Блюз, кантри и фолк - три музыкальных кита американской глубинки. В каждом из
этих стилей были свои мастера, но лишь немногие из них смогли соединить в своей
музыке и то, и другое, и третье. Да, из упомянутых ингридиентов где-то в
середине 50-х годов родился рок-н-ролл. Но для того, чтобы это произошло, нужен
был мощный катализатор. Подобно грозе, что в стародавние времена высекла искру
жизни из бесцельно перемешанных в атмосфере Земли азота, углерода и водорода,
три источника рока слились воедино под наэлектризованными пальцами Сэма
Хопкинса по прозвищу "Молния" (Sam "Lightning" Hopkins).
Сэм Хопкинс родился 15 марта 1912 года в Сентервилле, штат Техас. С детства
имеющий склонность к игре на гитаре, в восьмилетнем возрасте он впервые сыграл
дуэтом с уже тогда легендарным Слепым Лемон Джефферсоном, а впоследствии
стал его учеником и поводырем. В подростковом возрасте Сэм вместе с двоюродным
братом Тэксэсом Александером избороздил вдоль и поперек весь Восточный
Техас, играя блюз на вечеринках и пикниках. Где-то в середине 30-х хьюстонские
копы прихватили Сэма за бродяжничество и на несколько лет упекли в местную
исправительно-трудовую колонию. Однако откинувшись, парень вновь взялся за
старое и вместе с братцем вернулся на большую дорогу бродячего музыканта.
Так продолжалось до 1946 года, пока студия "Aladdin Records" не предложила
обоим контракт на запись нескольких песен (понятия альбома в эпоху 78-оборотных
пластинок не существовало). По какой-то причине Александер отказался
перебираться в Калифорнию, где базировалась студия, и "Katie May Blues",
вышедший в свет 9 ноября 1946 года, Хопкинс записал с новым партнером -
пианистом Уилсоном Смитом по кличке "Гром". Образовавшийся таким образом
дуэт Thunder & Lightnin просуществовал чуть больше года, однако за это
время его участники смогли заявить о себе несколькими ударными номерами,
ставшими хитами на Юго-Западе США. При этом песенки вроде "Let Me Play With
Your Poodle", уже содержащие в себе тот заряд жизненной силы, который позже
назовут рок-н-роллом, изрядно шокировали широкую общественность. Чернокожие
исполнители кантри, как и белые блюзмены, в те времена еще были в диковинку. К
тому же Хопкинс сумел запечатлеть в студии музыкальные вакханалии, обычные на
деревенских праздниках в сердце Техаса, но совершенно невероятные для жителей
больших городов на побережье.
На протяжении всей своей карьеры Сэму было по большей части все равно, как
записываться - с музыкантами сопровождения или сольно. И если его
пред-электрические номера удачно сочетали "черный" блюз и "белое" кантри, то в
акустической своей ипостаси Хопкинс по праву считается одним из подвижников и
титанов блюзового фолка. Записанные им с конца 40-х по начало 50-х образчики
"акынства", такие, как "Shotgun" и "Tim Moore's Farm" - лучшие в
своем роде. Интересно, что в конце 50-х, когда техасский блюз отошел в тень под
напором более "электрифицированного" блюза чикагской школы, Хопкинс-бард
продолжал оставаться востребованным у самой разношерстной публики. В начале
60-х он выступал в стенах "Карнеги-Холла" вместе с Питом Сигером и
Джоан Баэз. Чуть позже выступать с ним в одной программе почитали за
честь Grateful Dead и Jefferson Airplane. Как известно, эти
команды начинали свою карьеру с блюза и фолка, и лишь в конце 60-х променяли
корневую музыку на цветочную пыльцу хиппизма и электро-колу коварного алхимика
Тимоти Лири.
В 1967 году режиссер Лес Бланк выпустил документальный фильм "The
Blues Accordin' To Lightning Hopkins" - фактически первую в своем роде
видеошколу блюзовой гитары. В 70-х Хопкинс работал, как кинокомпозитор - в
частности, очень удачной была его музыка к фильму "Sounder". В 1980 году
- был представлен в Зале Славы Фундаменталистов Блюза...
Его карьера окончилась лишь 30 января 1982 года - вместе с жизнью. Раковая
опухоль оборвала земной путь "Молнии", однако его мелкие россыпи искрящихся
электричеством риффов и соло по-прежнему рвутся на волю - теперь уже с
зеркальных дорожек компакт-дисков. И мы по-прежнему можем внимать его рассказам
о превратностях жизни и пыльных дорогах.
# | Композиция |
---|---|
1. | Katie Mae Blues |
2. | Let Me Play With Your Poodle |
3. | Short Haired Woman |
4. | Someday Baby |
5. | Shotgun Boogie |
6. | Lonesome Home |
7. | Tim Moore's Farm |
8. | Lightning's Boogie |
9. | Automobile |
10. | Bad Luck And Trouble |
11. | Jake Head Boogie |
12. | One Kind Favor |
13. | Mistreater Blues |
14. | Long Way From Texas |
15. | Buck Dance Boogie |
16. | My Heart To Weep |
17. | Gone With The Wind |
18. | Don't Think 'Cause You're Pretty |
19. | Nothin' But the Blues |
20. | Lightning's Special |
Дата рождения:
15 марта 1912
Лукерья КОШЕЛЕВА (1924)
Monty BUDWIG (1929)
George Porter, JR. (1947)
John SCOFIELD (1951)
Lars ULRICH (1963)
Teron BEAL (1974)
Павел КЛЮЧАРЕВ (1976)