Русская рок-музыка продолжает решать две проблемы: проблему поиска Поэта с
большой буквы и проблему выхода за пределы себя самой. Примечательно, что
подобные поиски очень часто уводят их к берегам минувшего, в эпоху довоенного
джаза, где фортепиано роняет отдельные ноты, как порванное ожерелье -
жемчужины, где контрабас манерно подвывает в своем вечном выборе между сильными
и слабыми долями, а на ударных непременно играют щеточками. В эпоху шелковых
галстуков, соломенных шляпок и ежесекундно погружающихся в мрачные бездны поэтов.
Со времен освоения АукцЫоном материала Велимира Хлебникова утекло
много воды. Теперь рокеры научились находить мастеров слова среди ныне живущих.
Андрей Макаревич и Марк Фрейдкин, или Александр Ф. Скляр и
Евгений Головин... Теперь - небезызвестные Лева и Шура
из БИ-2, а с ними ряд не менее значимых для современной рок-истории
личностей, по доброй воле стали послушными и благодарными артистами в
многочастной стихотворной драме Михаила Карасева. Это не слишком легкое
для восприятия произведение, базирующееся на несколько "повернутых" в духе
Милорада Павича логических предпосылках. И, надо отметить,
задействованные в проекте музыканты сделали все для настоящего превращения этих
стихов в песни. Дух довоенного джаза здесь витает над загадочными электронными
ландшафтами. Электроника несет скорее чисто звуковую, нежели музыкальную
нагрузку, ее основная задача - сообщать произведениям определенный настрой, как
бы озвучивая "предметный план" стихов. При этом в некоторых случаях собственно
музыкальный поток может отсутствовать вовсе. Хороший пример - номер Найка
Борзова "Адреса", где есть только голос, и таинственные, подчас
рождающие тревогу и дискомфорт, электронные шумы. Хотя куда сильнее на
слушателя способен подействовать, конечно же, "Солдат" в авторском
исполнении Карасева. По словам музыкантов БИ-2, для них было существенно важно,
чтобы этот номер исполненил человек старшего поколения, потому что в их устах
он звучал бы довольно странно. (На минутку стану циником и скажу, что при
хронической неспособности Левы придавать своим интонациям хоть какое-то
разнообразие первая же строчка "Мое имя - солдат" в его устах навевала
бы мысли о неуставных отношениях). Сочетание же спокойной, практически
бардовской манеры пения Карасева с совершенно нойзовым, особенно в
кульминационной части произведения, наполнением, бьет наотмашь и попадает точно
в цель.
Но некоторые песни - например "Ты Не Один" Brainstorm или
"Приемная Дочь" Лакмус, - обходятся и без особой
электронной обработки, и без псевдо-джазовых заморочек, и это правильно. Они
как бы являются окнами за пределы ограниченного альбомными рамками искаженного
мира. Ибо должны быть хоть какие-то отдушины в мире, где слушатель с первой же
ноты ощущает себя растерянным, подавленным и ненужным, подобно персонажу
имеющегося на DVD видео "Фламенко".
"Нечетный Воин" - это страж. Тот, кто не рвется в бой, а наоборот, готов
всю жизнь положить на то, чтобы никакого боя не случилось. Оба диска программы
проникнуты напряженным ожиданием недопустимого, а заглавный номер, звучащий
ближе к концу - это своего рода звуковая картина путешествия по ту сторону
жизни. Признаюсь, не каждый сможет с первого раза досмотреть до конца
видеоверсию песни - она при соответствующем настроении зрителя может повергнуть
в самую настоящую панику. Прорвавшихся же на ту сторону поджидает пара
любопытных сюрпризов: последний взгляд назад, озвученный Леной Те в
номере "Все Песни", и великолепное финале Ольги Петрыкиной -
истинный момент освобождения от непосильной ноши. Жизнь, однако, продолжается; теперь кто-то другой в нашем мире потратит ее, "Слушая Ветер", и
двигаясь по грани в сверкающее никуда.
В целом этот альбом - своего рода сеанс коллективной психотерапии для
большинства участников проекта. Ровняясь на Инну Желанную и Татьяну
Литвиненко, они совершили, возможно, первую активную попытку скинуть с себя
обличье поставщиков осторожно-усредненных радио-хитов и сочинить действительно
что-то долговечное. Сейчас еще рано говорить, насколько эта попытка удалась.
Время покажет. А между тем, некоторые песни проекта уже зажили собственной
жизнью. В частности, "Медленная Звезда" стала темой
научно-фантастической компьютерной игры "Parkan". Не за горами новая
версия видео? Было бы неплохо увидеть на экране вместо пошловатых гостиничных
интерьеров звездные дали...
Дата образования:
29 августа 1988
Paul DESMOND (1924)
Matthew GEE (1925)
Nat ADDERLEY (1931)
Bev BEVAN (1944)
Amy GRANT (1960)
Mark LANEGAN (1964)
Tim FREEDMAN (1964)