Банальная истина: нужно очень сильно постараться, чтобы оставаться актуальным артистом на протяжении сорока лет. Потому что это означает нравиться и родителям, и детям, вкусы которых, как правило, противоположны. "Постараться" также подразумевает не выглядеть циником, расчетливым карьеристом, предателем былых идеалов и т.д. Имена преуспевших в решении этой задачи известны. Имен этих немного. Питер Гэбриел (Peter Gabriel) - одно из них.
Когда в 1975 году Гэбриел покинул преуспевающую прогрессив-группу
Genesis, это стало драмой для фэнов и рискованной затеей для него
самого. Логично было предположить, что период Genesis останется важнейшей
частью жизни этого музыканта, даже если у него что-то и получится с сольной
карьерой. Пять лет спустя Гэбриел был успешным рок-певцом, вполне вписавшимся в
"новую волну". Еще через пять лет видеоклипы Гэбриела крутились по MTV, а
новое поколение воспринимало его как умную поп-звезду. Еще через пять лет
Гэбриел олицетворял из себя зрелую рок-звезду 90-ых, озабоченную правами
человека, экологией, проблемами третьего мира...
Период Genesis в общем объеме
творческих свершений Гэбриела при этом постепенно сокращался, и ныне занимает
довольно скромное место - так, была когда-то довольно популярная и довольно
занудная группа, откуда Гэбриел вовремя вырос. И это был, пожалуй, единственный
в карьере музыканта резкий сдвиг, разрыв между прошлым и будущим. Если у другого
"преуспевшего", Дэвида Боуи (David Bowie), вся карьера состоит из таких
разрывов, из
постоянных срываний и надеваний новых масок, то у Гэбриела все происходило
медленнее и незаметнее. Просто через какое-то время вы с удивлением
обнаруживали, что теперь он повернулся к вам новой гранью - без скандалов, без
смены жен или сексуальной ориентации, без уходов в монастырь или в официанты.
В семье юного Питера Гэбриела детям было положено играть на пианино и учиться
верховой езде. "Когда мне было девять лет, я устроил маленькую революцию и
сказал - никаких уроков фортепиано, никакой верховой езды, я буду просто
смотреть телевизор". Так я и сделал, и мне сказали: "Ты пожалеешь об
этом. Когда станешь старше". Я стал старше - и я cожалел о сделанном".
В 1963 году Питер отправляется в школу для мальчиков, которая, скорее, была
чем-то вроде мясорубки для перемолки детских характеров. Но нет худа без добра,
и в мрачных
коридорах школы Питер встречает троих таких же бледных юношей в серой униформе
- так в 1966 появляется группа The Garden Wall, позже переросшая в
Genesis. Питер меняет свое изначальное место барабанщика на микрофон солиста.
Забавно, что поначалу Genesis играли наивные фолк-психоделические песенки с
религиозной тематикой (большим поклонником этой стадии Genesis был Егор Летов),
однако славу, признание и деньги группа получила не за это, а за длинные многослойные
композиции, за концептуальные альбомы, за то, что называлось прогрессивным
роком. Шесть студийных альбомов, турне по всему миру, театрализованные шоу, во
время которых Гэбриел перевоплощается в персонажей разных песен, меняя при этом
грим и костюмы и появляясь в самых фантасмагорических обличьях.
К 1975 году Гэбриел был сыт этим по горло. "Хотя я многое увидел и многому
научился за последние семь лет, я понял, что начал смотреть на многие вещи
глазами "рок-звезды". Я стал рассуждать бизнес-терминами и стал относиться к
записям и к аудитории как источнику денег, что уводило меня в нежелательную
сторону: Я не хотел стать еще одной толстой богатой поп-звездой". Он твердо
решил уйти еще осенью 1974 года, но группа и менеджмент
настояли на его участии в турне весны 1975 года после выхода триумфального,
монументального и неизбежно концептуального "Lamb Lies down on Broadway"
(десятое место в британских чартах - неслабое достижение для девяностоминутной
рок-драмы из американской жизни). В мае 1975 года уход Гэбриела состоялся, и
он называл
это "возвращением к роду человеческому". Сказать точно, Гэбриел вернулся к
заброшенной было в угоду гастролям жене Джилл и дочери Анне-Марии, страдавшей в
то время болезнью легких. Гэбриел наслаждался радостями семейной
жизни полтора года - роскошь, недоступная большинству звезд шоу-бизнеса,
поскольку у этой роскоши непомерно высокая цена - забвение публики. Питер
Гэбриел вполне
готов был с этим смириться во имя душевного спокойствия.
