В Москву привезли "Carmina Burana" - произведение, которое вот уже более
пятидесяти лет с оглушительным успехом идет по всему миру.
"Кармина Бурана" означает "Бойренские песни". Так была названа
средневековая рукопись со стихами, найденная в начале XIX века Бойренском
монастыре в Баварии. По преданию, автор-монах всю жизнь посвятил служению Богу,
а на закате дней своих оглянулся на жизнь и увидел, что Бог здесь вовсе не при
чем - миром правит переменчивая фортуна. Довольно увесистая рукопись содержала
ноты и стихи вагантов и странствующих монахов XII века. Композитор Карл
Орф выбрал 24 песни и написал к ним собственные мелодии, смешав разные
стили. Сложнейшие вокальные партии и оркестровка, причудливый, но
запоминающийся ритм, и все вместе - нечеловеческой красоты музыка. И если вы
думаете, что не слышали "Кармину Бурану", то так и знайте: вы ошибаетесь. Вы
просто не знаете, что это - она. Сей классический шедевр давно вышел за рамки
собственного жанра. Мало того, что самые хитовые фрагменты в разное время
присматривали для своего репертуара рок-исполнители (в том числе Оззи Осборн и
Enigma), темы Орфа то и дело втискивают в качестве саундтрека в кино,
театральные постановки, ток-шоу и рекламные ролики.
Впервые "Кармина Бурана" была исполнена в Германии в 1937 году, прямо на улице, под факельные шествия. Но в том виде, в каком она приехала в Москву, кантата существует всего восемь лет. Ее ставили на самых больших площадках Европы. А в Бразилии поставили прямо на пляже, и с побережья действо наблюдали более ста тысяч человек.
Постановщик Вальтер Хаупт в последние тридцать лет жизни Карла Орфа был его учеником и близким другом. Как должна выглядеть кантата в постановке для театра, они обсуждали вместе. По крайней мере, сам Хаупт говорит, что ему удалось максимально приблизить постановку к мечтам автора. О чем мечтал Орф, остается только догадываться, ведь в его время "Кармина Бурана" все-таки была кантатой для хора, оркестра и иногда балетной труппы. У него просто не было таких технических возможностей, как в наше время.
Собственно говоря, в Москве "Кармина Бурана" исполнялась множество раз и разными коллективами, но именно как кантата для хора. Единственный театр в России, где она идет как сценическое костюмированное действо - Красноярский театр. В этом смысле зрелище на площади "Крокус Сити" - действительно российская премьера.
"Голые цифры", объявленные журналистам еще за месяц до премьеры, впечатляют.
Сценический комплекс весил около 50 тонн и состоял из десяти тысяч частей. Их
сборка заняла пять дней. Платформы для исполнителей - четыре разноуровневых
площадки, оформленные передвижными декорациями. Задействовано около двухсот
человек, причем это не только певцы и актеры, но и циркачи на ходулях,
жонглеры, кукольники, каскадеры. Хаупт отдал предпочтение чехам: "Когда я
ездил по Чехии, я увидел, насколько у них в маленьких театрах универсальные
актеры. Они могут делать практически все: и петь, и танцевать, и жонглировать.
Это было то, что мне нужно. И они не боялись высоты!". Оркестр был выбран
наш: Российский национальный оркестр под управлением Михаила Плетнева.
Но основной фишкой действа объявлялся открытый воздух. Постановка так и
называлась: "Open Air Opera".
Что сказать о том, как выглядит "Кармина Бурана" в Москве?
Главный напрашивающийся вывод: "открытые оперы" - зрелище не для наших широт.
По крайней мере, не для конца сентября. И второе (в общем-то, не открытие) - до
чего же мы все-таки, дорогие россияне, безалаберный народ.
Билеты на премьеру стоили от тысячи до 15 тысяч рублей. Кое-кто явно
рассчитывал посмотреть зрелище "за так" ("открытая же опера!"). Но организаторы
все предусмотрели: массивный торговый комплекс загораживал место действия от
посторонних глаз полностью.
