Альтернативность R.E.M. заключается в их умении свободно обращаться с
приемами разных жанров, вылепляя из них свое собственное звучание, узнаваемое с
первых нот. На "Leaving New York", дебютной вещи нового альбома
Around the Sun, припев звучит в стиле хороших поп-баллад 80-х: что-то
подобное могли бы сделать Genesis. На этой и нескольких следующих вещах
ведущая роль отведена пианино, занявшего в общем миксе место ритм-гитары. Тем
не менее, эти композиции - самые современно звучащие на альбоме. Компьютерный
бит странно контрастирует с теплым гитарным звуком в "Electron Blue", а
на "The Outsiders" электронное кваканье соседствует с синтезаторным
фоном, отсылающим к бессмертной "Brothers In Arms" Dire Straits.
В этой вещи есть даже речитатив от Q-Tip - но и он лишен обычных
быкований в голосе, а ведь считается, что звучание в стиле "крутой парень" -
неотъемлемый атрибут рэпа. А сразу за этой композицией группа пускает гимн
"Make It All Okay", недлинный, но эпически звучащий урок The
Verve с их "Bittersweet Symphony" - и два эти контрастирующих трека
неожиданно прекрасно дополняют друг друга.
"Final Straw" сочетает несущий фолк/кантри рифф с негромкой гитарной
текстурой; в ее сильно обработанном звучании слышны отсылы к арсеналу
NIN etc. - но звучит все равно как "R.E.M.". Где-то на этом месте
"R.E.M." решают, что наигрались, откладывают свои модные фишки в сторону, и
обращают взоры назад во времени.
Вторая часть альбома местами выдержана в классическом стиле группы, а местами
одалживается у 60-х - 70-х - т.е., естественно, прежде всего у Beatles.
Стайп (Michael Stipe), как Cure'овский Роберт Смит, не может
звучать весело, даже если будет стараться изо всех сил (а он не будет) - однако
на Around the Sun временами он подходит к этому очень близко. И в этом
отношении особенно характерна битлоподобная "Wanderlust", заимствующая у
60-х не только характерный бит, но и беззаботное настроение.
Начало
сменяющей ее "Boy In The Well" едва ли не впервые на альбоме звучит с
тоскливой безысходностью, ставшей фирменной маркой "R.E.M." после успеха
"Losing My Religion". Однако и эта вещь медленно обрушивается в эпически
звучащий мажорный припев (тоже а-ля 60-е), похожий на финальную песню какого-то
старого саундтрека. "The Ascent of Man" - R.E.M.-блюз с добавлением
мечтательных ретро-синтезаторов в духе Stereolab, и, возможно, самая
позитивная песня альбома. Впрочем, за вычетом первых нескольких меланхоличных
треков Around the Sun вообще очень позитивный альбом, где классическая
сдержанность "R.E.M." сочетается с удивительно жизнеутверждающим настроением.
Все свои богатства "R.E.M." расходуют очень экономно. Костяк любой их песни
составляют скупые неторопливые ритмы, аскетичные акустические партии и
дрожащий, как свеча на ветру, голос Стайпа. Однако обычно одного штриха,
использованного группой, хватает, чтобы превратить тягостно тянущуюся
композицию в - pardon me - настоящий хит. Loop гулких ударных в "High Speed
Train" способен заставить Radiohead кусать локти от зависти. А
отдающийся эхом рифф в "I Wanted To Be Wrong" - верх лаконичности:
оказывается, всего один удар по струнам способен сделать песню настолько
насыщеннее. Еще чаще, однако, таких штрихов несколько, и все эти басовые риффы,
мягкие оркестровки и электропианино были бы совершенно восхитительны, не будь
они так органично растворены в общем потоке звука.
Итог? Prime R.E.M.
# | Композиция |
---|---|
1. | Leaving New York |
2. | Electron Blue |
3. | The Outsiders [Feat. Q-Tip] |
4. | Make It All Okay |
5. | Final Straw |
6. | I Wanted To Be Wrong |
7. | Wanderlust |
8. | Boy In The Well |
9. | Aftermath |
10. | High Speed Train |
11. | The Worst Joke Eve |
12. | The Ascent Of Man |
13. | Around The Sun |
1986 – Стартовал первый московский андеграундный рок-фестиваль «Рок ёлка». Начало триумфа «Бригады С», «Николая Коперника» и «Вежливого отказа» »»
Melba LISTON (1926)
Chris THOMAS (1947)
John LEES (1948)
Fred WHITE (1955)
Trevor RABIN (1955)
Graham "Suggs" MCPHERSON (1961)
Lee AGNEW (1971)