За 6 лет, минувших с выхода самодельного дебютного альбома, смелая
музыкальная формация TV On The Radio превратилась из шайки любопытных
экспериментаторов, глумящихся над поп-музыкой, в многообещающую и едва
ли не важнейшую группу современности. А такие эпитеты, надо заметить, редко
встречаются вместе. Тем не менее, в этом году линии заслуг и надежд
на графике TVOTR пересеклись, и именно в этой точке лежит их новый альбом.
Однако за шесть лет многое успело измениться. Начать хотя бы с того, что
пост-модернистские трюки с формой более не привлекают внимания, а чтобы
переслушать дебют музыкантов, пародийно названный "Ok Calculator" (еще
одна лакмусовая бумажка - кажется, прошла вечность как шутки над
Radiohead стали
откровенно несмешными), нужно нездоровое усилие. Но TVOTR все время движутся
вперед, и до последнего момента угадывать, что с ними будет завтра, было
намного интереснее, чем вспоминать подвиги прошлого.
Каждая запись квинтета
- ступень ракеты, стремительно поднимающейся над миром. Она выводит группу на
новую высоту, но также легко и отбрасывается, отправляясь на переработку. TV On
The Radio, как никому лучше, подойдет недавний девиз Василия Шумова "у
прошлого нет будущего". Все это так,- за исключением самого "Dear
Science". Это первый случай в дискографии коллектива, где захватывающая,
но недолговечная "музыка для головы" уступает место столь же безупречным, но
уже живым, полным стучащей крови песням.
Если раньше знакомством с TVOTR принято было хвастаться, то теперь их
можно полюбить - наверное, это и происходит с людьми, что после многолетнего
насыщенного, но не слишком теплого общения внезапно раскрывают друг другу свою
душу. Тема отношений вообще близка музыке TVOTR: начать хотя бы с их фирменной
смеси белой и черной культур. Того, чем занимались и Prince (см. прямую
ссылку в песне "Golden Age"), и близкий друг ансамбля David Bowie
(его вокальную манеру обыгрывает номер "Dancing Choose"), и многие
другие деятели, ныне напоминающие застывшие изваяния имени себя.
На "Dear Science" межрасовый контакт переходит от дипломатии и культурного
обмена к настоящему взаимопониманию, к неслыханной доселе синергии. Никогда
прежде TVOTR не звучали так страстно и пронзительно одновременно. Единство
фанка, блюза, хип-хопа с шугейзом, пост-панком и жирным синтезаторным роком
отныне не прихоть, не куртуазное мичуринство, а насущная необходимость, так
люди согреваются в объятиях, так они, вцепившись в плечи, дрожат от страха. И
взрывной фальцет Кипа Малоуна (Kyp Malone), и сочный, гулкий голос
Тунде Адепимбе (Tunde Adepimbe) поют именно об этом: о тупике, в котором
оказалось человечество, о вечном ожидании, и о традиционной попытке уйти от
проблем в любовь, несущую еще большие проблемы. Присущая темнокожим музыкантам
сексуальная бравада, здесь не сваливается в пошлость, в правильной подаче все
эти "I'm gonna take you, I'm gonna shake you" звучат честнее многих
многословных и пустых признаний в невыразимом.
Доводил альбом до ума один из основателей группы, белый ботаник Дэвид Ситек
(David Sitek). Сегодня Дэвид носит титул самого перспективного продюсера
из числа независимых и обладает ореолом персоны, фактически, непогрешимой. Что
характерно даже в случае с провальной пластинкой актрисы Скарлетт
Йоханссон (Scarlett Johansson): плюнули в ее сторону все, но работу
Ситека никто и словом не
попрекнул - дескать, все правильно сделал, не его вина же, что артист сам по
себе бездарный. Звук "Dear Science" коренится в удачах Ситека:
сногсшибательном альбоме "Celebration The Modern
Tribe" и первенце единомышленников "Радио-Телевидения" - "Dragons of
Zynth". У последнего есть немало общего с новым творением TvoTR; особенно
это заметно в композициях "Crying и победоносной балладе "Lover's
Day" - все та же текучая танцевальная гибкость, зазывной водоворот звуков,
эклектическое буйство. В отличие от своих коллег, Tv On The Radio выступают
куда смелее - в каждую композицию на "Dear Science" инкрустированы как минимум
еще три, все сменяется так быстро, что голова идет кругом - мелодии, стили,
эпохи - все смешалось воедино.
