Один из самых ярко-необычных деятелей русской неэстрадной сцены Вадим Степанцов интересен не только тем, что способен заставлять принимать широкие слои населения плоды своего сарказма за народные песнопения. Он интересен тем, что постоянно делая что-то новое, он не теряет чувства собственного и стиля и самоиронии. О том, в каком виде он реализуется сейчас, Звуки.Ru и расспрашивали Вадима Степанцова.
Звуки.Ru:
Расскажите сначала о Вашем новом проекте.
Вадим Степанцов: До конца 2003 года он назывался Бухта
Кошмаров, а затем
переименовался в Бедлам Камер-мьюзик. Ну и со следующего года, может еще
как-нибудь, но обязательное условие: инициалы проекта обязательно быть Б и К.
Как Бахыт Компот.
Звуки.Ru: А почему не собственно Бахыт Компот?
Вадим Степанцов: А потому что это другие люди, потому что Бахыт Компот -
он есть и есть
параллельно, у него есть сейчас своя клубная история. Но мне интереснее
заниматься новым проектом, потому что он музыкально интереснее. А музыкально
интереснее он потому, что там происходит невиданная мной доселе эклектика.
Можно это сравнивать с модным лэйблом Олега Нестерова "Шансон с человеческим
лицом", но не напрямую, конечно. Ш2 - это смесь джаза и кабака, условно говоря,
а у нас - это смесь классики, классических всяких клише, романсовой основы, а
именно городского романса 19 века, от Дениса Давыдова до
Александра Вертинского, немножко шансона, но не кабацкого, а скорее
дембельского, ну, и немножко поп-рока. Все вместе звучит очень здорово.
Звуки.Ru: Но вообще-то в том, что вы обычно делаете, ясно виден приоритет
текста перед музыкой.
Вадим Степанцов:
Да, но здесь у текстов еще больший приоритет! здесь музыка более спокойная, а
тексты - более утонченные, эстетские, ядовитые.
Звуки.Ru: На 12-летие Oрдена вы пророчествовали,
что куртуазные
маньеристы станут
кибер-маньеристами. Теперь Oрдену уже 15 лет, как он себя
чувствует?
Вадим Степанцов: Этот
лозунг жив, более того, 2 последние книжки, а именно "Услады киборгов" и "Песни
сложных устройств", выдержанны именно в этом духе. Основной эстетический
лозунг: люди - киборги. То, о чем еще товарищи Маркс и Энгельс говорили, что с
развитием технологической цивилизации человек начинает превращаться в
"профессионального идиота" (это термин Маркса). Человек становится
винтиком-шпунтиком большой машины производства и потребления. От этого и
пляшем. Но в отличие от Маркса и Энгельса мы в этом трагедии не видим, а
наоборот, смеясь, пытаемся примирить грядущую цивилизацию киборгов с людьми,
внедрить общечеловеческие ценности. А именно: киборги у нас любят смазывать
свои шарниры спиртосодержащими жидкостями, таким путем употребляя их внутрь,
любят с киборгессами скрипеть шарнирами, любят слушать Русское радио, ну, в
общем, такие гедонисты. Так что, пессимистические настроения создателей сериала
про Терминатора мы не разделяем.
Звуки.Ru: Какие-то новые имена появились в вашем движении?
Вадим Степанцов: Да, конечно. Может быть, относительно новые. Александр
Скиба, который выступает
с нами редко, но на ежегодных собраниях бывает. Он из Нижнего Новгорода,
работает где-то в компьютерной фирме, а в свободное от работы время создает
куртуазные шедевры. Он поучаствовал уже, наверное, в трех наших сборниках.
Последнее время к нам подключился Александр Вулых. Наш давний приятель, но
как-то раньше его лирика слишком уж отдавала журнализмом. Это и понятно,
раньше он работал в одной маловразумительной развлекательной газете и часто
писал колонки в рифму. Журнализм его как-то приземлял. А сейчас он написал
несколько потрясающих, совершенно в нашем духе баллад. Он тоже с нами выступает
и публикуется в наших сборниках.
Мало того, сейчас Орден Куртуазных
Маньеристов будет делиться. Надвое. Надеюсь, дальнейшего деления не произойдет.