VIP-партер выглядел наиболее счастливым. Там установили кресла-качалки с клетчатыми пледами. На обладателей пледов с завистью взирали синеющие барышни в вечерних платьях и мини-юбках. Впрочем, из-под пледов торчали только носы: ветер прямо-таки завывал, а публика никак не могла рассесться. Билеты на места с пледами оказались, очевидно, 'двойными'. Назревал скандал. Технический директор умолял уйти из прохода - дескать, спектакль начинается факельным шествием. В результате начало задержали на час.
Мерзнущие граждане не теряли энтузиазма и то и дело звонили родственником по
телефону. "Привет! Мы на Кармине Буране... Это не кто такая, это концерт
такой. Ну то есть опера... Да пока ничего, пока только очень много народу и
сцена такая большая, с какой-то синей тряпкой". "Синяя тряпка" скрывала
статую Фортуны - 20-метровую конструкцию - центр сценического действия.
Факельное шествие не началось. Вместо него на сцене появился импозантный
Роман Виктюк в черно-белом пиджаке. Он сообщил, что "согласился
сказать несколько слов об этой постановке". В изложении Виктюка "Кармина
Бурана" - это "гимн любви, сексу, еде, гимн спасению человека - гимн
сегодняшнему дню", а также "музыка с большой буквы" и "лучшее
средство для роста души".
Но и после Виктюка факельное шествие опять не началось. Вместо этого оркестр
заиграл дивертисмент из опер Верди.
Опять-таки, выяснилось, что прекрасная симфоническая музыка - не для наших пенатов. Ветер задувал в микрофоны с такой силой, что от оперных шедевров сносно слышны были только финальные коды и "tutti". В местах более лирических половина звуков просто пропала, унесенная ветром в противоположную от микрофона сторону. К тому же, оценить оперные шедевры заледеневшие граждане ну никак не смогли. Все полчаса дивертисмента столичные меломаны вертелись, истово аплодировали в каждой паузе. Многие, "пока не началось", отошли "попить чайку". Чайком из термосов разогревали хор во время антракта.
И когда уже, казалось, никто ни во что не верил, факельное шествие таки появилось. Серые фигуры под гул колоколов шли со стороны площади к сцене. Чаша у подножия Фортуны заполыхала огнем. Черти, ангелы, рыцари, скоморохи, красавицы, уродцы, монахи, знатные дамы, крестьяне, юродивые, потаскухи - все запело, заплясало и завертелось под вертящимся открытым огнем колеса фортуны. Из верхней части башни высыпал сноп искр и ударил фейерверк. Тут-то наконец стало не жалко потраченного времени, денег и где-то даже здоровья.
Пересказывать увиденное - дело неблагодарное. Двадцать четыре песни кантаты изначально были написаны на разных языках, и тематически между собой никак не были связаны. Это - эпическое сказание, а значит, в нем отражен весь мир. Тревожные хоровые пассажи, григорианские распевы, оркестр с самыми мощными ударными в классической музыке - все это дополняется сценическим зрелищем. На фоне черного неба башня вспыхивает то зеленым, то сиреневым, то синим, выбрасывает фейерверки и снопы искр, и все смешивается в этом мире.
И чего-то все-таки не хватало. Даже ясно чего - целостности. Все-таки одни фейерверки, пиротехника и трюки спектакля не делают, а любую прекрасную музыку испортят плохие микрофоны.
Говорят, Хаупт рвал и метал на репетиции: никак не мог добиться слаженной работы всех технических служб. Если бы не наша безалаберность, шоу увидели бы все.
1955 – Родилась Нина Хаген - немецкая певица, панк-рок музыкант, автор песен, актриса, "мать немецкого панка". Хаген обладает уникальным голосовым диапазоном в четыре октавы, позволяющим ей уверенно исполнять партии также и в очень низком регистре, вплоть до "соль" большой октавы, что характерно для… »»
1967 – Вышел первый сингл группы Pink Floyd, включающий в себя две композиции: Arnold Layne и Candy And А Currant Bun. Он достиг 20-го места в британских чартах »»
Jackie MILLS (1922)
Ilhan MIMAROGLU (1926)
Flaco JIMENEZ (1939)
Harvey MANDEL (1945)
Mark STEIN (1947)
Bobby MCFERRIN (1950)
Nina HAGEN (1955)