Среди ветеранов блюза и раннего рок-н-ролла "Фэтс" Домино (Antoine "Fats" Domino, род. 10 мая 1929 года) стоит особняком. И дело тут вовсе не в том, что с такими габаритами, как у него, из любого ряда будешь выпирать во все стороны. Дело в характере исполняемой им музыки.
Бытие определяет сознание. Домино родился и вырос в Новом Орлеане: городе, который до недавних катастрофических событий был мировой столицей джаза и меккой пианистов. Уже в подростковом возрасте прилично игравшему на фортепиано Толстяку не было нужды скитаться по просторам Северо-Американских Соединенных Штатов и попадать на нары за бродяжничество. Да и как прикажете таскать за собой рояль - на веревочке, что ли? Поэтому с конца 40-х и по сей день работы этого музыканта отличает некий здоровый консерватизм. К чему бы ни обращался Толстяк, он делал это на прочном джазовом фундаменте. Основными музыкантами его немаленького бэнда были духовики: трубач Дэйв Бартоломью (Dave Bartholomew), кстати, самый преданный соавтор Толстяка, саксофонисты Хэрби Хардести и Ли Аллен. Тандем Домино - Бартоломью стартовал 10 декабря 1949 года на "Imperial Records", выпустив сингл с песнями "The Fat Man" и "The Junker's Blues", и до конца 50-х оставался самым успешным авторским дуэтом в истории Штатов после Джерри Либера и Майка Столлера, соавторов Элвиса Пресли.
Несмотря на то, что до конца 50-х Толстяк оставался одним из ведущих хит-мейкеров после того же Элвиса, отношение к его работам было неоднозначным. Даже рок-н-роллы вроде "I'm Gonna Be A Wheel Someday" в его исполнении звучали по-джазовому. Новая модная музыка с рюшечками прошлых лет? Сейчас можно сказать, что Домино был первопроходцем джаз-рока. Если учесть, что в те времена рок-составляющая находилась в младенческом состоянии, это особенно интересно и ценно.
Опыт Домино был просто золотой жилой для белых парней, которые жаждали и прославиться перед отвязными сверстниками, и понравиться их чопорным мамочкам. Использовать его продолжают и по сей день. К примеру, Пэт Бун (Pat Boone) некоторое время откровенно подражал Домино, исполняя по-эстрадному приглаженный рок-н-ролл в сопровождении традиционного биг-бэнда. Он даже пытался петь многие песни Толстяка вроде "Ain't That A Shame". По какой-то причине тогда этот подход не сработал, вынудив Буна переключиться на сугубо эстрадный репертуар. Но понимание стиля приходит с возрастом, и в 1997 году музыкант выпустил джаз-роковый альбом "In The Metal Mood", на котором исполнил в манере а-ля Домино дюжину хард-роковых и хэви-металлических хитов вроде "Smoke On The Water" и "Stairway To Heaven".
Учился на работах Толстяка и Пол МакКартни (Paul McCartney). То гармоничное сочетание рок-н-ролльного напора и сугубо эстрадного мелодизма, которого в свое время не удалось достичь Буну, вскоре прославило Beatles. Правда, прямое влияние музыки Толстяка на музыку ливерпульцев обнаружить вряд ли возможно. Знаменитая "When The Saints Go Marching In", к которой некогда приложили руки Домино и Бартоломью, исполнялась битлами, но по какой-то причине не вошла даже на "Anthology". Однако в 1988 году МакКартни расписался в своей ученической преданности опыту великого пианиста, исполнив его "I'm Gonna Be A Wheel Someday" и "Ain't That A Shame" на своем альбоме "Back In USSR".
Концерты Толстяка, один из которых, сыгранный в стенах Ново-Орлеанского Университета, и лег в основу двойного альбома "Sentimental Journey" - настоящее пиршество для поклонников джаза и блюза. Вальяжное фортепианное буги, развеселая перекличка духовых, сентиментальность без сопливости и легкость без легкомыслия - вот те качества, за которые этого артиста любят и уважают по сей день. К тому же на каком еще концерте можно услышать и рок-н-ролльный хит "My Girl Josephine", и классическую джазовую миниатюру "The Sheik Of Araby"?
К сожалению, продолжительность обоих дисков после издания этой программы в формате CD так и осталась "виниловой" - чуть более сорока минут. Что поделать, издателям сейчас просто неоткуда взять бонусы. Домино 78 лет, и он крайне редко появляется теперь перед публикой. Неплохим дополнением к этому альбому могла бы стать запись выступления мэтра на Ново-Орлеанском джазовом фестивале в 2006 году, но проблемы со здоровьем вынудили его отказаться от этой акции буквально в последнюю минуту.
Впрочем, и уже изданных работ великого Толстяка нам с лихвой хватит, чтобы еще очень долго учиться на их материале уму-разуму.
# | Композиция |
---|---|
1. | I'm Gonna Be A Wheel Someday |
2. | I'm Walking |
3. | Ain't That A Shame |
4. | The Fat Man |
5. | I Wanna Walk You Home |
6. | Walking To New Orleans |
7. | Your Cheating Heart |
8. | Please Don't Leave Me |
9. | Whiskey Heaven |
10. | Going To The River |
11. | What A Price |
12. | Poor Me |
13. | Jambalaya |
14. | Blueberry Hill |
15. | My Girl Josephine |
16. | Let The Four Winds Blow |
17. | Margie |
18. | Another Mule Kicking In Your Stall |
19. | I'm In Love Again |
20. | Rosemary [Instrumental] |
21. | Valley Of Tears |
22. | The Sheik Of Araby |
23. | I'm In The Mood For Love |
24. | Mardi Gras In New Orleans ( Going To Mardy Gras ) |
25. | When The Saints Go Marching In |
26. | Sentimental Journey [Instrumental] |
Дата рождения:
26 февраля 1928
1967 – Родился Федор Чистяков - главный боянист русского рок-н-ролла, вокалист и лидер группы Ноль »»
1983 – Погиб Деннис Уилсон, один из братьев-основателей серф-группы The Beach Boys »»
Johnny OTIS (1921)
Олег Николаевич КАРАВАЙЧУК (1927)
Dick SUDHALTER (1938)
Charles NEVILLE (1939)
Edgar WINTER (1946)
Joseph "Ziggy" MODELISTE (1948)
Alex CHILTON (1950)
Michel PETRUCCIANI (1962)