Он потихоньку играл на фортепиано (сожалея о потерянном в детстве времени), учился сочинять в одиночестве, наблюдал за появлением новой музыки, которая с грохотом пустила под откос проржавевший состав прогрессив-рока. Гэбриелу нравился панк, ему нравился Брюс Спрингстин (Bruce Springsteen), и он видел себя где-то рядом с ними, а не рядом с толстеющими экс-хиппи, которые делали вид, что на дворе все еще 1971-ый год. В качестве символического отказа от прошлого Гэбриел побрил голову и в таком виде беззаботно трудился в саду. Его жена в знак солидарности c мужем тоже побрила голову. Слава богу, что жили они в сельской местности - иначе вести о коллективном сумасшествии в семье мировой рок-звезды получили бы железобетонное подтверждение.
Эта своего рода терапия привела к обретению Гэбриелом уверенности - и осенью 1976 года он решает записать накопившийся за последние месяцы материал. Он знает, что это не будет походить на Genesis, потому опасается будущей реакции англичан и отправляется в Канаду в компании гитариста King Crimson Роберта Фриппа (Robert Fripp). В Канаде его ждет Боб Эзрин (Bob Ezrin) - удачливый продюсер, только что поработавший со столь разными артистами как Лу Рид (Lou Reed), Kiss и Элис Купер (Alice Cooper). Студийные сессии под руководством Эзрина проходят на ура, и вся команда американских музыкантов (гитарист Дик Вагнер (Dick Wagner), басист Тони Левин (Tony Levin), синтезаторщик Лэрри Фаст (Larry Fast) и др.) выражает желание стать концертной группой Гэбриела.
Первая сольная работа Гэбриела - Peter
Gabriel
(1977) - стала своего рода
манифестом: отказом от тридцатиминутных рок-сюит в пользу более простых и
доступных форм. Однако идей - музыкальных и поэтических - у Гэбриела при этом
не убавилось, отчего песни стали весьма насыщенными, а весь альбом в целом
работал как концентрированное и убедительное заявление. Не связанный более
рамками группы, автор мог в рамках одного альбома записать и жесткий гитарный
рок, и балладный шепот, и нечто джазовое, но неизменно драматичное. Избранный в
качестве первого синла трек "Solsbury hill" метафорически описывал разрыв
Гэбриела с Genesis, и теперь всем было видно, что разрыв того стоил.
Сольную концертную программу Гэбриел тоже начинает с Северной Америки, подозревая, что консервативной Англии он придется не по нутру. Если шоу Genesis были знамениты своей театральностью, то теперь Гэбриел берет простотой - никаких декораций, сам вокалист - то в рабочем комбинезоне, то в джинсах и кожаной куртке. Коротко стриженый и полный энергии Гэбриел мало походил на ветерана прогрессив-рока, скорее - на молодого льва "новой волны". Или даже на террориста - немецкие полицейские арестовали его в декабре 1977 года, посчитав террористом из группы Баадер-Майнхоф.