Этот процесс обусловлен поэтическими разногласиями. Так произошло, что господа
Григорьев и Добрынин все чаще и чаще, уже до навязчивости, начинают выступать
как ампиловцы от поэзии, левые радикалы. С криками: "Повесим последнего буржуя
на кишках последнего чиновника". Множество воплей по поводу несчастных судеб
всяких маргиналов, маньяков. Иногда это смешно, а иногда - очень плакатно,
дубово и странно. Все чаще и чаще прорывается такой непонятный пафос
озлобленности против буржуазного мира и против меня лично. Поскольку я им
представляюсь очень богатым. Богатым человеком я не являюсь. Мне хватает денег
на запись альбомов, но на клипы и все остальное - уже нет. Но для них я буржуй.
Так что мы разделимся на два лагеря и будем выступать порознь. То есть господа
Григорьев и Добрынин - под знаменем Проханова и Ампилова, а мы с Александром
Вулыхом будем эдакими мондиалистами и европеоцентристами. Поскольку так
получилось, что мы играем по правилам сегодняшнего дня, а Костя и Андрей - не
хотят. Они хотят писать стихи и ждать, когда прилетит волшебник в голубом
вертолете и сделает их богатыми. Грустно. Я уважаю их позицию "благородной
бедности", сам на ней стоял,
будучи уже известным музыкантом и певцом, когда у нас уже выходили альбомы, и
группа Бахыт Компот существовала благодаря энтузиазму, в основном моему.
Гонорары были смешные, вроде 2 бутылок водки и 6 бутербродов за концерт. Или
ящика пива. Только году на седьмом эта идея стала приносить какие-то деньги.
Или у
меня больше практического ума появилось. В общем, жизнь как-то наладилась.
Звуки.Ru: В Бухте Кошмаров кто играет?
Вадим Степанцов: В Бухте Кошмаров на сегодняшний день играет скрипач
Илья Мимозов и клавишник и
кларнетист Валерьян Стаканчиков.
Звуки.Ru: Это ведь те же музыканты, которые играли в
Бандит-Компот?
Вадим Степанцов: Нет, Бандит-Компот
- это же не группа, это был такой странный релиз, с песнями, переделанными с
английского языка на русский. Например "Ledy In Red" называется на этом альбоме
"Баба в крови", "Where the Wild Roses Grow" Ника Кейва (Nick Cave)
называется "Скажена
троянда", там герой-мужчина поет на украинском, ну и так далее. Было финансово
трудно, нерентабельно очищать права. Поэтому вышел такой релиз "Бандит Компот:
Стереобандитизм". Но работали над этим альбомом в основном музыканты Бахыт Компота.
Мы с Бухтой Кошмаров уже записали альбом, играем в клубах. А там посмотрим.
Очень приятно начинать музыкальную карьеру с нулевой отметки.
Звуки.Ru: Так уж и с нулевой?
Вадим Степанцов: Это я
кокетничаю. Но все равно - приятно. Свежесть
некоторая присутствует в молодых людях, с которыми я работаю. Свежесть,
энтузиазм и профессионализм, которого я не видел в группе Бахыт Компот (ну, за
исключением, может быть, клавишника). Это не плохо для рок-группы, когда не все
одинакового уровня музыканты - меньше профессиональных споров, это хорошо. Но в
данном случае, с Бухтой Кошмаров, просто дико приятно, когда сочетаются такой
огромный поэтический талант с талантами музыкальными. Наверное, я нашел то,
чего давно хотел. Когда-то в ранней молодости я пытался учиться петь. Брал
уроки, бельканто и все такое. Но потом мне показалось, что ездить брать уроки
далеко (в Химки из литературного общежития), и я забросил это дело на долгие
годы, решил, что певца из меня никогда не получится. Но потом жизнь
распорядилась иначе. Появился Бахыт Компот, в котором я певческими талантами
поначалу не отличался. Но за 10 лет можно лошадь научить говорить - то есть,
петь я научился. И теперь происходит нечто волшебное, к чему я стремился, а
именно: сочетание несочетаемого. Что такое маньеризм, в переводе на
человеческий язык? Сочетание несочетаемого. Трагического и комического,
прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного. То, что происходит в
Бухте Кошмаров я, недавно брякнув, назвал "симфо-панк" и моим коллегам это
очень понравилось. Это действительно очень хорошая классическая основа и такие
раздолбайские стили, мой не очень ровный, но энергичный голос в сочетании с
этим ядом и поэтической изощренностью - получается симфо-панк. Прошу это
занести в протокол.
Дата рождения:
9 сентября 1960
Лукерья КОШЕЛЕВА (1924)
Monty BUDWIG (1929)
George Porter, JR. (1947)
John SCOFIELD (1951)
Lars ULRICH (1963)
Teron BEAL (1974)
Павел КЛЮЧАРЕВ (1976)