Название альбома отсылает к совершенно
шизофреническому (художественная репродукция входит в комплект диска вместо
постера, но рассматривая ее, и рассудка лишиться недолго) детскому посланию,
направленном самой госпоже Науке и щедро дополненного обидными обвинениями в
потере истинного пути и пользы для цивилизации. Прекрасно понимая, что то же
самое можно сказать и о любой музыкальной форме, балансирующей на грани
идеального поп-продукта и головоломного эксперимента, участники ТVOTR записали
свою самую доступную, и вместе с тем, глубокую пластинку. (Что
немаловажно, короткую: раньше хронометраж записей группы ограничивался только
вместительностью CD-диска, что делало полноценное прослушивание по меньшей мере
несколько утомительным, "Dear Science" же предельно лаконичен, и от этого
только выигрывает).
С открывающего альбом хита "Halfway Home", где
гитарный вой декорирован жизнерадостной ритм-секцией и вплоть по волшебную
финальную пьесу "Lover's Day", все проносится на огромной скорости.
Может быть
на этой пластинке и нет выделяющихся песен, но это не потому что музыкантам
изменило "чувство хита", напротив, здесь все на совершенно уникальном уровне,
но выделить что-то одно очень сложно. Зато этими песнями можно упиваться
сколько угодно, чего стоит хотя бы обольстительный фанк "Crying" с искрящимися
синтезаторными нотками и победоносным гласом труб.
Пятерка нью-йоркских умников
убедительно демонстрирует, что музыка больших городов - это тот еще Вавилон. И
беспрестанно кого-нибудь цитирует. Тут слышится и старорежимный рэп (зачин
"Dancing Choose" и "Red Dress"), и трип-хоповая мягкость лучшей
вещи на
пластинке "DLZ", и интонации, достойные Роберта Смита (The Cure)
в обволакивающей "Stork&Owl", начинающейся как размеренный глитч, но
выливающейся в сладостный романс, а бонус-треком альбому идет песня "Heroic
Dose" - неожиданный оммаж Сержу Гинзбуру.
"Dead Science" - на редкость удачный поворот событий в истории группы.
Похоже, музыканты уяснили очень важную вещь (впрочем, далеко не первыми -
Кристиан Феннеш, Fennesz уже как несколько лет работает по этому
принципу): эксперименты ни в коем случае не должны становиться самоцелью, не
превращаться в дешевое оправдание неумения играть красиво и доходчиво.
Возможно, TV On The Radio смогут привлечь внимание собратьев по инди-сцене
к этой проблеме, но пока в это верится с трудом. Последнее упование,
которого никому не отнять - это надежда, что запятая в заглавии поставлена с
двояким умыслом. Какими недостатками не обладали бы TV On The Radio,- они
умеют заставить себя ждать, и здесь - как с женщинами, такое качество превыше
всех мнимых достоинств.
# | Композиция |
---|---|
1. | Halfway Home |
2. | Crying |
3. | Dancing Choose |
4. | Stork and Owl |
5. | Golden Age |
6. | Family Tree |
7. | Red Dress |
8. | Love Dog |
9. | Shout Me Out |
10. | DLZ |
11. | Lover's Day |
1964 – Президент Национальной ассоциации парикмахеров Великобритании выпустил заявление, в котором гарантировал бесплатную стрижку любому популярному музыканту, занявшему верхние строчки хит-парадов. Как нарочно, в этот год начали свое движение в чарты волосатые рокеры.. »»
1967 – Песня Arnold Layne, повествующая о трансвестите, ворующем женское белье, впервые вывела группу Pink Floyd в английский хит-парад. Почвой для песни послужили реальные события из юности Сида Баррета и Рождера Уотерса: у девушек из колледжа, снимавших комнаты у их матерей, стало пропадать нижнее… »»
1969 – Скромняги The Who представили на концерте в Долтоне рок-оперу "Tommy”. Премьера произошла без особой помпы и даже без официального объявления о новинке. По-настоящему "Tommy" дебютировал двумя неделями позднее в Лондоне »»
Lou STEIN (1922)
Charles MINGUS (1922)
Glen CAMPBELL (1936)
Jack NITZSCHE (1937)
Don GRUSIN (1941)
Joshua RIFKIN (1944)
Barry GUY (1947)
Larry GROCE (1948)
Peter FRAMPTON (1950)
Paul CARRACK (1951)