Вопреки опасениям Гэбриела, родина его вспомнила и благожелательно встретила
сольное творчество, альбом попал в Top 10. Питер берется за второй альбом,
продюсером становится Роберт Фрипп - с ним легко и приятно работать, но
чересчур поспешные методы работы Фриппа приводят к не слишком удачному
результату; песни не стали тем, чем могли бы стать. К тому же, погружение в
более мрачные глубины психологии не воодушевляет покупателей альбома. Вторая
работа Гэбриела, как и первая, называется Peter Gabriel
, так же - к раздражению
звукозаписывающих компаний - будут называться и два следующие альбома. Среди
поклонников Питера они получат неофициальные названия соответственно обложкам -
первый станет "Rainy Windshield" (лобовое стекло во время дождя), второй -
"Fingernails" (ногти), третий - "Melting Face" (тающее лицо).
Гэбриел объяснял свои
причуды тем, что разные выпуски одного и то же журнала имеют одинаковое
название на обложке. На самом же деле тут сквозило явное желание воткнуть еще
одну булавку в толстый зад шоу-бизнеса, рождавшего одинаковые в своей
экстравагантности однодневки.
Именно в процессе подготовки третьего альбома
Гэбриел находит те новые
компоненты, которые позволят ему в 80-е и 90-е быть не просто успешным
артистом, но новатором. Это драм-машины, сэмплеры и так называемая world music, -
то есть этническая музыка третьего мира. Теперь у Гэбриела есть необычные ритмы
и экзотический бэкграунд. Он торопится этим воспользоваться в своей третьей
сольной работе, но не только этим - в студии собирается цвет новой британской
музыки: Кэйт Буш (Kate Bush), люди из XTC и The Jam.
Резкие барабанные звуки
разрывают пространство, голос Гэбриела то равнозначно жесток, то контрастно
человечен и эмоционален. Абсолютно новаторский альбом, в который было вложено
так много сил и средств, был прослушан начальством Atlantic Records с явным
недоумением. Американский лейбл Гэбриела был воодушевлен его первым альбомом и
смущен вторым. Третий они отказались выпускать вообще. Питер был взбешен,
поскольку знал, что создал выдающееся произведение. Однако последующие события
заставили музыканта злорадно посмеиваться, а руководство Atlantic кусать локти от
досады. Весной 1980 года сингл Гэбриела "Games without frontiers" (с
Кэйт Буш на подпевках) достигает четвертой строчки в английских чартах, чуть
позже сам альбом занимает первое место. Atlantic срочно пытается выкупить
альбом обратно, но уже поздно - английский лейбл Гэбриела Charisma продает
лицензию Mercury, и именно те наслаждаются крупнейшим успехом Гэбриела на
американском рынке.
Двумя годами позже четвертый одноименный альбом (в Штатах он продавался со
стикером "Security") продолжает линию предшественника - много
сэмплов, электроники и этнических красок. В июле того же 1982 года Гэбриел
представляет миру другое свое детище - "Мир музыки, искусств и танца"
(WOMAD), -
ежегодный международный фестиваль, на котором должны были встретиться западный
рок и этническая музыка Азии и Африки. Чтобы собрать денег на этот проект,
Гэбриел даже соглашается на разовое воссоединение с Genesis в октябре 1982
года.
Недельный мультикультурный праздник, включавший в себя концерты,
выставки, ярмарки, лекции, дегустации национальных кухонь, держался поначалу
исключительно на энтузиазме Гэбриела и его друзей и был убыточным мероприятием.
Однако со временем WOMAD стал модным и способствовал появлению мировой моды
на этническую музыку. Такие артисты как сенегалец Йуссу Н'Дур (Youssou N'Dour)
или пакистанец Нушрат Фатех Али Хан (Nusrat Fateh Ali Khan) нашли свой
путь к
западному слушателю именно посредством WOMAD.
Идея WOMAD потянула за собой другую идею - если уж все эти замечательные
экзотические исполнители выбрались в Англию, то почему бы их не записать в
хорошей студии и не издать это для местной публики? Так Гэбриел положил начало
Real World, студийному комплексу и собственному рекорд-лейблу, ориентированному
на world music. Свою первую прибыль Real World принес только в 1993 году, а до
этого субсидировался на паях Гэбриелом и его новым английским лейблом Virgin.
