Отличить хороший death-metal от плохого сможет даже тот, кто весь death-metal видал
в гробу. Достаточно иметь толику вкуса и слуха, чтобы понять, кто музицирует по
принципу "хоть бы что, лишь бы за музыканта считали", а где нечто большее. По
счастью, музыка группы Arsis - очень редко встречающееся нынче
"нечто большее".
Это, безусловно, дэт. Не тот, который вот уже полтора десятка
лет вяло переваривает сам себя. Но и не тот, который для большей удобоваримости
в изобилии уснащают симфоническими пассажами или электроникой. Здесь все
по-честному - барабаны, гитара и бас. Плюс злобный рык вокалиста. И это можно
слушать. Потому что музыканты выжимают из взятого направления максимум.
Для дэта характерны гиперскорости и головоломные смены ритмов? ОК, у нас всего
этого будет в избытке! Альбом открывает эпический (пять минут для дэта - это
уже крупная форма) номер "The Face My Innocence", способный потягаться
своей аранжировочной навороченностью даже с "21st Century Schizoid Man"
King Crimson. Это не поверхностное сравнение: даже в настроении обоих
номеров есть что-то общее. При этом каждый ритмический поворот сопровождают
смены на диво внятных мелодий, а две безукоризненно техничные гитары,
накладываясь на бласт-бит, ближе к финалу начинают плести два добавочных
ритмических узора внутри базового: быстрый и медленный. Вот в такие минуты и
понимаешь, для чего, собственно, и придумали дэт-метал с его ритмическим
мракобесием. Дальше - скоростная и мелодичная "Maddening Disdain", в
одиночку способная отправить курить в уборную все современные проявления speed
и power. Гитарное соло в "Return" просто великолепно. Кто сказал, что в
дэт-метал нельзя использовать мелирование? Здесь, оказывается, вообще
много что можно делать: перетряхивая мешок ритмов, музыканты группы выходят то
на фанк ("Elegant And Perverse"), то на блюз ("The Sadistic Motives
Behind Bereavement Letters"). Разумеется, то, что парни знают толк в
синкопах, не делает их гениальными. Просто они - нормальные музыканты. А те 99
процентов дэт-металлистов (и не только), которые толка в синкопах не знают,
по-прежнему неудачники. И сидеть им ниже ватерлинии.
Что особенно интересно, все звучащие на альбоме инструменты и голоса записаны
лишь двумя музыкантами. Давно замечено, что нет ничего тоскливее партии баса,
прописанной соло-гитаристом. Да и вообще, металл, особенно сверхтяжелый, при
таком подходе очень много теряет по части драйва. Но здесь ничего подобного не
наблюдается: бас долбит будь здоров, драйва - мегатонна в
тротиловом эквиваленте. Впрочем, можно предположить, что на концертах материал
Arsis звучит еще забойнее.
Вспоминаются слова харьковского рок-музыканта Александра Букреева:
"Дэт-музыка - нового, пятого или шестого измерения, она должна раскалывать
сознание и превращать мозг в какую-то иную субстанцию... Так что для ее
исполнения необходимы определенные состояния души и особый склад ума".
Отличный манифест. Только вот следующие заложенным в нем принципам группы
встречаются нечасто. Но Arsis - определенно одна из них.
Lou ADLER (1933)
Ted NUGENT (1948)
Lurrie BELL (1958)
Hideto MATSUMOTO (1964)
Nick MCCARTHY (1974)
Марина ДЕВЯТОВА (1983)
Taylor SWIFT (1989)