30 сентября 2003 года в стенах клуба "Б2" состоялось нечто среднее между мастер-классом и творческим вечером выдающегося рок-гитариста современности Виктора Смольского. Мероприятие носило несколько импровизационный характер, поэтому Виктор в тот вечер работал со стандартной моделью гитары "Yamaha" и не слишком привычными усилителями "Marshall". К тому же, во время авиаперелета (в Москву Смольский в этот раз прибыл из Праги) был поврежден один из мини-дисков с записанными на нем "минусовками", поэтому программу выступления пришлось немного подкорректировать. Но даже в таких условиях Смольский, как и подобает настоящему мастеру своего дела, показал высший класс владения инструментом.
Помимо избранных фрагментов из уже известного широким массам музыкального материала Rage и Mind Odyssey Смольский исполнил в тот вечер гитарные версии двух номеров из нового, только-только поступившего в продажу альбома Rage "Soundchaser" - "War Of Worlds" и "Flesh And Blood". После чего подробно ответил всем заинтересованным лицам на вопросы по использованию в их гитарных партиях тех или иных приемов звукоизвлечения, параллельно повторив оные уже без аккомпанемента и даже на чистом звуке. Кстати говоря, работа Виктора с плавными и непринужденными переходами от акустического звука к электрическому практически не имеет аналогов в мире рок-гитары. Не подходят даже аналогии с великим Стивом Хоу - хотя бы потому, что в отличие от последнего Смольский использует исключительно цельнокорпусные инструменты.
"Коллекционируете ли Вы гитары?" - спросил кто-то в зале.
"Нет, я ими пользуюсь", - улыбнулся Смольский.
Большая часть инструментов гитариста сделана специально под его руку и чуть ли
не при его же участии. Виктор часто появляется в КБ некоторых гитарных фирм,
помогая мастерам в разработке новых моделей. Большая часть помещенных на сайте
музыканта записей гитарных соло - это образцы звучания инструментов и устройств
обработки звука, сделанные по заказу производителей для презентаций. В студии
Смольский широко использует такие специфические инструменты, как двухгриффовая
гитара-бас, не менее экзотическая электрогитара-ситар, гипнотическое звучание
которой на трех последних альбомах Rage уже успело полюбиться истинным
ценителям музыки этой группы, и довольно сложные для игры безладовые, или же
имеющие только верхние лады инструменты.
Кстати говоря, гитара-ситар - это изобретение самого Смольского, зародившееся в
недрах лабораторий гитарной фирмы"Ziggi". Внешне этот инструмент практически
ничем не отличается от обыкновенной модели электрогитары с укрепленной близ
струнодержателя сурдиной. Фокус в том, что на месте струнодержателя в данном
случае присутствует система из шести пьезорезонаторов, которые и сообщают
гитаре тот самый "ситароподобный" звук.
"Часто меня зовут прописать какой-нибудь группе партию ситара, -
рассказывал нам позже Виктор, - Я приезжаю с этим инструментом. Меня
спрашивают: э, типа, а это как? Подключайте, говорю, и сами все
услышите..."
Не обошлось и без вопросов "по творческой части". Многих, разумеется, интересовало, ни с подачи ли Смольского звучание Rage, твердокаменного бастиона брутального тевтонского пауэр-металла, в последние годы приобрело почти что арт-роковые сложность и красоту.
"Не стоит слишком усердно искать у нас "прогрессив" и сравнивать Rage с Dream Theater, - ответил Виктор, - Просто сейчас нас в группе трое, и каждый вносит в музыку какие-то свои идеи..."
Да, но даже гитарная работа самого Виктора совершенно не укладывается в металлические рамки...
"Я вообще не знаю, кто эти рамки придумал, - сообщил гитарист, - Если музыкант начинает попытку сочинить что-либо с определения стиля и рамок, то это большая глупость с его стороны..."
