театра, Музыки и Кинематографии - я артистка по образованию; при этом я еще заканчивала т. н. "Интерстудио" - это мастерская театра "Синтез". С первого курса мы катались со спектаклями по заграницам - Франция, Швейцария, Греция и так далее, - брали первые места... Это был синтетический театр: куклы, люди, графика специальная на сцене... Люди могли всё! Что касается меня, то мне дали Гран-при за самостоятельный спектакль, но не было никакой возможности его катать. Наградили пылесосом и деньгами, - пылесос до сих пор работает, кстати, - но лучше б наградили возможностью спектакль показывать. Стало понятно, что нужно что-то делать, - и тут возник музыкальный проект под названием Группа Прикрытия, который мы начали с моим будущим барабанщиком на Мойке, 12, в музее-квартире Пушкина. Меня туда пускали репетировать, играть на рояле, дух Пушкина витал вокруг... Все лучшее мною было написано именно там. Я это еще никому не показывала, оно такое - с классическим уклоном, со странными какими-то моментами... Потом в проекте возникла дудка, потом бас откуда-то взялся, и стало ясно, что уже реально пошел музыкальный проект. Он некоторое время существовал, и тут параллельно возникло "Радио Рокс".
Звуки.Ru: Ты сама туда пришла?
Женя: Меня позвали делать еженедельную программу, по сути шоу - приходили люди, что-то рассказывали... Стало ходить много музыкантов, и мне однажды начальство сказало: "Чё они сюда ходят? У нас есть программа "Русский рок", и непонятно, то ли ее закрыть, то ли убрать... Иди туда!" Я пошла, и программа стала развиваться. Естественно, музыкальный проект от этого страдал. Потом меня из программы убрали как диссидента, потому что русский рок - это всегда диссидентство. Через год, правда, вернули. Но за этот год я возобновила проект и записала пластинку "Поехали!".
Звуки.Ru: Откуда взялся псевдоним?
Женя: Когда меня впервые пригласили на радио - в детскую программу "Заячий остров" на "Радио Россия", - я решила, что нельзя ж просто так приходить, надо что-то придумать. И мне кто-то из знакомых сказал: "Женя, ты же глюк абсолютный!" Я подумала, что для одного раза сойдет. Пришла, попела какие-то песенки про кошку, про собаку... Потом эту передачу повторяли пять лет подряд каждый Новый год - прямо как "Иронию судьбы", чокнуться можно! Я им позвонила недавно, попросила, чтобы больше не пускали ее в эфир, у меня ж сейчас совсем другое уже - рок-н-ролл, все дела. У них эта пленка в архиве сохранилась, я всё хочу ее выкрасть, чтоб они ее больше никогда не ставили вообще. А то получалась такая двойная жизнь - вечером рок, утром детская передача со мной, детским писателем... Хотя мне кажется, что человек может примерять столько лиц, сколько хочет. Не личин, а именно лиц. Я ж еще пишу детские стихи для московских журналов. Беру, например, текст песни, которая вышла на пластинке, и публикую, - получается обманка такая... Мне очень нравится обманывать всех, - вот, журнал "Кукумбер" считает, что я детский писатель из Петербурга, - они ведь в Москве не слушают "Радио Рокс", не знают, кто такая Женя Глюкк. В Питере меня считают радиоведущей, во Франции - актрисой... Сейчас еще телевизионный проект возник на "ТНТ", называется "Инструкция по применению", - я там трижды появилась в образе дамы по прозванию Прасковья. Не знаю, буду ли продолжать, но мне очень хочется заняться телевидением, потому что это тоже интересно.
Звуки.Ru: На радио тебе удается свое актерское образование как-то применять?
Женя: Конечно. Если, например, в студию приходит человек, с которым мне почему-то некомфортно, я могу сразу перепрыгнуть в любой образ, и из минуса извлечь плюс. Еще - драматургия эфира: у любой ситуации должны быть завязка, кульминация и концовка. Должно быть что-то остренькое, что-то, что раздражает. Зачем нужен краснознаменный эфир о том, как все хорошо и правильно?
Звуки.Ru: Если суммировать факты, получается, что проект начался раньше, чем работа на радио, но тебя как радиоведущую узнали раньше, чем как певицу. А сейчас ведь запели очень многие люди, имеющие не прямое отношение к музыке, - например, Дибров, Алекс Федечко-Мацкевич...
Женя: Ну, да, и получается, что я - иже с ними.
Звуки.Ru: Тебе не говорили фраз типа "все музыкальные журналисты - это неудавшиеся музыканты"? Женя: Мне пофиг абсолютно, что люди говорят, и если популярность мне приносит именно радио, - ну и прекрасно, я не против. Я все равно буду делать то, что я хочу делать. Кроме того, в творческом проекте я вообще свободна, что хочу, то и творю, это мой проект. А будет он популярен или нет, мне все равно. Если говорить о планах, то сейчас я хочу написать детскую книжку, соединить это с детским мюзиклом, потом, если получится, снять детский мультик... вообще сделать что-то детское.
Звуки.Ru: Почему?
