Альбом:
Elegies To Lessons Learnt
Записан:
2007
Издан:
2007, SOYUZ MUSIC (BBQCD257)

О квартете iLiKETRAiNS, англичанах, одинаково увлеченных историей и железными дорогами - Звуки.Ru уже рассказывали, но сомневаться в том, что их последний альбом достоин отдельного рассмотрения не приходиться.
После краткого и веского миниальбома "Progress/Reform", работы выведшей музыкантов в свет, "Elegies To Lesson Learnt", кажется не столько отходом группы от изначальной концепции "пышного минимализма", сколько ее переформулировкой. Если раньше к iLiKETRAiNS благодаря их обволакивающей и душащей атмосфере всеобщей катастрофы лепили клейкий ярлык "пост-рок" и невероятное определение "эмбиент-рок", то теперь, плавно качнувшись на рельсах, "поезда" ушли далеко от каких бы то ни было формальных рамок. Наверное, именно это является показателем громадного потенциала группы, и тревожным станционным звоночком - прямо здесь и сейчас происходит что-то новое и доселе неизведанное. Одними музыкальными сравнениями здесь не ограничиться. EtLL вышел не только по-бунински густым и вязким повествованием о самых темных моментах мировой истории, но при этом глубоко личным и трогающим до самого сердца рассказом о превратностях человеческой судьбы.

На плечах четверки насупленных мужчин лежит огромная тяжесть ответственности - один неверный шаг и хрупкое доверие слушателя, внимающего историям о безумных шахматистах и неудачных государственных реформах, будет подорвано, а без него мрачное обаяние iLT не вообразимо. Удивительный факт, но в невероятной по своей напряженности битве между серьезностью и трагизмом с лишним пафосом и фальшью, "поезда" выходят неожиданными победителями. Впрочем, с подачей у квартета в стильной черно-белой форме британских железнодорожников все в порядке: они умеют нагнетать атмосферу, словно в жаркий котел паровоза подбрасывая легковоспламеняющиеся, полные вселенской скорби песни. Альбом начинается с монотонного гула, из которого постепенно выплывает меланхоличный баритон солиста группы Дэйва Мартина, и он, с обходительностью хорошего рассказчика, погружает слушателя внутрь повествования о зачумленном средневековом городе, чтобы затем, перекинуть его прямо к падению Берлинской стены.

iLiKETRAiNS сплетают свои пьесы как из неблагородных шумов и гитарных перегрузов, так и лиричных скрипок и духовых, и именно благодаря им альбом приобрел похоронную торжественность. Казалось бы, пост-рок в лице Godspeed You! Black Emperor, Explosions in The Sky и т.д. уже устоялся как универсальное и потому приевшееся лекало: мягкое вступление, нарастающий музыкальный тремор, сокрушительный апогей и всепрощающая кода, но нет - iLiKETRAiNS легко меняют слагаемые и получают совершенно иной результат. Подход новичков к стандартам жанра воспринимаются как совершенно еретический - короткие (менее 6 минут) песни, харизматичный вокал, большая нагрузка на тексты, отсутствие какой-бы то ни было гигантомании. Посему очевидно, что музыканты переросли модное некогда направление, да и сами они открещиваются от общепринятых терминов и музыкальных клише, мастеря альбом тончайшей, как часовой механизм, сборки. Например, лаконичная и светлая "Remnants of Army" - на фоне мягкого и неспешного гитарного перебора бархатистый голос бородатого "викторианца" Мартина вкладывает в сознание слушателя полные обреченности слова, заставляя неминуемо вникать в суть повествования, погружаться все глубже и глубже на самое дно мировой истории, где, как известно, кровь и нечистоты, в то время как разошедшийся квартет громыхает в заоблачной выси. От меланхоличной эпитафии "Come Over", до пронизанного, словно в память "Песни о Роланде", драматическими звуками горнов марша "We Go Hunting" - iLiKETRAiNS рассказывают историю величайших ошибок человечества, и делают это так, как не сможет больше никто.

Каждая песня здесь - это законченный портрет человека эпохи, и именно на эту самую "слабую человечность" и делает упор группа. Композиция "Twenty Five Sins", то мчится во весь опор, неизменно сопровождаемая сухим стуком боевых барабанов, то стихает, чтобы снова разгореться как знаменитый лондонский пожар, о котором и поет Мартин, но внимание в ней все равно приковано к внутреннему миру лирического героя, изменения в котором, могут быть пострашнее падающих крепостных стен. Нет нужды перечислять все темы, которые затрагивают музыканты в своих "Элегиях", но диапазон их не может не поражать - от раннего средневековья до событий последних лет. Кроме того Дэйв Мартин (Dave Martin) - великолепный стилист и поэт, набрасывающий удавку невероятной тоски буквально двумя-тремя словами, и каждая его фраза воспринимается как цитата из ценнейшего манускрипта, ведь Дейв частенько вплетает в песню строчки из исторических источников.
Впрочем все бы это было бы только евангельским бряцающим кимвалом, пустым и не нужным, если бы не то, что iLiKETRAiNS делают потрясающе прекрасную музыку, рвущую на части своей законченностью и эмоциональностью, и в тоже время отстраненностью - как медленные переходы планов в кинохронике военных лет. Также неспешно (за исключением лишь единственного неудачно и слишком резко выпрыгивающего сингла "The Deception") разворачивается монументальная панорама сомнений, боли, страстей и триумфа - всего, что движет людьми.

iLT действительно выходящие из ряда вон пост-рокеры - ведь они обогатили свою прекрасно сложенную музыку запредельным количеством смысловых перекличек и параллелей, и как результат, словно серьезная научная работа с "подвалом" из ссылок на сотни научных исследований - EtLL не та пластинка, которую воспринимаешь сразу. Но стоит только напрячь размякшее от бесконечной и нетребовательной "веселухи" сознание - как вся она, до последнего аккорда и скрипа смычка, врезается в память, освещая "безумство храбрых" - квартета не побоявшегося выглядеть смешным из-за собственной серьезности. И такой уровень творческой свободы и независимости легко можно назвать историческим достижением для молодой, но многообещающей команды.

15.05.2008, Феликс САНДАЛОВ (ЗВУКИ РУ)

Список композиций альбома "Elegies To Lessons Learnt":

1. We All Fall Down
2. Twenty Five Sins
3. The Deception
4. Voice Of Reason
5. Death Of An Idealist
6. Remnants Of An Army
7. We Go Hunting
8. Come Over
9. Spencer Perceval
10. Epiphany
11. Death Is The End

В записи принимали участие

  1. Guy BANNISTER – Гитара, Клавишные, Ударные, Вокал
  2. Alistair BOWIS – Бас-гитара, Вокал
  3. Simon FOGAL – Ударные
  4. David MARTIN – Гитара, Лидирующий вокал