В 55 лет подводить итоги если уж не пора, то, по крайней мере, уместно. И если
Роберт Плант (Robert Plant) счел нужным вместо нового материала
выпустить старый, погрузиться в собственное творческое прошлое еще глубже, чем
в альбоме "Dreamland", отдать дань, вспомнить и отблагодарить, - значит,
так надо. Если ему необходимо держаться корней, - видимо, его почитателям стоит
рассмотреть эти корни как следует. Западные критики, не слишком скорые на
комплименты, уже успели назвать эту 35-песенную антологию лучшим "сюрпризом
сезона" и "переизданием года". Попробуем оценить ее и мы.
Первый диск двойного альбома, занятый обзором восьми сольных пластинок Планта
("того периода, когда музыка для меня внезапно превратилась в хобби" -
ничего себе формулировочка!), на первый взгляд (но не слух) может разочаровать
- уж больно тут все знакомое, родное и, на чей-то вкус, не всегда удачное:
первый сольник проигнорирован вовсе, из The principle of moments взята
лишь "Big log" (а хотелось бы и "Horisontal departure", и
"Wreckless love"), из "Shaken'n'stirred" - только "Little by
little"... зато сравнительно слабые альбомы Fate of nations и Now
& zen представлены куда более обширно. Но! Во-первых, Плант особо
подчеркивает, что составлял этот диск, исходя из личных предпочтений, а вовсе
не из позиции в чартах или массовой популярности той или иной песни, а воля
автора все-таки важнее всего; есть, в конце концов, оригинальные альбомы,
которые всяк желающий может круглосуточно слушать целиком. Во-вторых, изучив
первый CD со вниманием, возрадуются не только ленивые поклонники, коим сборки
милее альбомов, но и коллекционеры, - потому что редкостей тут куда больше, чем
кажется: ну, например, песня "Dirt in a hole" включалась не во все
варианты релизов "Dreamland", "Song to the siren" (оттуда же)
представлена в радиоверсии, "I believe" (с Fate of nations) тоже
звучит иначе, чем в альбоме, а "Promised land" в некоторых его изданиях
подменялась "Color of a shade"; ну а "Upside down"
(планировавшаяся для Now & zen) не издавалась вовсе. Есть простор для
сравнений и размышлений. Кроме того, подборка удачно выстроена - ради этого
стоило нарушить хронологию: никаких резких эмоциональных скачков и звукошоков,
очень качественная обзорная экскурсия "по сольному Планту", где лирика и
энергия, творческие идеи и вокальные возможности представлены в широком
диапазоне и должной пропорции.
Второй диск - сплошной коллекционерский оргазм: би-сайды сольных синглов,
ранние демо, песни для сборников, саундтреков и трибьютов... все это где-то
когда-то, конечно, выходило, но попробуйте, соберите сами! А есть и вовсе не
издававшиеся песни: очень странная "Red is for danger" - подарок Планту
от некоего Робина Джорджа (Robin George) или "Road to the sun",
сочиненная Филом Коллинзом (Phil Collins) для альбома The principle of
moments (он там барабанил), но, к сожалению, не попавшая туда по причине
ограниченности "винилового" пространства...
Сборник уникальный, охватывающий период длиной в 37 лет (с перерывом на Led
Zeppelin) и, в силу этого, очень эклектичный. Каждую песню тут надо слушать
отдельно, и желательно - с пояснениями автора, благо, они есть в буклете
(сочувствую тем, кто не владеет английским). Хотя, вообще-то, ощущения важнее
фактов, и чтоб оценить, например, прихотливую прелесть "Hey Jayne", не
обязательно знать, что Плант в ней еще и на ситаре играет, а притоптывая ногой
под "Let the boogie woogie roll", можно пребывать в полном неведении
относительно дружбы исполнителя с Джулсом Холландом (Jools Holland) -
одинаково трепетная любовь Планта к world music и к старым рок-н-ролльным
стандартам очевидна без комментариев. И все же подробности записи того или
иного номера добавляют необходимые штрихи к облику этого человека, прошедшего
путь от зеленых лужаек английской глубинки до пронзительной синевы небес над
пустыней Мали. Еще мальчишкой Роберт, вертя ручки радиоприемника, жадно
впитывал звуки всего мира; в юношестве, на пороге певческой карьеры навсегда
влюбился в черный блюз и раннюю калифорнийскую психоделию, а будучи взрослым
профессиональным музыкантом, открыл неиссякаемые богатства музыки Черного
континента. Что ж удивительного в том, что "Win my train fare home",
записанная живьем в Тимбукту, по настроению сходна с протяжными полотнами The
Doors, кавер на известный хит Чака Берри (Chuck Berry) "Louie,
Louie" сделан в протогаражной манере некоторых вещей The Kinks, в песне на
музыку покойного техасского гитариста Райнера Птачека (Rainer Ptacek)
"21 years" вдруг проглядывает Роберт Джонсон (Robert Johnson), а
записанный с Пейджем (Jimmy Page) трибьют-номер "Rude world" в
память о том же Птачеке оказывается натуральным трип-хопом? Притом все это -
чужое и свое, совместное и индивидуальное - отличается безупречным чувством
меры: Плант не скрывает влияний и источников вдохновения, нигде не выпячивает
себя, - но и не уходит в тень тех, кого он считал (и по-прежнему считает)
великими, уважал и любил.
