Van Der Graaf Generator продолжают гордо нести знамя самой непредсказуемой группы в прог-роке. Во-первых, больше никаких творческих каникул - неугомонный Питер Хэммилл (Peter Hammill) вывел группу на стандартную марафонскую дистанцию по схему "студийник-концертник". Такое ощущение, что Хэммилл старается максимально скрупулезно зафиксировать каждую новую формацию VDGG. Вслед за реюнионом "Present" он выпускает концертный "Real Time", исполненный величия и затаенной радости от совместного музицирования. Затем, сократившиеся до формата трио VDGG выпускают блестящий "Trisector", а вслед за ним - двойной "Live At The Paradiso", на котором наглядно подтверждают, что "Lemmings" и "Every Bloody Emperor" могут звучать и без саксофона Дэвида Джексона (David Jackson). А вот теперь - пришло время новой студийной работы, и у "A Grounding In Numbers" есть все шансы стать самой странной пластинкой Van Der Graaf Generator.
Первое, что шокирует - это продолжительность песен. Те, кто привык к масштабным полотнам, превышающим 8 минут, могут впасть в ступор. "A Grounding In Numbers" - это настоящий альбом "малых форм": песни здесь в большинстве своем длятся около трех минут. Новый альбом получился не просто скупым - он стал выверенным, точным. Математическим, как явствует из названия.
Тема точных наук овладела Хэммиллом настолько, что в текст двух номеров - "Mathematics" и "5533" он ухитрился вплести... алгебраические формулы. "Я сделал это совершенно сознательно, - сообщил музыкант в одном из предшествующих выходу альбома интервью, - "Никто до меня не пытался вставить в песню положения эйлеровых теорем!".
При этом Хэммилл остается не только выдумщиком, но и весьма незаурядным поэтом со склонностью к самоанализу. В "Bunsho", которая активно играется на концертах и, по-видимому, составит основу новой "живой" программы, он заявляет: "Никто не знает, что из того, что он сделал, станет самым лучшим деянием". Но высшей точкой альбома становится нервно пульсирующий инструментал "Splink", в котором разворачивается вся троица музыкантов. Алогичные барабаны Гая Эванса (Guy Evans), сопровождаемые клавишной партией Хью Бэнтона (Hugh Banton) и "размазанной" слайд-гитарой Хэммилла - это и есть квинтэссенция нынешних VDGG. Абсолютная совобода творчества и внутренняя самодостаточность: не зря в авторах композиций с нового диска значится все музыканты, а не Хэммилл единолично.
Есть тут и занятные эксперименты. Например, барабанщик Бэнтон на одну песню переквалифицировался в гитариста: в "5533" он выдает несколько разрозненных, но точных нот. А Хью Бэнтон в "Smoke" берется за 10-струнный бас, отчего и без того насыщенная аранжировка уплотняется донельзя. Но все это - скорее милые виньетки для знатоков, лишь красиво обрамляющие этот филигранно просчитанный диск.
VDGG идут своим, совершенно особым путем, оставаясь одновременно и легендой, и новаторами. Конечно, они прекрасно понимают, что каждую их пластинку ждут как нового откровения - Хэммилл, как никто другой, чувствует конъюнктуру музыкального рынка и мастерски идет не просто поперек нее, а движется в каком-то ином измерении. Математика, ничего не поделаешь. Поэтому можно расслабиться: "A Grounding In Numbers" - это путь, по которому современная музыка не пойдет. И дело даже не в поэтическом гении Хэммилла, и не в запредельном уровне взаимопонимания и взаимодополнения всех участников группы. Дело в том, что для полного осознания музыки VDGG просто необходима хотя бы часовая отрешенность от окружающего мира. Нужно поставить пластинку и остаться наедине с пронзающей, словно игла, мелодекламацией Питера и лавиной звуков и гармоний, которые, ввиду укороченности песен, стали еще более концентрированными. А, значит, еще более сложными. Всему виной - стремительность окружающего мира. Надоело слушать длинные опусы? Получите все то же самое, но уложенное в три минуты!
Эта пластинка - словно всемогущий компьютер из адамсовского "Автостопом по Галактике". В ответ на вопрос о Жизни, Вселенной и Всем Таком, как мы помним, компьютер ответил: "Сорок два". Хэммилл несколько корректирует этот ответ, сообщая, что число, на самом-то деле выглядит так: 5533223. Остальное - додумайте сами.
# | Композиция |
---|---|
1. | Your Time Starts Now |
2. | Mathematics |
3. | Highly Strung |
4. | Red Baron |
5. | Bunsho |
6. | Snake Oil |
7. | Splink |
8. | Embarrassing Kid |
9. | Medusa |
10. | Mr. Sands |
11. | Smoke |
12. | 5533 |
13. | All Over the Place |
1940 – Фрэнк Винсент Заппа - американский композитор, певец, гитарист, сатирик и режиссер - родился в Балтиморе. За свою 33-летнюю музыкальную карьеру Заппа выпустил более 60 альбомо - сольных и в составе своей группы The Mothers of Invention. Лауреат премии Grammy »»
1946 – Родился Карл Уилсон - один из основателей серф-группы Beach Boys »»
Steve ALLEN (1921)
Frank ZAPPA (1940)
Carla THOMAS (1942)
Reinhard MEY (1942)
Walter WASHINGTON (1943)
Albert LEE (1943)
Martin BELMONT (1948)
Betty WRIGHT (1953)
Алексей РЫБИН (1960)