Группа Neuro Dubel образовалась в Минске летом 1989 года и в короткий
срок завоевала статус
культовой команды. Выход каждого нового альбома, участие группы в
республиканских и международных фестивалях становились для белорусских
меломанов Событиями с большой буквы. В музыке этой
уникальной во всех отношениях группы можно отыскать панк и фолк, рок-н-ролл и
хардкор, индастриэл и реггей, даже отголоски советской эстрады и много-много чего
еще...
Но c июля 2004 г. творчество группы нaxoдитcя в Белоруссии пoд зaпpeтoм. Гocyдapcтвeнным издaниям, paдиo и TB зaпpeщeнo yпoминaть дaжe нaзвaние и фaмилии yчacтникoв. Коммерческие радиостанции и телеканалы также опасаются санкций, поэтому музыку группы в эфир не ставят.
"Танкi" - 14-й по сквозной нумерации и первый полностью
белорусскоязычный альбом Neuro Dubel, во многом неожиданный для поклонников
группы. В оформлении и ряде композиций вольно или невольно обыгрывается по
канонам постмодернизма многозначность названия: здесь вам и жанр японской
поэзии, и боевая машина как символ характерной для менталитета
среднестатистического белоруса тоски по сильной руке. В "Танках" реализуется развернутая
метафора: несмотря на географическое
положение, Беларусь культурно и ментально более тяготеет к Востоку, нежели к
Западу. Герой песен Александра Куллинковича занимает далеко не
бесспорную, но
достойную уважения позицию: он находится по ту сторону разделительной черты с
госвластью, и в то же время далек от заигрываний с оппозиционными политическими силами.
В коротком "Intro" тяжелая маршевая поступь в сочетании с
ориентальной мелодией создают образ тоталитарного государства,
принципиально далекого от европейской цивилизации. В песнях "Танкi",
"Палiто" и "Салдаты" группа мастерски сочетает приемы реализма,
сюрреализма и "киномонтажа" a la Эмир Кустурица: через нарочитый эклектизм,
алогичность, воссоздание обстановки легкого сумасшествия подчеркивается
абсурдность, нелепость происходящего в Стране Непобедимого Президента,
воспринимаемая на уровне общественной психологии как нечто нормальное и
естественное. "Сёма", "Таварыш Чэ" и "Belarus Uber Alles" - образцы
поразительного сочетания патетики и иронии. "Гузiк" - хит, в котором текст
особого значения не имеет. Бытовое и метафизическое начала уравновешивают друг
друга в песнях "Беларусь", "У.е." и "З новым годам". Куллинкович травестирует
актуальный для соцреалистической эстетики миф о комсомольцах, способных
героически переносить любые муки и страдания: для этого он кладет стихотворение
классика белорусской советской поэзии Аркадия Кулешова "Камсамольскi бiлет" на
мелодию "Варшавянки", придав ей характер зажигательной плясовой. Бесконечно
трогательная "Вольга" - одна из лучших страниц белорусской рок-лирики.
Пронзительная, драматически насыщенная "Жиццё" посвящена памяти журналистки
Вероники Черкасовой, обстоятельства гибели которой остались невыясненными.
К
явным неудачам я бы отнес "Папау!" и "Пацалунак": антиамериканизм
настолько выпирает наружу, что кажется противоестественным.
Bonus органично дополняет альбом и может быть рассмотрен как его продолжение:
регги "Забi амэрыканца" (в переводе - "Убей американца") в
комментариях не нуждается.
Композиция Лявона Вольского "Марскi чалавек",
известная в исполнении его группы Крамбамбуля, интонационно восходит к традиции
застольных песен. "Tut.by" - не посвящение известному белорусскому
серверу, как может показаться на первый взгляд, а всего лишь песня о любви к Родине.
В альбоме много интересных музыкально-драматургических находок. Пришедшие в
группу молодые музыканты привнесли в саунд традиции тяжелых стилей: особенно
это ощутимо
в композициях "Сёма", "Папау!", "Пацалунак", "Салдаты", "Belarus Uber
Alles"). Куллинкович пригласил на запись волынщика и дударя Константина Трамбицкого,
скрипача и исполнителя на губной гармонике Александра Хавкина (Крамбамбуля),
бэк-вокалистов Лявона Вольского (N.R.M., Zet, Крамбамбуля),
Олега Хоменко
(Палац), Гюнеш Абасову (Крамбамбуля) и эстрадную певицу Нину
Линник. Благодаря
их участию, а также великолепным аранжировкам, музыка Neuro Dubel приобрела
неповторимый колорит; иногда группе удается достигать звучания ансамбля
народных инструментов ("Жиццё", "Папараць кветка").
Мультимедийное приложение к альбому интересно само по себе: оно содержит
историю группы, тексты песен и аккорды к
некоторым из них, около 30 фотографий и 10 полифонических мелодий.
В краткой аннотации к альбому Александр Куллинкович советует
послушать "Танкi" тем, кто мало знаком с творчеством Neuro Dubel... Пожалуй,
это единственный абзац, к которому следует прислушаться всерьез. От себя
добавлю: альбом стоит прослушать и тем, кто хорошо знаком с творчеством группы.
Время не будет потрачено впустую.
# | Композиция |
---|---|
1. | Iнтра |
2. | Tanki |
2. | Tanki |
3. | Сёма |
4. | Гузiк |
5. | Палiто |
6. | Беларусь |
7. | Папау! |
8. | Таварыш Чэ |
9. | У.е. |
10. | Камсамольскi бiлет |
11. | З новым годам |
12. | Вольга |
13. | Пацалунак |
14. | Вясельле |
15. | Салдаты |
16. | Belarus Ueber Alles! |
17. | Жыцьцё |
18. | Забi амэрыканца |
19. | Марскi чалавек |
20. | Скрыпка дрыгвы |
21. | Папараць-кветка |
22. | tut.by |
1967 – Джими Хендрикс первый раз сжег свою гитару на публичном выступлении »»
Lowell FULSON (1921)
Tommy JACKSON (1926)
Herb ALPERT (1935)
Thijs Van LEER (1948)
Mick RALPHS (1948)
Tony BROCK (1954)