Трибьют Маяковскому был неизбежен, как снегопад в ноябре. Во-первых, в разрезе моды на такого рода издания, охватившей в последние годы наш рокенролльный мир, - моды понятной, ибо куда как проще засветиться в эфире с кавер-версией заведомо популярного произведения, нежели самому сочинить нечто адекватно выдающееся; и одновременно моды сомнительной, ибо отличились указанным образом считанные единицы, а выставили себя на посмешище и/или изуродовали исходный материал очень многие. Во-вторых, в русле периодически возникающих дискуссий на тему "первого российского рок-н-ролльщика" Маяковский вспоминался пусть и пореже, чем Высоцкий, но все же достаточно часто. Потому что хотя Владимир Владимирович, в отличие от Владимира Семеновича, песнетворчеством не занимался, но и манера его письма, и стиль жизни наталкивают на определенные аналогии, так что в сторону Маяковского наши музыканты начали поглядывать не сегодня и не вчера. И, начав эпоху отечественного трибьютостроения в 1997 году "Странными скачками", - неровным, противоречивым, но с душой и любовью сделанным сборником кавер-версий песен и стихов Высоцкого, - в году 2005-м дозрели до работы по мотивам творчества Маяковского. Тем более что и повод нарисовался весомый: 75-летие со дня смерти поэта.
Задача стояла не прямолинейная, требующая выдумки и творческого подхода. Однако желающих поучаствовать оказалось более чем достаточно, так что по итогу в сборник попало лишь около половины присланного на "Живое радио" материала. И это пошло пластинке лишь на пользу, - и потому что дало шанс оптимально подобрать и скомпоновать композиции, и потому что многие использовали одни и те же тексты: "Вам!", "Наш марш", "Маруся отравилась" имеются в трех вариантах, "Ночь" - в пяти... Возможно, во второй части трибьюта какие-то из этих версий тоже будут обнародованы, и получится совсем другая история. Пока же в сборник "Живой Маяковский" вошло 25 произведений в исполнении не самых звездных, но достойных и умелых коллективов. Вполне достаточно для разбора и анализа.
Однако анализировать "Живого Маяковского" не хочется совершенно, - если под анализом подразумевать разбор по песням и выявление достоинств и недостатков каждой. Потому что звучит это все не как сборник, а как сюита, монолитная не только по настроению, но, как ни странно, и по саунду, - хотя есть здесь и романс, и реггей, и французский шансон, и хардкор, и панк... Это как звуки города, разнородные и всегда узнаваемые, безошибочно метящие собой то частные факты, то глобальные события. И любой сюжет Маяковского (поэта, точнее и детальнее многих отразившего свою эпоху), оформленный этими звуками, оказывается удивительно подходящим к эпохе нынешней. Наивные агитки, бытовые неурядицы, признания в любви на фоне выстрелов, личное, упорно пробивающееся сквозь общественное, и общественное, тяжелой тушей наваливающееся на личное, - разве это все не о нас? И разножанровые группы, исполняя песни на стихи Маяковского иронично или совершенно серьезно, в попытке сотворить изящную постмодернисткую стилизацию или, напротив, выкрикнуть наболевшую правду-матку, сливаются в единый хор из многих человечьих голосов, - обличающих и умоляющих, смеющихся и плачущих, клянущихся, орущих, шепчущих, поющих... На все лады описывающих страшные и прекрасные времена, в которые довелось жить поэту Маяковскому. В которые довелось жить всем им и всем нам.
Все вместе эти 25 групп - около сотни музыкантов на круг - записали лучший трибьют из всех, что выходили когда-либо в этой стране. Всем вместе им - спасибо. И в связи с этим их индивидуальные цели и достоинства не так уж важны. По крайней мере, здесь и сейчас.
# | Композиция |
---|---|
1. | Блэк энд уайт |
2. | Отрывок из поэмы "Любить" |
3. | Маруся отравилась |
4. | Товарищ Иванов |
5. | Про это? |
6. | Письмо Татьяне Яковлевой |
7. | Порт / Флейта позвоночник |
8. | Кадет |
9. | Санплакат |
10. | Военно-морская любовь |
11. | Ночь |
12. | Несколько слов о моей жене |
13. | Париж |
14. | За женщиной |
15. | Уличное |
16. | Кибальчиш ( будь сильным! ) |
17. | На марш |
18. | Вам! |
19. | Штык, браунинг, бомба |
20. | Отрывок из пьесы "Клоп" |
21. | Ночь |
22. | Мужик и баба |
23. | Мелкая философия на глубоких местах |
24. | Кофта фата |
25. | Лиличка! |
1964 – Президент Национальной ассоциации парикмахеров Великобритании выпустил заявление, в котором гарантировал бесплатную стрижку любому популярному музыканту, занявшему верхние строчки хит-парадов. Как нарочно, в этот год начали свое движение в чарты волосатые рокеры.. »»
1967 – Песня Arnold Layne, повествующая о трансвестите, ворующем женское белье, впервые вывела группу Pink Floyd в английский хит-парад. Почвой для песни послужили реальные события из юности Сида Баррета и Рождера Уотерса: у девушек из колледжа, снимавших комнаты у их матерей, стало пропадать нижнее… »»
1969 – Скромняги The Who представили на концерте в Долтоне рок-оперу "Tommy”. Премьера произошла без особой помпы и даже без официального объявления о новинке. По-настоящему "Tommy" дебютировал двумя неделями позднее в Лондоне »»
Lou STEIN (1922)
Charles MINGUS (1922)
Glen CAMPBELL (1936)
Jack NITZSCHE (1937)
Don GRUSIN (1941)
Joshua RIFKIN (1944)
Barry GUY (1947)
Larry GROCE (1948)
Peter FRAMPTON (1950)
Paul CARRACK (1951)