Все, что связано с приставкой "этно", сейчас в Армении весьма в
почете. Живопись, архитектура, и, конечно, музыка. С легкой руки Арто
Тунчбояджана это увлечение стало повальным. Сегодня только в Ереване 60-70
процентов групп работают с фолком в той или иной манере и формате. А года 3
тому назад несколько участников группы "Armenian Navy Band" сидели
после репетиции и думали "А чего бы еще этакого сделать?". Зашел
лидер группы маэстро Тунчбояджян : "Чего пригорюнились?" "Да
вот, думаем, чем бы еще заняться". "А вы еще одну группу создайте -
не вечно же вам играть под моим руководством". Так сейчас вспоминают об
этом клавишник Ваагн Айрапетян, трубач Тигран Сучян и саксофонист
Давид Налчаджян. Так в 2005 году на армянской сцене появился коллектив
Катунер ("кошки" по-армянски), в который, наравне с
основателями, вошли басист и виолончелист Артем Манукян и барабанщик
Тигран Саноян.
Стиль, который представлял квинтет, на первых порах
можно было отнести к популярному в 80-90-х M-BASE, изобретение которого -
заслуга саксофонистов Стива Коулмена и Грега Осби. Это длинные,
сложные по построению, многочастные и составные по ритмике композиции, где
больше внимания уделяется композиционности, чем индивидуальной технике и
импровизации. Громко, напористо, сложно, часто замысловато. Музыка, постоянно
заставляющая находиться в напряжении, следить за ходом и развитием мысли
композитора и исполнителей. Тем не менее, пространные, сложные и местами
какие-то яростные соло инструменталистов будоражили кровь и заставляли работать
мозги. Может быть, это не всегда удобоваримо, но очень интересно и
увлекательно. Музыкальный паззл, состоящий из многих, иногда даже не совсем
гладко совмещающихся друг с другом музыкальных фраз, вдруг, по мановению
волшебной палочки, управляемой умелой рукой, складывается в одну цельную
музыкальную картину.
В таком формате "Коты" дали множество концертов, а одно их
выступление, под открытым летним небом в одном из парков столицы Армении было
записано центральным телеканалом и на длительное время стало популярно среди
любителей серьезной музыки.
Но вот, после года экспериментов, поисков и находок, в коллективе произошли
серьезные изменения. Поменялся барабанщик. Новый, Арман Джалалян, сделал
ритмическую основу более четкой и осмысленной. Еще один духовик, опытный
тромбонист Ашот Арутюнян, прибавил звучанию группы солидности и мощи.
Ну, а с приходом и седьмого участника - виртуознейшего исполнителя на восточной
перкуссии и на армянских фольклорных духовых,- добавило звучанию получившегося
септета этники, а следовательно и экзотики, и даже некой пряности, в хорошем
смысле слова. Новый состав "Катунер" выступал на международном
джазовом фестивале в Тбилиси, играл в московском ДОМе и, наконец, записал свой
дебютный альбом, который номинировался на Armenian Music Awards-2007.
Семь композиций, при помощи которых участники ансамбля пытаются передать дух
современного Еревана (недаром альбом нызвается "Нореван" - т.е.,
новый Ереван ("нор" по армянски "новый"), ритм жизни
города, стиль его жизни. Если попытаться охарактеризовать сегодняшний саунд
коллектива, лучше всего взять мощь и внутреннюю энергетику Blood, Sweat &
Tears, Chicago, Mob, добавить армянскую фольклорную сущность и получить
искомый звук. И обязательно надо отметить, что обе эти составляющие
представлены на альбоме приблизительно одинаково. Весь альбом - удивительно
ровный по духу и создаваемой атмосфере. Слушатель словно наблюдает внутреннее
соревнование мощной духовой группы и солирующих фольклорных духовых - дудука и
зурны. Время от времени, в самый неожиданный момент, в соревнование включается
и клавишник Ваагн Айрапетян. Он то мягко стелет свой воркующий, какой-то
крадущийся, вкрадчивый звук под солирующих партнеров, то вырывается на передний
план музыкальной эквилибристикой в духе незабвенного Джо Завинула. А все
это надежно держится на плечах очень глубокого (в стиле "мясо") баса
и гулких барабанов yamaha artist Армана Джалаляна. Количество медленных
и энергичных тем одинаково - After Phone Call, New Ballad, Oror, Zela'.
Первые - классические баллады с солирующими флюгельгорном, дудуком и мягкими
клавишными, а остальные три - штормовые и какие-то безбашенные номера. Как
составляющие одного единого целого, здесь намешаны и фолк, и боп, и джаз-рок, и
традиционный джаз, и фри джаз, причем в равных пропорциях. Кстати, все
композиции написаны разными участниками септета, и это очень чувствуется - они
в какой-то степени выражают такие разные характеры создавших их музыкантов. Но
разные внешне, они почти все одинаковы по духу - добрые и мягкие.
О двух номерах хочу сказать особо. Первая тема - "После телефонного
звонка" - некий симбиоз старой песни, которая господствовала на
армянской эстраде в 60-70-хх годах и классической джазовой баллады, тоже очень
доброй и нежной. Теплая, красивая армянская базовая мелодия и ее абсолютно
западное развитие, прекрасно ужились в одной оболочке, созданной автором.
Вторая - умиротворяющая акустическая колыбельная Норайра Карташяна,
посвященная его дочери, где тему попеременно ведут дудук и виолончель под
аккомпанемент фортепиано.
Весь дизайн альбома создан лучшим армянским художником-мультипликатором
Артуром Саакянцем. В оформлении - полная гармония музыке: самобытно,
оригинально, модерново, но в то же время очень красочно и по доброму.
# | Композиция | Слушать | Скачать | Запомнить |
---|---|---|---|---|
1. | Welcome Back - December 23 | |||
2. | New Ballade | |||
3. | Zela | |||
4. | Norevan | |||
5. | Oror | |||
6. | Nanan | |||
7. | After The Phone Call |
1945 – В британском в Рипли, графство Суррей, родился Эрик Клэптон - знаменитый белый блюзмен, сонграйтер и композитор. Его прозвище в среде коллег - "медленная рука" (англ. Slowhand) »»
1976 – Состоялся первый залп "музыкальной Авроры панка" - группы Sex Pistols. На дебютный концерт "пистолетов" пришли 50 фанатов »»
1994 – Вышел последний студийный альбом группы Pink Floyd - The Division Bell. Пластинка частично была записана в плавучей студии Astoria, принадлежащей гитаристу Дэвиду Гилмору »»
Rolf HARRIS (1930)
Astrud GILBERTO (1940)
Graeme EDGE (1942)
Eric CLAPTON (1945)
Dana GILLESPIE (1949)
Lene LOVICH (1949)
MC HAMMER (1962)
Celine DION (1968)
Harun DEMIRASLAN (1980)