LED ZEPPELIN  How The West Was Won

"Когда я исследовал наши архивы, собирая аудио- и видеоматериал для DVD, то наткнулся на позабытые записи этих двух концертов 1972 года: 25 июня в зале LA Forum и 27.06.1972 на Long Beach Arena....

"Когда я исследовал наши архивы, собирая аудио- и видеоматериал для DVD, то наткнулся на позабытые записи этих двух концертов 1972 года: 25 июня в зале LA Forum и 27.06.1972 на Long Beach Arena. Led Zeppelin тогда были на пике своей формы, и по этим концертам можно судить, Как Был Покорен Запад".
Джимми Пейдж, Лондон, март 2003

Их всегда сравнивали с The Beatles. Не по музыке, упаси Господь, а по концертным сборам, количеству проданных пластинок, позициям в хит-парадах... Этим начиналось, - когда дебютный "Led Zeppelin I" вытеснил с первых строчек чартов "Abbey Road", - и это длится по сей день: DVD Led Zeppelin убрал DVD Маккартни, а их тройной альбом "How The West Was Won" - "Антологию" The Beatles. Впрочем, никаких звездных войн за этими цифрами не стоит, и никогда не стояло: еще в ранних интервью Пейдж (Jimmy Page) честно называл The Beatles великими, а Плант (Robert Plant) добавлял: "Они стали источником вдохновения для всех концертирующих групп - в Англии, да и во всем мире".
Да, конечно, но сами The Beatles при этом никогда не были тем, что называется "performing band": 20-минутные статичные сеты, не слышные за визгом фанаток, не идут ни в какое сравнение с тем трехчасовым изощренным беспределом, который был стандартом концертов Led Zeppelin. Они почти не выпускали синглов, редко фотографировались, не снимались в кино и шарахались от телевидения; никто не шил пиджаков и не стригся на их манер, никто не насвистывал и не мурлыкал под нос их песен... Но каждый уважающий себя меломан почитал за счастье увидеть любое из их выступлений, потому что Led Zeppelin как раз и были настоящей performing band. Концертной группой, пожизненно и посмертно никем не превзойденной. Не верите словам, - взгляните на цифры. Посмотрите DVD-антологию. Или хотя бы послушайте "How The West Was Won".
Этой записи, скомпилированной из двух калифорнийских концертов, отчаянно не хватает видеоряда. Но можно воссоздать картинку в воображении, - благо, все песни настолько выпукло проинтонированы и настолько инструментально прорисованы, что легко представить каждый жест, каждое движение. Горестный вздох Планта посреди "Since I've been loving you". Лукавый пассаж Пейджа - вставочка из Баха в "Heartbreaker". Звериные метания Бонэма (John Bonham) в "Moby Dick". Смешливое рок-н-ролльное попурри, срывающееся в атаку "Whole lotta love"... Все реально, наглядно, зримо. Кто вспомнит, слушая этот концерт, что он закончился более 30 лет назад? Можно задним числом вычислять: ага, это песни из еще не изданного на тот момент альбома; а вот тут кусочек из "Walter's walk", которая и вовсе не увидела бы свет, если б не смерть Бонэма... Можно даже сравнивать "живые" версии со студийными - вовсе уж непродуктивное занятие, потому что Led Zeppelin играли каждый раз по-новому. Так было интереснее. Так было - правильно. Потому что профессионалы (они ведь даже не репетировали - некогда было), и еще потому, что они этим жили и дышали. Возможно, оттого и остались в истории - лучшими.
Это давно признал Запад, который сдался без боя после первого же большого тура LZ. Прошлым летом все приличные музыкальные издания мира отдали обложки и развороты Led Zeppelin и их архивным релизам. А Восток? Его, похоже, покорить так и не удалось. Августовские концерты Планта в Риге, Киеве и Минске региональная пресса отметила жалкими отписками, а российская проигнорировала вовсе. Что нам Гекуба? У нас тут свои Тютькины и Пупкины в горячей ротации. Родина, сынок.

Вариант этого текста опубликован в журнале FUZZ?12/2003

26.01.2004, Екатерина БОРИСОВА (ЗВУКИ РУ)

LED ZEPPELIN - свежие публикации:

LED ZEPPELIN

В 1968 году во время работы над пластинкой "Hurdy Gurdy Man" ("Кобзарь") известного рок-барда тех лет Донована два сопродюсера этого диска впервые обсудили возможность создания собственной...

Дата образования:

1 января 1968

Подробности из жизни:

В 1968 году во время работы над пластинкой
"Hurdy Gurdy Man" ("Кобзарь")
известного рок-барда тех лет Донована два сопродюсера этого диска впервые
обсудили возможность создания собственной группы. Первый, Джон Болдуин,
более известный в артистических кругах, как Джон Пол Джонс (03.01.1946), к тому
времени успел поработать в качестве продюсера, аранжировщика и сесссионного
музыканта (бас-гитара, клавишные) с Родом Стюартом, "Rolling Stones"
(оркестровка знаменитой "She`s Rainbow"), Марком Боланом (очень редкий ЕР
"Jasper C. Debussy", предмет вожделения многих коллекционеров-ценителей), а
также "Herman`s Hermits" (не менее знаменитый басовый рифф шлягера
"Jezabel"). Второй, Джеймс Патрик Пейдж (09.01.1944), виртуоз блюзовой
гитары, не чуждый смелых экспериментов (будь то подключение инструмента к
терменовоксу, или игра виолончельным смычком), а кроме того неплохой игрок на
том самом харди-гарди, был известен не меньше. Первый успех ему принесли работы
с "Kinks" (хит…

Далее... →