Любая страна может раскрутить и прославить собственного артиста так же, как и исполнитель может отплатить своей стране той же монетой (монетой, причем, в буквальном смысле слова). Подчеркну: к России это не относится. Не надо прикидываться гением, чтобы вообразить, какой имидж родному государству формируют флагманы российского фестивального движения "Нашествие", "Крылья" или легендарный подольский фест. В Исландии все несколько по-другому.
Население страны этой вместе со всеми хуторами и деревнями - 280
тысяч человек при общей площади поболее всей Прибалтики.
Однако после того, как гигабайты памяти вашего компьютера заняты информацией об уникальности и редкой творческой
плодовитости северного островного
государства, чьим гражданством ему обязаны такие персонажи, как Bjork, Sigur
Ros, Mum, Эмилиана Турини, вопрос "ехать или не ехать в Исландию" снимается
сам собой. Китов,
водопад Гульфос, ледники и долину гейзеров можно без труда посмотреть
практически в любое время года, а вот объективно оценить состояние современной
исландской музыкальной сцены можно раз в году. Идеальный повод для этого -
международный фестиваль
IcelandAirwaves, место проведения еще более идеальное - 101 Рейкъявик, т.е.
даунтаун столицы.
Прибыв в стольный исландский город за несколько дней до фестиваля, я решил ознакомиться со всем тем или с теми, кто мероприятие осуждает или по крайней мере относится к нему с сомнением. Объясняю: IcelandAirwaves - фестиваль, не имеющий четких территориальных границ и проходящий исключительно в вечерне-ночные часы во всем городском центре (деловом и жилом) Ну, должны же быть возмущенные жильцы прилегающих домов, чей покой уже пятый год подряд нарушается на четыре дня подряд, полиция, музыканты, которых не пригласили выступать, дворники в конце концов, каждое утро выгребающие с улиц горы битого стекла?.. В благородном деле поиска протестующих мне помогли двое вполне вменяемых дипломатов российского дипучереждения, которые, штудируя по долгу службы местные печатные СМИ, сообщали мне подробности взаимоотношений исландцев с фестивалем. Полный штиль - мало того, город с нетерпением ждет это мероприятие целый год, так к зарубежным гостям Аэроволн жители столицы настроены более чем благожелательно, и никакой критики в адрес организаторов не замечено.
Исландцы весьма подвижны и актуальны в музыкальном плане: уникальное
географическое расположение между двух континентов образно сочетается с
зависанием в таком своеобразном межкультурье. Гитарная рок-музыка тут на особом
почетном месте, хотя получается это у них по-разному. По собственному опыту,
как человек, который уже четвертый год подряд пристально наблюдает за развитием
исландского творческого потенциала, могу сказать, что фестиваль взрастил
собственных и новых звезд и звездочек. Так, например, мрачные романтики,
обладатели самого стильного образа, поклонники психоделии и Лу Рида из
Singapore Sling, записавшие за четыре года одну единственную пластинку (получив
впоследствии контракт с американцами из Stinky Records), являются наиболее
яркими детищем "Аэроволн". С прошлого года список "молодых дарований"
пополнился еще одними достойными представителями исландской рок-сцены - ансамблем
Vinyl. Ребята пару месяцев назад выпустили свой дебютный EP и отрабатывают
сценические приемы на американской и английской аудиториях, попутно при этом
сыграв в родном Рейкъявике. Кстати, если отбросить иронию и сарказм, то стоит
действительно признать, что Vinyl являются наиболее перспективным экспортным
продуктом Исландии с ужасно плотным гастрольным расписанием, а их бойкий сингл
"Nobody's Fool" может уже завтра попасть в жесткую ротацию теле- и радиоточек
по всему миру. Скрещивание идеологии раннего INXS, энергетики
Guns'n'Roses и
панк-мелодий Stooges ребятам удалось - и пошло, надо сказать, на пользу.
Выступление модного и часто обсуждаемого Gus
Gus стало главным разочарованием фестиваля, так как кроме ауры, придуманной
журналистами, у коллектива на сцене не оказалось ровным счетом ничего.
