30 сентября 2003 года в стенах клуба "Б2" состоялось нечто среднее между мастер-классом и творческим вечером выдающегося рок-гитариста современности Виктора Смольского. Мероприятие носило несколько импровизационный характер, поэтому Виктор в тот вечер работал со стандартной моделью гитары "Yamaha" и не слишком привычными усилителями "Marshall". К тому же, во время авиаперелета (в Москву Смольский в этот раз прибыл из Праги) был поврежден один из мини-дисков с записанными на нем "минусовками", поэтому программу выступления пришлось немного подкорректировать. Но даже в таких условиях Смольский, как и подобает настоящему мастеру своего дела, показал высший класс владения инструментом.
Помимо избранных фрагментов из уже известного широким массам музыкального материала Rage и Mind Odyssey Смольский исполнил в тот вечер гитарные версии двух номеров из нового, только-только поступившего в продажу альбома Rage "Soundchaser" - "War Of Worlds" и "Flesh And Blood". После чего подробно ответил всем заинтересованным лицам на вопросы по использованию в их гитарных партиях тех или иных приемов звукоизвлечения, параллельно повторив оные уже без аккомпанемента и даже на чистом звуке. Кстати говоря, работа Виктора с плавными и непринужденными переходами от акустического звука к электрическому практически не имеет аналогов в мире рок-гитары. Не подходят даже аналогии с великим Стивом Хоу - хотя бы потому, что в отличие от последнего Смольский использует исключительно цельнокорпусные инструменты.
"Коллекционируете ли Вы гитары?" - спросил кто-то в зале.
"Нет, я ими пользуюсь", - улыбнулся Смольский.
Большая часть инструментов гитариста сделана специально под его руку и чуть ли
не при его же участии. Виктор часто появляется в КБ некоторых гитарных фирм,
помогая мастерам в разработке новых моделей. Большая часть помещенных на сайте
музыканта записей гитарных соло - это образцы звучания инструментов и устройств
обработки звука, сделанные по заказу производителей для презентаций. В студии
Смольский широко использует такие специфические инструменты, как двухгриффовая
гитара-бас, не менее экзотическая электрогитара-ситар, гипнотическое звучание
которой на трех последних альбомах Rage уже успело полюбиться истинным
ценителям музыки этой группы, и довольно сложные для игры безладовые, или же
имеющие только верхние лады инструменты.
Кстати говоря, гитара-ситар - это изобретение самого Смольского, зародившееся в
недрах лабораторий гитарной фирмы"Ziggi". Внешне этот инструмент практически
ничем не отличается от обыкновенной модели электрогитары с укрепленной близ
струнодержателя сурдиной. Фокус в том, что на месте струнодержателя в данном
случае присутствует система из шести пьезорезонаторов, которые и сообщают
гитаре тот самый "ситароподобный" звук.
"Часто меня зовут прописать какой-нибудь группе партию ситара, -
рассказывал нам позже Виктор, - Я приезжаю с этим инструментом. Меня
спрашивают: э, типа, а это как? Подключайте, говорю, и сами все
услышите..."
Не обошлось и без вопросов "по творческой части". Многих, разумеется, интересовало, ни с подачи ли Смольского звучание Rage, твердокаменного бастиона брутального тевтонского пауэр-металла, в последние годы приобрело почти что арт-роковые сложность и красоту.
"Не стоит слишком усердно искать у нас "прогрессив" и сравнивать Rage с Dream Theater, - ответил Виктор, - Просто сейчас нас в группе трое, и каждый вносит в музыку какие-то свои идеи..."
Да, но даже гитарная работа самого Виктора совершенно не укладывается в металлические рамки...
"Я вообще не знаю, кто эти рамки придумал, - сообщил гитарист, - Если музыкант начинает попытку сочинить что-либо с определения стиля и рамок, то это большая глупость с его стороны..."
До сих пор не забыта и работа Виктора в составе многообещавшей, но увы, не
оправдавшей надежд нео-арт-роковой группы Mind Odyssey. "Сперва, уже начав
играть в Rage, я не планировал уходить из Mind Odyssey, но из-за проблем со
слухом у вокалиста этот проект был прекращен, и пока что никаких планов по его
возобновлению у меня нет", - кратко прокомментировал ситуацию со своей
бывшей группой Смольский.
