- Итак, господа, на чем мы, собственно, прервались? - проговорил, не вынимая изо рта "Беломор", Вовчик. Он вылез из кабины, захлопнул дверцу и прислонился к ней спиной. - Ну и что с того, что наши радиостанции, эти узурпаторы FM-диапазона сознания, проклинаемые всей незапятнанной brainwash'ем частью населения, мало чем смогут поживиться на новой пластинке санкт-петербургской группы "Сплин"? Разве что традиционным хитом для лолиток с 1-го курса журфака, "Уроком географии", а также гуннской двухаккордной песней "Мы сидели и курили", напоминающей конец 80-х, когда в одной полынье оказались сразу и бардовская песня, и ресторанный шансон, и самые дешевые "расчески" Yamaha, и невозможность долго и хорошо записываться, и неумение играть на чем-то другом, кроме "расчески" Yamaha. Зато во всем остальном, господа, это честная, искренняя, проникновенная работа, рассчитанная на подготовленную аудиторию. Унавоженную русским роком, так сказать. Простите за каламбур. Вы же знаете, друзья, как я люблю русский рок. Трудно предположить, что Васильев, отправляя в люди свои солипсические стансы, рассчитывал найти понимание в умах широких масс. В этих стихах, как в эхе петербургских колодцев-дворов, слышатся шаги Бродского, отмеряющего от стены до стены марафон своих раздумий, узнается вдали тот материал, из которого Ахматова вылепила Цветаеву. Слова не мальчика, но овладевшего им мужа. Да и можете ли вы себе представить на радио слово "реверсивная"? Кстати, друзья мои, никто не знает, что это значит?
- Ну, это как если бы мы то, что сейчас выкачиваем, наоборот обратно
сливали, - просипел Борис.
- О, теперь я, кажется, начинаю понимать, почему песни на пластинке
пронумерованы в обратном порядке, от пятнадцатой к первой. А то я никак в толк
взять не мог, отчего это у меня первая песня все время пятнадцатой не
оказывается. Чуть с ума не сошел. - Вовчик радостно улыбнулся. - Остается
только порадоваться за молодых интеллектуалов, которым судьба подарила
возможность писать в унисон с душевным порывом, не задумываясь о завтрашнем
хлебе насущном. - При
этих словах Вовчик тоскливо сплюнул под ноги. - А вопрос о том, кем надо быть, чтобы позволить себе писать о передуманном и родном, мы оставим за 25-м кадром. Ведь и мы, господа,
фигурально выражаясь, кой в чем вымазались, дабы обрести долгожданную свободу
слова. А ведь были и мы когда-то рысаками... старшими научными
сотрудниками...продавцами цветов... И вот теперь
мы оказались вынуждены консолидировать наши усилия, господа, в той области, в
которой мы, интеллигенция, сейчас, в трудную годину реформ и изживания
пост-тоталитарного синдрома, больше всего нужны демократии и народу. Зато здесь, на этом последнем рубеже обороны либерализма и
общечеловеческих ценностей, мы можем открыто высказывать наши взгляды,
дискутировать и обогащать горизонты сознания друг друга, невзирая на временные
трудности, обусловленные сложившимся характером экономических отношений. Тем
самым, - он указал рукой в сторону корпусов пионерлагеря, над которыми на
встречу дня вставала кудрявая, - мы на собственном примере показываем юному
поколению, которому чужды ужасы прошлого нашей страны, как надо обустраивать
Россию. Но, сказать по правде, господа, меня мучает ужасная догадка, что им
чуждо не только это. А что они могут сделать на поэзию, - Вовчик посмотрел в
сторону дверного проема, в котором скрылся шланг, - вообще подумать страшно. И
будь это не Васильев, уже прилепивший к их мозгам "Орбит" без сахара, а
какой-нибудь Костя Арбенин - хрен ему, а не "дешевая дистрибьюция"
в каждом переходе метро. Хотя должен вам сказать, что этот альбом - для людей
старшего поколения, уже познавшего ужас от посещения венеролога и общежитья ближних.
Среди них, конечно, есть те, что не выросли на русском роке и не упускают случая, чтобы презрительно плюнуть в его сторону. Каково, интересно,
было бы их внутреннее смятение, если б им довелось узнать, о чем поют их
западные кумиры и что за пустопорожние личности эти самые кумиры, и что эти
личности наполняет. - Вовчик постучал костяшками пальцев по цистерне. - Вам же, господа, я бы вам посоветовал вот какие песни с этого
альбома: "Семь восьмых", "Шато Марго", "Сиануквиль" и, конечно же,
"Бериллий". За вычетом двух ранее помеченных песен, романса под
названием "Романс" и загадочной молодежной элегии "Сиануквиль" -
в молодости, знаете ли, загадочным кажется абсолютно все, в первую очередь
слова неизвестного происхождения - "Хроника событий" производит в душе гораздо
больше "динамичных моментов", как сказал бы спортивный комментатор, чем
предыдущие нейролептические "Новые люди". И трудно указать, каким
музыкальным ухищрением это достигается: гитарным ли драйвом или "создающими
напряженность" клавишными. Так аккуратно все прилажено, что отлепить гитарный
драйв от негитарного недрайва представляется делом бесперспективным и главное - глупым.
