Что такое блюз? В оригинале - одна из ветвей народной музыки до боли крошечного уголка Америки - Дельты Миссисипи. Лирическая песня, типа русских "страданий", с жесткой и одновременно очень простой и доступной формой куплета - ну, все знают, не надо объяснять. По "близости к народу" что-то вроде наших частушек, только грустных; стихи, которые может в момент сымпровизировать любой (может, в этом и секрет их обаяния?) Какой смысл вкладывали сами негры в это слово? Еще в тридцатые годы в песнях были слышны отголоски его первоначального употребления, во множественном числе: blue devils, blue spirits, сокращенно blues - демоны, бесы уныния, которые овладевают человеком во время упадка душевных сил. Переносное значение - как раз уныние и тоска (ну точно - русские "страдания"!). О чем? Конечно, о любви в первую и последнюю очередь, а посередине - о том, что нет денег и вообще о тяжелом положении негритянских трудящихся, а в принципе о чем угодно - целый пласт местами очень искренней, местами крайне двусмысленной, но всегда берущей за душу поэзии. Как все это исполнялось?
Самые истоки этой музыки, в особенности лад, совершенно не вписывающийся в
европейские музыкальные каноны, и ритм - скорее всего, из Африки. Мы знаем, что
на протяжении трехсот лет рабства негритянские песни пелись под аккомпанемент
барабанов или вообще без оного. Конкретное же время рождения блюзовой формы
навсегда погребено в толще истории (кануло в свинцовые воды Леты, если так
больше нравится). Зато мы имеем колоритные воспоминания звезд чикагского блюза,
чьими стараниями истоки этой музыки вообще стали кому-то интересны (годах этак
в 60-х). Из них мы узнаем, что самым доступным музыкальным инструментом для
жителей плантаций была проволока, натянутая на два гвоздя в стене хижины,
которую дергали, одновременно двигая по ней бутылкой для получения звуков
разной высоты. На такой проволоке уже в 20-х годах ХХ века учился играть
Маккинли Морганфилд, будущий Мадди Уотерс (Muddy Waters). Класс, правда?
Когда гитары получили распространение на Юге, местное население научилось
довольно ловко имитировать фабричные изделия с помощью ящиков и досок.
Настоящая же гитара была пределом мечтаний подростка, и деньги на нее копились
месяцами. Итак, принцип игры бутылкой на проволоке, помноженный на буржуйский
инструмент, не дает ли нам исконно дельтовское изобретение - слайд-технику,
которой пользовались практически все гитаристы, игравшие блюзовую традицию, и
многие звезды чикагского блюза 50-х - Мадди, Вулф, Элмор Джеймс. (Были и
блестящие исключения: например, Чарли Пэттон. Но и блюзов как таковых он
исполнял немного).
Как распространялся блюз? С помощью
бродячих музыкантов
или менестрелей, как их уважительно именовали в Америке - в то время великое их
множество колесило по дорогам Юга (интересно заметить, что, по сути дела, жизнь
современного американского блюзмена сводится к тому же). Играли они в
заведениях для черных в маленьких городках, на ярмарках и просто на улице; это
могли быть и бродяги-одиночки с гитарой за спиной, и целые водевильные труппы с
"хором" девушек, которые не столько пели, сколько плясали, задирая ноги к
потолку. Такая труппа предоставляла девушке 16-17 лет из маленького городка,
затюканной вечной нищетой и заботой о братьях-сестрах, прекрасную возможность
свалить из дома. Так начинали свою карьеру практически все знаменитые певицы
того времени. Что тогда исполняли?
Точно сказать сложно: живых свидетелей не осталось. Очевидно, одиночки и
маленькие оркестрики играли народную музыку во всех ее проявлениях - и
негритянскую, и белую, что-то ближе к кантри (границы жанров тогда были весьма
условны).
Известно, что на рубеже веков
стопроцентным хитом minstrel shows была
песня "Sitting On Top Of The World" - настоящий блюз, послушайте хоть в
исполнении Хаулин Вулфа (Howlin' Wolf). Однако в более крупных шоу, где
по традиции ключевой
фигурой была певица, ситуация была иная. "Мы, женщины, в то время блюзов не
пели", - говорит по поводу середины 10-х годов ХХ века Айда Кокс. Альберта
Хантер вспоминает, что ее репертуар в то время состоял из популярных песенок
типа "Где течет река Шеннон" и "Всю ночь", "не больше похожих на джаз, чем гимн
"Боже, храни Америку"". Первой же профессиональной певицей, включившей блюзы в
свой репертуар, стала Ма Рейни (Ma Rainey). Но ее история - это тема для отдельного рассказа.
1988 – Александр Башлачев, один из самых ярких представителей русского рока, покончил с собой, выбросившись с девятого этажа (в Петербурге) »»
Buddy DEFRANCO (1923)
Noble "Thin Man" WATTS (1926)
Gene PITNEY (1941)
Fred FRITH (1949)
Steve DOUGLAS (1951)
Lou Ann BARTON (1954)