Игорь Лавинский известен в музыкальных кругах Минска как журналист и музыкальный обозреватель, а также как автор и исполнитель собственных песен. К 1999 году относятся его первые опыты в сочинительстве, которые впоследствии материализовались в кустарных демо-записях, сделанных при помощи бытовой аппаратуры. Игорь изредка дает акустические квартирники в белорусской столице; в 2003 году ему удалось принять участие в питерском фестивале "Третья волна", организованном "Армией Алиса", однако иных серьезных сценических достижений автор пока не демонстрировал.
Игорь постепенно осваивает стилевое пространство между арт- и блюз-роком. Этимологию названия "Радуга времен" автор объясняет включением в него песен, написанных в разные годы. Впрочем, несмотря на разницу во времени создания, материал оказался концептуально цельным.
Унылое бледно-серое оформление альбома эстетически соответствует настроению вошедших в него песен. Реальность видится Игорю мрачной, беспросветной, холодной, не сулящей ничего хорошего. Здесь все "не так": апрель продолжает зиму, никакой надежды на лето, и сколько звезд ни рассыпай - все равно за окном серым-серо, и единственное спасение - смерть, и никакой бог тебе не поможет, сколько ни молись, да и есть ли он, бог-то...
Для характеристики текстов Игоря как нельзя лучше подходит обозначение "неодекадентство". В открывающей альбом песне "Моряк", воплощающей извечную философскую тему странствий по морям и океанам жизни, еще есть мало-мальский проблеск надежды на свет в конце тоннеля. Далее лирический герой, одержимый лишь одним желанием - выговориться о наболевшем, - уходит в свой внутренний мир, где и остается до конца альбома. "Апрель" - монолог человека, окончательно и бесповоротно разочаровавшегося в жизни. Блюз "Черный квадрат" - самая сильная композиция на альбоме; проигрыши между куплетами заставляют вспомнить Юрия Наумова. Саму песню можно воспринимать по-разному - и как отсылку к знаменитой живописной абстракции, и как реализацию метафоры отсутствия цвета и света.
Песня "Рассыпая звезды" и следующий за ней анти-реггей "Невеселая песня" наглядно иллюстрируют ницшеанский постулат: "Вера спасает, следовательно, она лжет". В "Земле" утверждается неизбежность смерти. "Прощальная" воспринимается как апофеоз мефистофельского скептицизма.
Нашлось в альбоме место и социально-политической тематике: в "Патриотической" Игорь зубоскалит над плакатным патриотизмом, используемым в Белоруссии в качестве "действенного" инструмента принудительной дебилизации населения.
"Радуга времен" вызывает противоречивые впечатления: с одной стороны, Лавинский с коллегами проявили серьезный подход к музыкальной составляющей, о чем свидетельствуют и грамотные аранжировки, сделанные Игорем совместно с гитаристом Flieger'ом, и высокий технический уровень исполнения, да и вокальными данными Игоря бог не обделил; с другой - домашние условия записи помешали достигнуть должной плотности звучания. Не повезло Игорю с подачей - нет той "изюминки", без которой даже качественно сработанный музыкальный материал превращается в набор звуков. Ни о какой оригинальности говорить не приходится: если прослушать наугад хотя бы 5 - 10 разных альбомов неизвестных музыкантов постсоветского пространства, "Радуга времен" рискует пройти мимо внимания слушателя.
Впрочем, не будем забывать, что представленный альбом - дебютная работа. Автором ставилась задача записать альбом для себя и узкого круга близких. Возможно, когда-нибудь ему будет интересно писать для более широкого круга слушателей...
# | Композиция |
---|---|
1. | Моряк |
2. | Апрель |
3. | Черный квадрат |
4. | Патриотическая |
5. | Рассыпая звезды |
6. | Невеселая песня |
7. | Палач |
8. | Земля |
9. | Праздник |
10. | Прощальная |
Johnny MANDEL (1925)
R.L. BURNSIDE (1926)
Jerry BOCK (1928)
Ray DRUMMOND (1946)
Bruce HORNSBY (1954)
Владислав ПОСПЕЛОВ (1973)
Joe SUMNER (1976)
Макс КОРЖ (1988)