- Да, интересное дело, - прервал его Борис. - И где ты только такой ахинеи
понахватался про гитарные недрайвы? Ты же в жизни и пары нот не взял, что ты
там можешь расслышать?
- Это не обязательное условие для осмысления музыкального произведения.
Главное - я владею художественным словом, а это открывает невообразимые
горизонты для человека, который находит удовольствие в том, чтоб измываться над людьми. И вот что я вам в этой связи скажу: надо впарить
людям две вещи, во многом благодаря которым наш альбом делается столь серьезным
и взрослым. Первая - это тема Востока, к которой Васильев давно питает
слабость. Orientirovanie на местности прямо-таки получается. Эта даршана, система
питерских взглядов на мир восточнее Алтай-Виднянска оказывается во всех
отношениях Победоносной: не только похвальной, но и удобной - эта
благородная истина представляется идеальным песком, в который хочется
спрятать голову. Видится мне, что центральная песня альбома, по замыслу самих авторов,
- песня-мантра "Человек и Дерево": "Человек, проглотивший дерево,
превращается в дерево, проглотившее человека..." И так взрослое число раз,
пока не настанет саттва. Можно еще так, как говаривал Курехин:
"Ленин, проглотивший гриб, превращается в гриб". Ну, а фразу "ты
слишком не была увлечена Востоком, так ходи теперь всю жизнь с включенным
антишоком" из "Шато Марго" мы попросту спишем на удачную, но
случайную встречу двух образов, у которых совпали окончания и ударные слоги: секрет в том, что оба слова кончаются на "Ом". Вторая благородная истина, от
которой делаются серьезными и взрослыми не только альбомы, но даже
маркетологи, - это отличительная тема русского рока: тема смерти. Всю полноту
этой темы не понимаешь в том возрасте, в котором начинаешь слушать
русский рок. Такая вот занятная диалектика. Правда, Васильев до этого особо был
не в теме. Все началось только с "людей в Ленинграде и Риме", думающих,
"что смерть - это то, что бывает с другими". Зато теперь появляются
такие негуманные песни, как "Семь восьмых": "Тикали тихо часики,
тикали тихо часики... падали люди замертво, падали люди замертво..." В
стороне от всех этих благородных истин находится "Бериллий", просто
удачная песня. "...В квартире, в которой легко заблудиться, какой-то старик
спит и видит таблицу. И в этой таблице я между бором и литием. Я не живу, я
слежу за собственной жизни развитием". Удачная, во многом благодаря тому,
что Васильев не злоупотребляет перепевами-перефразами - рифмами из разряда
"мама мыла Раму". ("По-моему, все врут твои рекламодатели... на белом
катере... к такой-то матери...") Надо полагать, он считает их своим
коньком, но хороши они лишь в определенном (малом) количестве. А после этого
количества превращаются в его недостаток. На самом же деле он способен на
большее. "Мы сходим с ума в одиночку и группами, новости кормят нас свежими
трупами. Какими смешными мы были и глупыми!"
- Ничего себе, Петр - сказал Борис удивленно. - Неужто понял?
- Все, хорош! - раздался крик Михаила. Вовчик выплюнул окурок и снова исчез
в кабине. Машина затихла. Из дверей показались Михаил и Борис, волоча вдвоем
серую кишку...
- Ну, все, хлопцы! Путь открыт! - улыбнулся Борис, обращаясь к пионерам,
дожидавшимся на расстоянии, пока рабочие закончат, и обнажил верхний ряд
прокуренных желтых зубов. - Заработала ваша гостевуха! Идите, пользуйтесь на здоровье!
# | Композиция |
---|---|
1. | Океан [инстр.] |
2. | Семь восьмых |
3. | Шато Марго |
4. | Мы сидели и курили |
5. | Сиануквиль |
6. | Человек и дерево |
7. | Лабиринт |
8. | Шаги [инстр.] |
9. | Бериллий |
10. | Паровоз [инстр.] |
11. | Люди на ладони |
12. | Урок географии |
13. | Все включено |
14. | Голос за кадром [инстр.] |
15. | Романс |
Дата образования:
27 мая 1994
Лукерья КОШЕЛЕВА (1924)
Monty BUDWIG (1929)
George Porter, JR. (1947)
John SCOFIELD (1951)
Lars ULRICH (1963)
Teron BEAL (1974)
Павел КЛЮЧАРЕВ (1976)