Женя: Мне всегда это было интересно. Кроме того, я знаю, что у меня получается делать простые вещи, - очень простые, - и мне ужасно это нравится. Писать просто труднее, чем писать сложно. Писать сложно, как Бродский... ну, я бы смогла, а написать просто, как Чуковский - поди попробуй! Точно так же трудно создать простую, но оригинальную музыкальную тему, - как Чайковский или Глинка... Свою детскую сказку я хочу сделать простой и доступной, и мне хочется, чтоб ее услышало большое количество людей.
Звуки.Ru: Она не получится чем-то вроде того, что делают Илья Черт или Костя Арбенин?
Женя: Упаси Бог! Я хочу, чтоб это была нормальная, человеческая детская сказка! Потому что когда за это берутся рок-музыканты - как КС, к примеру, или тот же Черт, получается вообще не сказка, а просто что-то такое, за что они взялись. Там, как правило, нет ярко выраженной мелодии, запоминающейся, оригинальной... Это не детские сказки! Там есть что-то из их же творчества, что они сюда тянут-потянут, и получается все равно андеграунд, для детей абсолютно недоступный. А я не рок-музыкант, у меня классическое образование, и мне хочется, чтоб всё было просто и доступно. Если не получится, значит, этого вообще делать не нужно. Вот мы недавно встречались с Игорем Мамоновым из группы Scang, которого я позвала петь разные партии в этой сказке - как Олег Анофриев пел в Бременских Музыкантах. Может быть, еще каких-то музыкантов приглашать буду на какие-то эпизоды...
Звуки.Ru: Про музыкальный проект расскажи немного поподробнее. Женя: Когда у меня сколотилась группа, возник такой драйвовенький момент неожиданно, - наверно, потому что музыканты пришли разные. Барабанщик, например, играл в Сезоне Дождей, то есть воспитан на арт-роке и хард-роке... А я очень люблю всякие сбивки, и еще люблю, когда музыка все-таки на классической основе строится. Но не по законам, а чуть-чуть их нарушая. Всяческие рок-стандарты мне совершенно не близки, зато близок Моцарт. А ведь весь западный рок идет, в принципе, из классической музыки. В творчестве Фредди Меркьюри, например, можно абсолютно четко проследить Моцартовские тенденции, или услышать его распевки а ля Рахманинов. А что слушает Ричи Блэкмор? Классику! Мне кажется, дело в том, что в Англии никогда не было такой оперы, как в России, Германии, Италии, и рок - это их вариант оперы, просто на осовремененной основе. У России есть, напротив, классические, оперные традиции и тенденции, но получается, что русская рок-музыка никому нафиг не нужна, потому что это повтор, но всем очень нужно русское классическое искусство. И если объединить одно и другое, может получиться очень интересно, но этим почему-то почти никто не занимается.
Звуки.Ru: Тебя иногда называют "русской Ниной Хаген", - я так понимаю, из-за сходства не столько в голосе, сколько в стремлении к синтезу?
Женя: Мне сложно судить. Наверное, многое зависит от подачи. То, что нужен синтез и объединение стилей - это очевидно, но еще нужен драйв.
Звуки.Ru: Альбом вышел, - какова его текущая судьба?
Женя: Он пошел себе в дистрибуцию, дошел до каких-то уголков, мне письма приходят... Но я уже окунулась во что-то новенькое, и судьбу альбома перестала отслеживать. К тому же он вышел в таком странненьком звуке, неприглаженном... То есть мы старались, но получилось как всегда. И неожиданно для всех выработался некий стиль, и когда мы писали песню для Трибьюта Гребенщикову, там оказалось так же, и я вдруг поняла, что, наверно, мы теперь такие. Я с этим бороться не буду. Наоборот, в группе сейчас происходит такое нормальное разделение обязанностей. Я люблю, когда каждый человек в коллективе реализован максимально. Приходит человек в группу, его спрашивают: "Что ты хочешь делать?" "Я хочу то-то и это". "Ну, и делай!"
Звуки.Ru: А на сцене как это выглядит?
Женя: Сейчас я буду стремиться как можно больше театрализовать эту историю. Мой плюс в том, что я актриса и на сцене могу себя вести как актриса. К тому же есть некий тембр голоса и некая специфическая подача. Что касается аранжировок и внедрения туда рок-н-ролльных моментов, то это тоже будет, конечно. Я заметила, что когда мы с гитаристом на сцену выходим, какая-то искра высекается, потому что у нас получается сочетание несочетаемого. Как говорит один из моих приятелей, "искусство делается для лохов и эстетов", - так мне, видимо, придется работать для эстетов, потому что для лохов не получается. Я-то хочу для лохов, а он - для эстетов, но в результате получается все наоборот. Я понимаю, что то, что я делаю с группой - не попса, не шлягерное искусство, у меня нет куплетно-припевной системы в песнях. Одну песню такую специально написала, ее покрутили по "Нашему радио", она получила какие-то оценки, после чего исчезла, как будто ее не было вовсе. В принципе, в ней была квинтэссенция всей попсы вместе взятой, всё четко прописано. Но мне просто неинтересно делать что-то тупое. Зачем? Деньги я заработаю другими способами. Вот у меня напротив дома есть магазин "Дикси", там все время требуются продавцы. И в совсем крайнем случае, если припрет, - пойду туда, и буду продавать картошку.
Paul DESMOND (1924)
Matthew GEE (1925)
Nat ADDERLEY (1931)
Bev BEVAN (1944)
Amy GRANT (1960)
Mark LANEGAN (1964)
Tim FREEDMAN (1964)