В ночную Москву едут испанские медиумы построка. Участники Emak Bakia называют свои произведения "ночной музыкой с элементами андеграунда". Критики утверждают, что творчество испанцев находится на грани между электроникой, фолком, роком, хип-хопом и: кино. Но точнее будет так: Emak Bakia фиксируют в музыке наши чувства и состояния: слабость, случайные встречи, спокойствие, одиночество, любовь...
Emak Bakia - с трудом поддающееся переводу баскское выражение, связанное с миром и спокойствием. Это загадочное словосочетание всегда привлекало художников и музыкантов разных стран. Американский кинорежиссер и фотограф начала XX века, один из представителей дадаизма и кубизма, Мэн Рэй назвал свой фильм "Emak Bakia", а английская группа Muslimgauze - один из своих альбомов. Мэн Рэй перевел таинственное словосочетание как "не беспокойте меня", и именно в этом смысле воспринимают его участники испанской группы Emak Bakia: "дайте нам возможность творить свободно".
Группу образовали в 1996 году два мадридских музыканта, Коке Итурриага и Абель Эрнандес, лидер самой известной "интеллигентной" испанской рок-команды Migala. У Коке и Абеля были совершенно разные музыкальные вкусы, но это не только не помешало их совместной работе, но, наоборот, подтолкнуло их на эксперименты с разными жанрами и источниками звуков. Записывали материал дома. Использовали очень простые и поэтому неожиданные "инструменты": старые пленки и пластинки, губную гармошку, акустическую гитару и сэмплы всевозможных звуков: телефонных разговоров, уличного шума, фрагментов старых французских кинолент. Когда записали демо, разослали запись в звукозаписывающие компании, и одна из них, Acuarela (на этом лейбле записываются все ведущие испанские инди-музыканты, например, посетившие Москву в этом году Manta Ray) выпустила альбом. Первый диск Emak Bakia, названный "Jane", произвел фурор среди испанских меломанов и получил восторженные отзывы в США, Франции, Великобритании.
Во втором альбоме группы, "Despues" ("После"), вышедшем в 2000 году, чувствуется влияние Third Eye Foundation (лидер Foundation, Мэтт Элиот (Matt Elliot), - большой поклонник Emak Bakia), как, впрочем, параллели с музыкой Джона Кейла (John Cale), "Disco Inferno" и других представителей пост-попа. Пытаясь определить стиль Emak Bakia, критики сравнивают их с Kraftwerk, Лори Андерсон (Laurie Anderson), Radiohead, Куртом Вейлем (Kurt Weil) и называют "новыми New Order"... Но все же Emak Bakia - особенные, их музыка несет в себе очень личностные переживания и мироощущение, которые, тем не менее, оказываются поразительно близкими для нас, слушателей. Их альбомы и концерты, полные поэзии и настоящих чувств, можно сравнить с медитативными "путешествиями" в прошлое: они пробуждают воспоминания о давно забытом и самом сокровенном: детстве, семье, близких, любимых, природе... Путешествие в прошлое, где, как в кинематографе, кадр за кадром всплывают мечты и надежды, несбывшиеся и будущие.
Музыка Emak Bakia оказывается понятной совершенно разным людям: любителям классики и рока, IDM и городской песни. На их дисках пронизывающие душу "неоклассические", построковые крещендо сменяются камерными электронными "пьесами" в духе Aphex Twin, затем следует вокальная баллада (голос и вокальная манера Абеля Эрнандеса наверняка напомнит кому-то Леонарда Коэна (Leonard Cohen) или Tinderstics), все это "взрывается" звуком ливня за окном или шагов в пустом доме.
В 2002 году Emak Bakia записали EP с культовой американской певицей, экс-вокалисткой Come Талией Зедек (Thalia Zedek) (зимой этого года Талия приезжала в Москву, ее концерт был организован Артемием Троицким) и участником Piano Magic Мигель Марин (Miguel Marin). А в этом году вышел долгожданный третий диск группы.
29 ноября в Клубе "16 Тонн" Emak Bakia покажут аудиовизуальный перформанс, основанный на материале этого альбома. Диск "Frecuencias de un rojo devastador" ("Частоты красного разрушителя") стал своеобразным посвящением концептуальным альбомам 70-х (например, "Ziggy Stardust" Дэвида Боуи (Dawid Bowie). Это ретро- футуристская сатира. История про гигантский красный шар "Akai Boru" - первый из серии спутников самого последнего поколения, которыми планируется окружить Землю. Крупнейшие корпорации и монополии создают "Akai Boru", чтобы максимально контролировать жизнь на планете. От тотального наблюдения людей спасает одинокий герой, который взрывает "Akai Boru".
Нависающий над городом гигантский спутник-шар изображен на обложке альбома. Порождение технологий и символ перенасыщенности мира информацией, "Akai Boru" напоминает красный диск солнца, который мы привыкли видеть на японском флаге. Псевдо-японское происхождение имеет и название спутника, есть на диске и песня на псевдо-японском языке. Журналисты не раз пытались выяснить у группы "тайный" смысл этой аллегории, но музыканты лишь улыбаются и отмалчиваются, предоставляя нам свободу интерпретаций.
Историю про красный спутник "Emak Bakia" "рассказывают" при помощи разнообразных, разноформатных музыкальных композиций и фрагментов, а альбом в целом можно назвать "современной построк- оперой". Как именно эта притча будет поставлена на сцене "16 Тонн" - остается только гадать. Известно, что на своих живых выступлениях Emak Bakia используют видеопроeкцию, два компьютера (в качестве синтезаторов и сэмплеров), электрогитару и клавиши Korg MS-2000.
Emak Bakia
16 Тонн
29 ноября, суббота, 23:00
Дата образования:
1 января 1996
1940 – Фрэнк Винсент Заппа - американский композитор, певец, гитарист, сатирик и режиссер - родился в Балтиморе. За свою 33-летнюю музыкальную карьеру Заппа выпустил более 60 альбомо - сольных и в составе своей группы The Mothers of Invention. Лауреат премии Grammy »»
1946 – Родился Карл Уилсон - один из основателей серф-группы Beach Boys »»
Steve ALLEN (1921)
Frank ZAPPA (1940)
Carla THOMAS (1942)
Reinhard MEY (1942)
Walter WASHINGTON (1943)
Albert LEE (1943)
Martin BELMONT (1948)
Betty WRIGHT (1953)
Алексей РЫБИН (1960)