До сих пор не забыта и работа Виктора в составе многообещавшей, но увы, не
оправдавшей надежд нео-арт-роковой группы Mind Odyssey. "Сперва, уже начав
играть в Rage, я не планировал уходить из Mind Odyssey, но из-за проблем со
слухом у вокалиста этот проект был прекращен, и пока что никаких планов по его
возобновлению у меня нет", - кратко прокомментировал ситуацию со своей
бывшей группой Смольский.
Интересно, что в интервью "Рок-Сити" (1999 год,
номер 11-12), раскол в рядах группы Виктор рассматривал главным образом с точки
зрения массы организационных неурядиц: тут и неудачный уход с GUN на
независимую B Mind Records, и до обидного глупый "пролет" с промо-акциями
последнего альбома, и обделенный кредитами звукоинженер... "Я считаю, что
если играешь в группе, то это должно приносить либо моральное удовлетворение,
либо деньги, здесь же не было ни того, ни другого, а я давно вышел из возраста,
когда было интересно сидеть и записывать альбомы просто так", - так
обрисовал тогда свое отношение к происходящему Смольский. Видимо, болезнь
вокалиста стала тогда "последней каплей, переполнившей чашу".
Кстати, наконец-то прояснились обстоятельства пребывания Виктора в рядах легендарного фольклорного ВИА Песняры. В эту мощную тусовку Смольский попал еще в подростковом возрасте через организованную при группе музыкальную студию для молодых талантов.
"Правительство республики тогда субсидировало всего три подобные группы, - рассказал Виктор, - И Песняры распорядились субсидией таким вот образом. Первый гастрольный тур, в которм мне довелось участвовать, был сборным - в первом отделении играли ребята из студии Песняров, во втором сами Песняры..."
Доброй памятью о помощи покойного Владимира Мулявина, понятное дело, этот ранний музыкальный опыт не ограничился. Живя сейчас в городе Хамм близ Дортмунда, Виктор по мере наличия у него времени и сил сам теперь занимается преподавательской деятельностью, а последнее время даже пытается вытаскивать в самолично организованный в этом городе рок-клуб молодые белорусские (и не только) команды.
О нынешнем положении дел в Rage Смольский говорил много и охотно. По его словам нынешний состав группы - это единый творческий организм с потрясающим "чувством локтя". На грядущее двадцатилетие у легендарного пауэр-трио грандиозные планы.
"Хотелось бы сделать хотя бы ряд концертов и фестивальных выступлений с участием оркестра, - раскрыл кое-какие карты Виктор, - Разумеется, организовать все это не слишком просто: последний оркестровый тур группы практически обанкротил фирму грамзаписи. Было, конечно, забавно, но ни гроша с этой акции тогдашнему составу группы не перепало..."
Возможно в юбилейном турне Rage, по примеру Scorpions будет использовать в ключевых пунктах гастрольной трассы местные оркестровые ресурсы.
Выступление завершилось исполнением гитарной версии новой песни Rage "Flesh And Blood". Как рассказал позже Виктор, идея "восточного" соло родилась у него, когда однажды вечером, сидя в с гитарой своем клубе, он услышал доносящиеся из турецкого клуба напротив наигрыши, и сам потихоньку начал им подыгрывать. А базисная тема этой баллады появилась еще в эпоху "Unity", но была до лучших времен "разобрана на запчасти".
4 октября Виктор Смольский, не только гитарист и композитор, но и заядлый автогонщик, примет участие в первых за последние сорок лет соревнованиях Гран При Москвы. Воистину талантливый человек талантлив во всем. Что ж, ни пуха, ни пера...
1993 – Умер композитор и джаз-роковый виртуоз Фрэнк Заппа. Перед смертью он не успел закончить свой шедевр - альбом, который должен был быть записан целиком под водой »»
Jeff BRIDGES (1949)
Cassandra WILSON (1955)
JAY-Z (1969)
Robby VALENTINE (1969)
Ferry CORSTEN (1973)