Но помимо этих важных проектов было и другое. Брак Питера дал серьезную трещину
- он увлекся американской актрисой Розанной Аркетт (Rosanne Arquette), у Джилл
тоже возник роман на стороне.
Эмоциональный стресс, пережитый Гэбриелом в эти
годы, вылился в следующий альбом "So" (1986) - и, что удивительно,
альбом этот не
был наполнен депрессией, унынием или яростью. "So" на редкость гаромнично
чередует меланхолию с бьющей через край позитивной энергией электронного белого
соул, и пожалуй никогда прежде Гэбриел не был столь искренен и столь
эмоционален. Став очередным достижением в музыкальном плане и приобретя при
этом максимальную слушабельность для обычного человека, "So" начал триумфальное
шествие по миру, став абсолютным бестселлером сезона. Номер один в Британии,
номер два в Штатах, две премии BRIT AWARDS, девять премий MTV... ("So",
кстати, был первым альбомом Гэбриела, которому он дал название. Этому
предшествовал крупный
разговор Питера с руководством Geffen Records, которое заявило, что не будет
выпускать альбомы Гэбриела, если у них не будет названий. Питер порадовал
лейбл, назвав альбом So, то есть "ну").
MTV было особенно радо новому альбому легендарного автора, потому что он не
только записал
хорошую музыку, но и снял на нее новаторские энергичные клипы -
"Sledgehammer" и
"Big Time" (работа компании Aardman, которая более всего известна мультфильмами
Ника Парка (Nick Park)). Гэбриел переживает свой звездный час - и тратит
большую часть миллионных прибылей на комплекс Real World, который превращается
в его резиденцию, а также становится хэдлайнером турне Amnesty International,
обозначая приоритеты свой системы ценностей.
В этот период Питер Гэбриел,
казалось, обрел способность превращать в золото все, к
чему прикасался - даже саундтрек скандального фильма Мартина Скорсезе (Martin
Scorsese) "Последнее искушение Христа" ( "Last temptation of Christ"). О
взаимоотношениях Гэбриела и кино следует сказать особо. Его талант к
визуализации музыкального материала не подлежит сомнению, и это было очевидно
еще во времена Genesis; но музыка все же была первична, и предложение поступить
в киношколу Гэбриел в свое время отверг. В то же время до определенного момента
с кино были связаны не слишком приятные моменты в жизни
Питера. В 1974 году Гэбриел получил предложение от режиссера Уильяма Фридкина
(William Friedkin) поработать над совместным сценарием и на неделю бросил
Genesis в разгар студийной работы, что привело к растущему отчуждению
вокалиста от группы и к дальнейшему уходу Гэбриела. В 1979 году Гэбриел и
легендарный Алехандро Ходоровски (Alejandro Jodorowsky) несколько месяцев
работают над сценарием экранизации "Lamb lies down on Broadway", но проект
сворачивается из-за проблем с финансами. Первое удачное вторжение на
кинотерриторию произошло уже в 1985 году - Гэбриел написал саундтрек к драме
Алана Паркера (Alan Parker) "Птаха" ("Birdy"), взяв за основу песни
своего четвертого альбома и создав их инструментальные, более медитативные
версии. Работа Гэбриела была отмечена жюри Каннского фестиваля и отчасти
утешила фэнов, грустивших в отсутствии нового альбома.
Работа над фильмом Скорсезе была иного рода - это 70 минут совершенно новой
музыки, явившейся слиянием этники и современной электроники. Для сопровождения
неканонической истории Христа Гэбриел использовал народную
музыку места действия, то есть Ближнего Востока, а также Турции и Сенегала.
Слияние голосов Нусрат Фатех Али Хана, Йуссу Н`Дура, Баабы Маала (Baaba Maal)
разнообразных перкуссий, армянских дудуков, индийских скрипок становится
песчаной бурей, которая поднимает слушателя над палестинскими пустынями и
оставляет у подножия Голгофы.