Вот, скажем, Элвис Пресли: его дух витает
сразу над несколькими из представленных в сборнике песен, но уже в самой
древней, записанной с группой Listen сладкой "Our song"
(англоязычный вариант итальянского стандарта "La musica e finita")
необходимая продюсеру "эвисовщина" воспроизведена не только с почтением, но и с
чуть заметной иронией ("You'd better run" из той же сессии можно
пропустить, она ценна лишь как исторический артефакт). В "Philadelphia
baby" Чарли Рича (Charlie Rich), записанной уже в 80-х со старыми
знакомцами Crawling Kingsnakes - тоже ирония, но уже не ученическая, а
взрослая, равноправная. А в "Let's have a party", сделанной для
благотворительной компиляции Last temptation of Elvis, об оригинале
напоминает уже лишь вступление, а дальше идет рубилово в духе лучших вещей с
Manic Nirvana... "If it's really got to be this way" - запись для
трибьюта Артуру Александеру (Arthur Alexander) "Adios amigo" -
ретро-баллада, "Little hands" для юбилейного альбома в честь Александра "Скипа"
Спенса (Alexander "Skip" Spence), британского фолк-психоделика, и
"Naked if I want to", взятая с дебютного альбома Спенсовской группы Moby
Grape, - все они решены абсолютно в духе времени и места, но притом очень на
Плантовский манер. Да и, собственно, почему нет? Это в первую очередь его
личная история - его предпочтения, друзья, эксперименты, вехи, приключения,
новеллы, - и он слишком индивидуален и неповторим как певец и автор, чтоб не
быть собой везде и всюду, в любой стране и с любыми музыкантами. С начала и до
конца.
Плант почти демонстративно исключил из этой истории главную группу своей жизни,
не взял в эту подборку никаких Цеппелиновских редкостей (хотя, возможно, их
просто не осталось), - но, слушая старые демо-записи, сделанные с Band Of Joy
("Hey Joe" и "For what it's worth") и "Operator" периода работы с Алексисом
Корнером (Alexis Korner), сразу понимаешь, почему его голос и манера исполнения
так идеально совпали с Led Zeppelin: та самая смесь белого и черного блюза,
английской балладной традиции и американского психодела...
И, может быть, он не
имел этого в виду, но "Life begin again",- дуэт с валлийской фолкершей Джули
Мерфи (Julie Merphy) для недавнего диска Afro Celt Sound System,- отсылает нас,
прежде всего, к "The battle of evermore". Пусть так. Но, в конце концов, жизнь
Роберта Планта никогда не замыкалась на Led Zeppelin и не закончилась с их
распадом.
Sixty Six To Timbuktu - это документ, подробный, убедительный,
таящий чудные открытия, рассказывающий все о "до" и "после". Мне сложно его
оценивать в каких-либо категориях, он противоречив, а еще лишен, - несмотря на
длину и альбома, и охваченного им исторического промежутка, - той увесистой
законченности, которая часто свойственна деяниям живых классиков. Итоги
подведены, но финал открыт. Как всегда у Led Zeppelin. Как всегда у Планта. Что
дальше? Поживем - увидим. Он действительно мастер делать сюрпризы....
Дата рождения:
20 августа 1948
1984 – Вышел благотворительный сингл «Do They Know It's Christmas?» - песня была записана супергруппой Band Aid, которую написал Боб Гелдоф для сбора средств в пользу голодающих в Эфиопии. Сингл стал самым быстро продаваемым в истории Англии - 1 млн.экз. только за первую неделю релиза »»
2001 – В Лос-Анжелесе на 58-м году жизни скончался Джордж Харрисон - гитарист The Beatles. Харрисон занимает 21 место в списке 100 величайших гитаристов всех времён »»
Ed BICKERT (1932)
John MAYALL (1933)
Tony COE (1934)
Chuck MANGIONE (1940)
Randy BRECKER (1945)
Roger (1951)
Duke LEVINE (1961)