Пожалуй, сегодня группа Тарпач - одни из немногих достойных
представителей минской андеграундной сцены. Существует с 2002 года. Лауреат
фестиваля "Басовiшча-2004" (Польша). В качестве приза
группа получила возможность записать материал в белостокской студии "Rembrant".
Так родился альбом "Усё Будзе..."
В наше нелегкое время, когда развлекательная функция массового искусства, в том
числе и рок-н-ролла, выдвинулась на передний план, у подавляющего большинства
рок-фанов разговоры о политической злободневности могут вызвать желудочные
спазмы, а в лучшем случае - безразличие. Впрочем, те, кто нынче проживает в
Республике Беларусь, либо хорошо помнят доперестроечный Совок, либо узнает о
происходящих в этом государстве событиях с подачи канала НТВ, радиостанции "Эхо
Москвы" или сайта "Хартии-77", поймут
меня правильно и воспримут представленный материал если не с воодушевлением, то
адекватно. Или хотя бы ради любопытства прослушают диск белорусской группы,
которая "категорически против". Любопытство будет оправдано, - естественно, при
условии понимания, пусть поверхностного, белорусского языка.
"Усё Будзе..." ("Всё Будет...") - альбом концептуальный от и до. Интерпретации
названия могут быть диаметрально противоположными. Авторам материала -
вокалистке группы Светлане Сугако и гитаристу Змитеру Остапуку -
не откажешь в активной гражданской позиции. Однако политизированность Тарпача -
равно как и чуть ли не всего белорусскоязычного рока, - нередко пытаются
преувеличивать как "слева", так и "справа", возводя в ранг некой парадигмы.
Кто-то видит "политику" даже в оформлении буклета, трактуя, например,
изображенную на лицевой стороне крышу заброшенного дома в окружении деревьев
как символ гибнущей Беларуси посреди процветающей Европы. Однако обратимся к материалу.
Открывающая альбом композиция "Хутчэй" проникнута кафкианским
иррационализмом и вызывает ощущение острого дискомфорта. "Чаго Чакаць" и
"Не?ратуеш" страдают чрезмерным пессимизмом. "Радыяцыя" -
смысловой центр альбома. Радиация в данном случае - метафора апатии, охватившей
все белорусское общество... Автору можно ответить высказыванием, приписываемым
то Готфриду Лейбницу, то Фридриху Энгельсу, то Отто Бисмарку, - о том, что
каждый народ имеет то правительство, которое заслуживает. "Гэта Мой Сон"
- кратковременное погружение в мир сартровских образов. Ее герой остро ощущает
свою заброшенность в чуждый ему мир. "Усiм Цiха" отражает настроение
сознательного белоруса - патриота и пассионария, переживающего за Родину.
"Будзь Сама Сабою" - апология однополой любви. Пожалуй, это единственная
композиция, не вписывающаяся в концепцию альбома. "Шышкi Ганджубасу" -
кавер на песню группы Skunk Anansie "The Skunk Heads" (перевод на
белорусский сделан Светланой Сугако и Викторией Журавлевой). Тарпачу вполне
удалось сделать эту композицию "своей". Снимаю шляпу! Завершает альбом песня
"Усё Будзе Добра", исполненная неиссякаемого оптимизма: как бы тяжело ни
было, жизнь все-таки продолжается.
Стилистику Тарпача можно приблизительно обозначить как панк с элементами дума
(аналогии с первоисточниками проводите сами). Гитарные соло Змитера
Остапука и Андрея Макарова, да и общий профессиональный уровень,
наглядно свидетельствуют о том, что группа способна на большее. Единственный
минус альбома заключается, как ни странно, в высоком качестве записи и
сведения. Материал тщательно прилизан, все шероховатости сведены к минимуму.
Вокалу Светланы не хватает родной белорусской "грязи", которая в данном случае
имела бы смысловое и драматургическое значение. Все-таки Тарпач лучше
воспринимается "живьем".
Диск мультимедийный. "В нагрузку" к 9 композициям слушателю предлагается
фотоальбом, в том числе несколько снимков с вышеупомянутой "Басовiшчы".
В общем и целом первый блин не оказался комом. Несмотря на некоторые огрехи
издания, дебютная работа Тарпача располагает к оптимизму.
# | Композиция |
---|---|
1. | Хутчэй |
2. | Чаго чакаць |
3. | Радыяцыя |
4. | Гэта мой сон |
5. | Будзь сама сабою |
6. | Не уратуешь |
7. | Шышкi ганджубасу |
8. | Усiм цiха |
9. | Усё будзе добре |
1926 – Родился продюсер The Beatles - легендарный Джордж Мартин »»
George MARTIN (1926)
John JENKINS (1931)
Van Dyke PARKS (1941)
Stephen STILLS (1945)
John Paul JONES (1946)
James CARTER (1969)