Название фильма Скорсезе по юридическим причинам
не появилось на обложке альбома, и он был назван "Passion (1989), что довольно
символично - то, что получилось у Гэбриела, выходило за рамки обычного
саундтрека и было самостоятельным художественным произведением, глубочайшим
погружением Гэбриела в world beat. Инструментальный альбом, чья судьба за
десять лет до этого была бы весьма сомнительной, достигает 29-й позиции в
Британии и 60-й в США. Этническая музыка после долгих усилий Гэбриела и прочих
сочувствующих наконец стала востребованной западным слушателем. Гэбриелу альбом
приносит премию "Грэмми" - в категории "new age", поскольку категории "world
music" не существует.
Следующие пару лет Гэбриел проявляет себя в основном как общественный деятель - права человека, Нельсон Мандела, экология... Рекламируя благотворительный альбом "Grenpeace - Breakthrough", музыкант в январе 1989 года появляется в Москве и раздает автографы в магазине "Мелодия" на Калининском проспекте. Он также развивает проект Real World, не чураясь поиска достойных артистов и советской территории: сначала Дживан Гаспарян, а потом Терем квартет были изданы на Западе фирмой Гэбриела.
Тут подкрался очередной кризис на личном фронте - отношения с Аркетт
расстроились вконец, и случилось это в разгар записи нового альбома. В
результате "Us" (1992) вышел интроспективным и созерцательным, походя на чуть
ухудшенную копию So. Участие Шинейд О`Коннор (Sinead O'Connor), Брайана Ино
(Brian Eno) и обычной когорты соратников (Тони Левин, барабанщик Ману Каче
(Manu Katche), продюсер Даниэль Лануа (Daniel Lanois)) ситуацию
мало оживляло. Сопровождающие альбом клипы, правда, были на высоте,
коммерческий успех - и
всевозможные премии также наличествовали, но опять-таки на порядок меньше, чем
в 1986 году.
Гэбриел откатал красочное концертное шоу по всему миру, выпустил концертный
альбом, а потом занялся развитием мультимедийных проектов Real World. Между
тем, руководство столь сложной структурой периодически вгоняло музыканта в депрессию,
и он должен был заниматься собственным творчеством хотя бы для того, чтобы
отвлечься от текущих дел Real World.
Работа над следующим альбомом заняла рекордные сроки - начало проекту "Up"
было
положено в 1995 году, и уже к 1997 году материала было записано на два альбома.
Однако в это время Гэбриелу поступает предложение создать 20-минутное шоу на
тему смены тысячелетий для показа в the London Millennium Dome. Гэбриел с
энтузиазмом берется за проект, в итоге получается не 20-минутное, а
полуторачасовое мультимедиа-шоу, где аллегорическое противостояние трех
поколений одной семьи служит метафорой развития человечества в прошлом,
настоящем и будущем - ни больше, ни меньше. Саундтрек шоу, в котором
участвовали музыканты Cocteau Twins, Blue Nile, The Pogues, Нине Черри (Neneh
Cherry) был издан в 2000 году как OVO. По
количеству вложенных сил OVO вполне
мог считаться очередным альбомом Гэбриела, но все же он был приложением к шоу,
- к тому же, остался неизданным в Америке.
Распыление сил затормозило работу над Up, да еще случилось обескураживающее для
Гэбриела похищение названия - R.E.M. так же назвали свой новый альбом и издали
его в 1998 г. После некоторых раздумий название проекта решено было оставить
прежним, тем более что конца ему не предвиделось. В 1999 году накоплено уже с
полторы сотни треков, среди которых нужно отобрать десять для альбома. Гэбриел
вполне серьезно говорит в интервью, что процесс работы над музыкой ему нравится
куда больше, чем процесс ее продажи, а стало быть, всё это может продолжаться бесконечно.
