История успеха американского проекта Bon Iver напоминает сюжетную канву
классического вестерна с большим размахом. В год, когда вернулись легендарные
герои прошлых лет - Portishead, Bauhaus, Tricky, The
Verve и даже нежданные Guns N' Roses (еще два года назад одна мысль
о таком урожае вызывала мгновенную перезагрузку сознания),- все "золото"
хит-парадов мира забрал прежде никому неизвестный Джастин Вернон (Justin
Vernon). Двадцатисемилетний бородач потрепанного вида, в буквальном смысле
вышедший из лесу, чтобы тут же встать на пьедестал. Вернон вырвался из подноготной инди-роковой грязи в мир престижных премий,
прайм-таймовых телешоу и полномасштабных концертных турне практически без
промежуточных остановок. Триумф Bon Iver (пожелание хорошей зимы на
помеси французского с нижегородским, то есть, с североамериканским) носит
скорее идеологический характер. Продажи дебютного альбома музыканта заведомо
проигрывают количеству восторженных откликов в прессе, но тут уж,
действительно, до скончания века никому не справиться с оккупировавшими чарты
бронтозаврами вроде Eagles и AC/DC.
Как и за всеми знаменательными записями, за "For Emma, Forever Ago"
стоит красивая легенда. Вернон разочаровался в целом свете и тому были причины:
в короткий срок музыкант лишился места в своей предыдущей группе DeYarmond
Edison, и вдобавок ко всему был оставлен
любимой. Чтобы преодолеть удар, Джастин уединился в старой охотничьей кибитке в
лесах Висконсина на три долгих зимних месяца. Волей судьбы спутниками на путь
самоанализа анахорета оказались гитара и необходимое для записи оборудование.
От скуки Вернон принялся наигрывать приходящие в
горячечную голову мелодии и фиксировать процесс на пленке. Результатом
многодневной шлифовки простых, как быт отшельника, песен, и стал этот альбом.
Показательно, что в 90-х, окажись в подобной ситуации гипотетический уроженец
штата, итог был бы совсем иным: куда более надрывным, прямым и резким.
Но пора самоотверженного и напускного лузерства прошла, и Bon Iver не пытается
с силой выплеснуть скопившиеся эмоции в запись: здесь все в духе
времени,- сдержанно, аккуратно, без острых углов. Казалось бы, все просто -
очередной сингер-сограйтер негромко поет под неспешный аккомпанемент
акустической гитары. Поет голосом полным нежной немощи, повествуя о волках,
воронах, тварном страхе и, конечно же, о боли расставания. И самые ударные
номера альбома - "Skinny Love" и "Wolves (Parts I and II)"
выполнены в обезоруживающем ключе упрощенческого фолка. Но не все так очевидно.
При повторном прослушивании "For Emma..." начинаешь слышать множество еле
заметных штрихов придающих этой пластинке очарование, улавливать мелочи,
сыгравшие не последнюю роль в покорении бесчисленных меломанов (одних
просмотров майспейс-странички
певца уже набралось до двух с половиной миллионов!). Будь то призрачный хор
наложенных друг на друга голосов в начале песне "Lump Sun",
полураспадное гитарное соло и отстраненный посвист в разрывном номере
"Team", вкрадчивые духовые в заглавной балладе "For Emma", - все
эти нехитрые, но верные приемы сообщают альбому необходимую глубину и уют. И
совершенно точно, что в данном случае искус, согласно известной пословице, в деталях.
Но в этом-то и заключается главный трюк "For Emma...". Неприглядная с первого
подхода пластинка не сразу и не скоро набирает мощность. Но стоит только
немного проникнуться, и "For Emma" неуклонно вырастает из до боли знакомых
ламентаций униженного и оскорбленного затворника в уверенное и точное полотно,
вбирающее в себя многолетние изыскания психо-фолка, альтернативного кантри и
сэдкора. Не захвалить Bon Iver трудно: все-таки, искренность, теплота, талант и
умение вовремя остановиться не так часто встречаются вместе, но стоит
помнить, что ничего принципиального нового в этом диске нет. Все это мы
встречали уже не раз (см. куда более выдающиеся релизы этого года плакальщиков
Sun Kil Moon и Shearwater), и важно, что без трогательной истории
(живущей больше в толкованиях, чем в туманных текстах песен) "For Emma..."
теряет солидную долю своего обаяния. А великим пластинкам не нужны
сопроводительные тексты и разъяснения. Можно не знать всех перипетий жизни
Эллиотта Смита (Elliott Smith), но один его "Either/Or" содержит
больше информации о своем создателе, чем любая биография. А рожденный трагедией
альбом Роберта Уайатта (Robert Wyatt) "Rock Bottom" безо всяких
конферансов выкручивает до предела все эмоции слушателя, передавая палитру
переживаний Уайатта без помощи слов.
В этом и заключается основная проблема Bon Iver - у этой музыки определенно
есть шарм, но нет волшебства. Нет божественной искры, от который разгорелся бы
мировой пожар. Нет ничего такого, что заставляло бы вслушиваться в интонации
Джастина Вернона с трепетным ожиданием чуда, нет страшной красоты приковывающей
все мысли к себе - только бы не упустить ни единого звука екающим загнанным
сердцем. Просто любопытствующее соучастие, мимолетный интерес, ничего более.
Можно сколько угодно рассуждать, является ли вселенский успех альбома обычным
паритетом между изданиями-воротилами музыкальных тенденций, мыльным пузырем или
же прямым свидетельством народного прославления маленького человека - все эти
споры ни к чему не ведут. Стоит только подумать, что будет с Верноном когда
ослепительный поток комплиментов (начавшийся еще год тому назад, до
официального выхода альбома) схлынет и нужно будет предпринять следующий шаг. В
конце концов, в истории есть немало примеров тому, как и менее симпатичным и
одаренным людям давали такие должности, которые по праву должны принадлежать
самым достойным. длали правителями целых стран. Так и в случае с Bon Iver
главное, не нахватать ничего не значащих наград, а сохранить лицо. Что же до
превышающей все заслуги музыканта ажитации журналистов, об этом все было
сказано до нас: "Чины людьми даются/А люди могут обмануться".
# | Композиция |
---|---|
1. | Flume |
2. | Lump Sum |
3. | Skinny Love |
4. | The Wolves [Act I and II] |
5. | Blindsided |
6. | Creature Fear |
7. | Team |
8. | For Emma |
9. | Re: Stacks |
Дата образования:
1 января 2006
1837 – Родился Милий Алексеевич Балакирев - русский композитор, руководитель кружка 'Могучая кучка" »»
1837 – Родился Милий Алексеевич Балакирев - русский композитор, руководитель кружка 'Могучая кучка" »»
1969 – Первое выступление Led Zeppelin в США. Во время их первого концерта в клубе Whisky A Go Go на разогреве играла группа Alice Cooper »»
Julius LAROSA (1930)
Roger MILLER (1936)
Лариса ДОЛИНА (1956)
Chris BOLTENDAHL (1962)
Mr. C (1964)