Интересно, что в интервью "Рок-Сити" (1999 год,
номер 11-12), раскол в рядах группы Виктор рассматривал главным образом с точки
зрения массы организационных неурядиц: тут и неудачный уход с GUN на
независимую B Mind Records, и до обидного глупый "пролет" с промо-акциями
последнего альбома, и обделенный кредитами звукоинженер... "Я считаю, что
если играешь в группе, то это должно приносить либо моральное удовлетворение,
либо деньги, здесь же не было ни того, ни другого, а я давно вышел из возраста,
когда было интересно сидеть и записывать альбомы просто так", - так
обрисовал тогда свое отношение к происходящему Смольский. Видимо, болезнь
вокалиста стала тогда "последней каплей, переполнившей чашу".
Кстати, наконец-то прояснились обстоятельства пребывания Виктора в рядах легендарного фольклорного ВИА Песняры. В эту мощную тусовку Смольский попал еще в подростковом возрасте через организованную при группе музыкальную студию для молодых талантов.
"Правительство республики тогда субсидировало всего три подобные группы, - рассказал Виктор, - И Песняры распорядились субсидией таким вот образом. Первый гастрольный тур, в которм мне довелось участвовать, был сборным - в первом отделении играли ребята из студии Песняров, во втором сами Песняры..."
Доброй памятью о помощи покойного Владимира Мулявина, понятное дело, этот ранний музыкальный опыт не ограничился. Живя сейчас в городе Хамм близ Дортмунда, Виктор по мере наличия у него времени и сил сам теперь занимается преподавательской деятельностью, а последнее время даже пытается вытаскивать в самолично организованный в этом городе рок-клуб молодые белорусские (и не только) команды.
О нынешнем положении дел в Rage Смольский говорил много и охотно. По его словам нынешний состав группы - это единый творческий организм с потрясающим "чувством локтя". На грядущее двадцатилетие у легендарного пауэр-трио грандиозные планы.
"Хотелось бы сделать хотя бы ряд концертов и фестивальных выступлений с участием оркестра, - раскрыл кое-какие карты Виктор, - Разумеется, организовать все это не слишком просто: последний оркестровый тур группы практически обанкротил фирму грамзаписи. Было, конечно, забавно, но ни гроша с этой акции тогдашнему составу группы не перепало..."
Возможно в юбилейном турне Rage, по примеру Scorpions будет использовать в ключевых пунктах гастрольной трассы местные оркестровые ресурсы.
Выступление завершилось исполнением гитарной версии новой песни Rage "Flesh And Blood". Как рассказал позже Виктор, идея "восточного" соло родилась у него, когда однажды вечером, сидя в с гитарой своем клубе, он услышал доносящиеся из турецкого клуба напротив наигрыши, и сам потихоньку начал им подыгрывать. А базисная тема этой баллады появилась еще в эпоху "Unity", но была до лучших времен "разобрана на запчасти".
4 октября Виктор Смольский, не только гитарист и композитор, но и заядлый автогонщик, примет участие в первых за последние сорок лет соревнованиях Гран При Москвы. Воистину талантливый человек талантлив во всем. Что ж, ни пуха, ни пера...
1941 – В Мадриде родился Пласидо Доминго - всемирно известный оперный певец, вместе с Лучано Паваротти и Хосе Каррерасом входит в уникальный проект "Три Тенора" »»
1987 – Би Би Кинг пожертвовал свою коллекцию из 7 000 аудиозаписей Университету Миссиссипи »»
1991 – Песня Led Zeppelin "Stairway To Heaven" транслировалась в эфире KLSK FM на протяжении суток в знак смены формата вещания станции. Полиция получила множество звонков: один из слушателей решил, что у диджея случился сердечный приступ, а другой - что радиостанцию захватили боевики Саддама Хуссейна »»
2012 – В Бристоле родился Роберт "3D" Дель Наджа, английский музыкант, певец и граффитист. Первоначально стал известен благодаря своим граффити и как член бристольской группы The Wild Bunch. Приобрел мировую славу как один из основателей группы Massive Attack »»
Richie HAVENS (1941)
Placido DOMINGO (1941)
Mac DAVIS (1942)
Edwin STARR (1942)
Kristian SCHULTZE (1945)
Billy OCEAN (1950)
Дмитрий ВАРШАВСКИЙ (1964)
Дмитрий "Snake" ХАКИМОВ (1971)