А вот
Quarashi - как раз тот случай, когда контракт с Sony Music принес парням ощутимую
прибыль, выражаемую как в славе, так и в дензнаках. Прошлогодней пластинки
разошлось без малого под 300.000 копий по всему миру, гастрольные поездки с
Эминемом, 50 cents и прочими участниками клана сделали свое дело. Достаточно
навязчивый рэп-рок звучит из уст исландцев вполне правдоподобно и стоит
предположить, что проект этот - жизнеспособный и долгоиграющий. Одно из
лучших фестивальных выступлений.
В этом году оргкомитет решил окончательно переместить все фестивальные действия
в зону 101 и, как следствие, приезда громких и раскрученных имен на должность
иностранных гостей "Аэроволнам" пришлось избежать. Самый вместительный столичный
клуб NASA готов принять у себя 500-600 человек, тысячных площадок нет вообще,
да и "звезд" хватает на небе. Англичане The Kills - самое большое откровение
фестиваля, этакая история Бонни и Клайда, разворачивающаяся прямо на сцене.
Меньше музыки, больше чувств. Из инструментов - лишь одна гитара и табачного вида
девушка, то есть два человека на сцене и никаких мини-дисков. Если бы Hives,
Strokes, White Stripes и The Kills поехали бы в совместный тур, место
хедлайнеров должно было бы быть однозначно за The Kills.
Норвежцы из Ricochets,
по общему мнению немногочисленной российской делегации фестиваля, были признаны
самой рок-н-рольной группой мероприятия. И это следует как из опыта личного
общения со скандинавами, так и из часового концертного сета. Гаражный рок,
исполянемый Ricochets, полный мелодий, алкогольно-сигаретного угара и
восхищения, способен убедить кого угодно.
Ребят из TV on the Radio я поначалу
идентифицировал как соседей по столику за завтраком в отеле, и узнать позднее,
что эти люди играют качественный и задорный афро-панк, было весьма и весьма приятно.
Кстати, об уже упомянутой российской делегации. Icelandairwaves 2003 явился
по-своему революционным в плане наличия российских участников акции. Передовое
знамя на этот раз на фестиваль внесли Tequilajazzz, которые уже к этому времени
приобрели статус российских первопроходцев северного края. Питерцы уже
выступали в Рейкъявике в прошлом апреле, навеки став первой (но пока
единственной) группой, выступившей в самой северной столице мира.
Ну, а после
громких слов стоит, к сожалению признать и то, что концерт этот останется в
памяти лишь музыкантов, немногочисленных представителей российского посольства
и еще пары случайных человек. В очередной раз оправдывается древнейшее
предположение о том, что исполнять пусть и добротную рок-музыку на каком либо
другом языке, кроме английского, смысла не имеет не только в Рейкъявике. В любом
случае, положительные воспоминания от нескольких быстро пробежавших дней
северного отпуска остались у текильцев надолго, а Исландия так и не узнала о
ночном заплыве господина Дусера по северной Атлантике.
Должен также сказать, что те местные коллективы, которые и имеют какие-то пусть даже и отдаленные перспективы "мирового господства", как ни странно, не идут в оборот со стикером "Сделано в Исландии", так что шансы одинаковы у всех. "Было бы глупо представлять группы как товар исключительно исландского производства, - говорит Кари, менеджер Vinyl и Quarashi. - Исландия такая же часть цивилизованного мира, как Европа или Америка: чуточку модная, чуточку ветреная, но особого повода для экзотики нет". Все кажется справедливо и предельно ясно.
Четыре дня - оптимальный срок для погружения в мир исландской современной
музыкальной культуры, но недостаточный для хотя бы поверхностного ознакомления со
страной Исландией. Однако политика национального авиаперевозчика IcelandAir,
идейного организатора и спонсора фестиваля, себя оправдывает: тот, кто приехал
сюда хоть раз, непременно вернется еще и еще - будь то 'Аэроволны' или семейный отпуск.
PLAZA HOTEL за исключительное гостеприимство
Пекка Маккинену (IcelandAir) за make it happened.
2000 – Состоялся юбилейный концерт группы «Чайф» в СК «Олимпийский», посвященный пятнадцатилетию группы. Зрители в объеме 20000 человек, устроили полнейший аншлаг »»
Robert WALKER (1937)
William "Smokey" ROBINSON (1940)
Bob ROGERS (1940)
Lou CHRISTIE (1943)
Юрий АНТОНОВ (1945)
Tony IOMMI (1948)
Eddie HARDIN (1949)
Всеволод ГАККЕЛЬ (1953)