В 2001 году, продолжая доделывать Up, Гэбриел принимается за саундтрек к
австралийскому фильму "Противокроличья ограда" (The Rabbit-Proof Fence), куда
сбрасывает часть рожденного за последние годы огромного материала. Саундтрек
"The Rabbit-Proof Fence" выходит в 2002 под названием Long Way Home, опять-таки
опережая многострадальный Up.
Наконец в сентябре 2002 года выходит сингл "The Barry Williams Show", а
потом и
сам альбом. Центральный вопрос многочисленных интервью этого периода - что,
черт побери, вы делали последние 10 лет?! В ответ Гэбриел неспешно перечисляет
свои занятия (в том числе участие в кастинге на роль Гэндальфа во "Властелине
колец" - это стоило ему белой бородки) и повторяет старую истину, что движение
к цели важнее самой цели.
Если учесть, что в процессе работы над Up музыкант нашел новую жену,
ассистентку звукоинженера Меа Флинн (Meah Flynn), то движение действительно
оказалось плодотворным. Но время все-таки сыграло над музыкантом свою излюбленную
шутку. Оно прошло, и оно изменилось. Десятилетняя пауза между альбомами мало
способствует укреплению фэн-базы, а среднестатистический слушатель не настроен
на 70-минутные альбомы, где центральной темой является смерть. Да и
нравы изменились - первый же новый клип Гэбриела "The Barry Williams Show"
(гиперболизированная пародия-сатира на ток-шоу типа Джерри Спрингера/"Окна") не
получает широкой ротации - слишком уж зло, слишком уж кровью все забрызгано под
конец... Неполиткорректно.
Коммерческий неуспех "Up" наводит на грустные мысли: Гэбриел не стал хуже, он стал старше и он стал еще более серьезен, чем прежде. Это значит, что он не будет зазывать публику всевозможными трюками вроде танцевальных ремиксов или дуэтов с какими-нибудь N'Sync. Он будет продолжать делать то, что считает нужным, и вскоре превратится из артиста популярного в артиста культового, - каковым, к слову сказать, давно является близкий Гэбриелу по духу Питер Хэммилл (Peter Hammill). Это плохо, потому что культовых рок-певцов у нас много, а умных поп-звезд мало. Кто спорит, быть умным и популярным одновременно - сложное искусство. Питер Гэбриел когда-то им обладал. Но, очевидно, с годами это проходит...
Официальный сайт Питера Гэбриела:
www.petergabriel.com.
Питер Гэбриел на Звуках.Ru:
http://www.zvuki.ru/A/P/3677.
Питер Гэбриэл (Peter Gabriel) является не только популярнейшим музыкантом, но и важным общественным деятелем.
Дата рождения:
13 февраля 1950
Подробности из жизни:
Питер Гэбриэл (Peter Gabriel) - британский вокалист, флейтист, композитор
Жанры: арт-рок, world music
Расставшись с Genesis, Питер Гэбриэл начал сольную карьеру, яростно взявшись реализовывать все сови музыкальные и общественные идеи. То, что воплощалось в концептуальных работах Genesis, нашло свое отражение в разноплановости сольных работ.
Изначально Гэбриэл не предполагал давать своим сольным пластинкам какие-либо названия, озаглавливая каждую просто - "Peter Gabriel". Так продолжалось вплоть до 1986 года, когда Гэбриэл выпустил свою пятую сольную пластинку под названием "So", ударившись в другую крайность - теперь все его пластинки не содержали в названии больше одного слова, желательно - односложного. Правда, в 2008 году Гэбриэл нарушил и эту традицию, выпустив альбом под скромным и неброским названием "Big Blue Ball".
Помимо выпуска собственных (естественно, концептуальных) альбомов, Гэбриэл стал активно действовать в качестве кинокомпозитора. При этом режиссеров…
Yoko ONO (1933)
Александр БАРЫКИН (1952)
Juice NEWTON (1952)
Randy CRAWFORD (1952)
Brian JAMES (1961)
Dr. DRE (1965)
Regina SPEKTOR (1980)
Варвара ВИЗБОР (1986)
RIHANNA (1988)