Джимми Клифф (Jimmy Cliff) - один из патриархов регги-сцены, и не так просто сказать, каким по счету будет в его дискографии новый альбом Black Magic. Джимми исполняет регги, но одного этого было бы мало: кто только его не исполняет благодаря тому, что Боб Марли и сам Клифф сделали еще на рубеже 60-х - 70-х.
На Black Magic Джимми удается то, что по силам немногим - не впадая в эклектику, добавить к своему основному стилю много вкусных ингредиентов отовсюду. Это действительно Черная Магия, потому что тут задействованы и находятся в балансе практически все стили, которые ассоциируются с негритянской культурой. Похоже, в каждом из нас есть немного от негра, потому что с не меньшей ловкостью Джимми добавляет к рэп-биту "Jamaica Time" лирические гитарные соло и гармонии из репертуара славного коллектива U2, милого всем белым. Да и стена звука в припеве "Over The Border" тоже смахивает на что-то вроде ирландской же "The Real Thing". А "City" с ее фоновым синтезатором вызовет скупую слезу у всех поклонников Спрингстиновской "Streets of Philadelphia".
Прежде всего Джимми обращается к рэпу - это, в общем, малоудивительно. Особенно много рэп-вставок в начале альбома; на трех из четырех первых треков участвуют гости-рэпперы, вплоть до самого Вайклифа (Wyclef), причем свои тексты все читают мастерски и непринужденно. Да и ритм этих композиций несколько громче и агрессивнее (если это слово применимо к музыке Джимми), чем принято в регги.
Однако к одному рэпу дело не сводится, и, что особенно приятно, Джимми не дрожит над своими аранжировками, как Скупой Рыцарь. В одну песню, помимо рэпа, он смело добавляет, к примеру, вокал Стинга ("People") - а ведь на дуэте со Стингом кое-кто строит всю карьеру. В "I Want I Do I Get" есть еще и классические женские подпевки, и легчайшее электронное попискивание на заднем фоне, очень удачно дополняющее песню. Беззаботная мелодия с духовыми в "Dance" - гибрид регги с латино, а "(Oh La La La) Let's Go Dancing" - рэп-латино от Kool & The Gang и Bounty Killer. А напряженный бас в "The World Is Yours (Positive Mind)" подошел бы, страшно сказать, хард-рок-группе... но используется для регги.
Cоздается впечатление, что сонмище знаменитостей Джимми созвал просто для того, чтобы было "тусово", потому что и безо всякой посторонней помощи он делает отличную музыку. С помощью стандартных приемов регги - синкопированный ритм, активный бас, гитарные текстуры, синтезаторы (больше напоминающие даб или даже Black Eyed Peas), вокал с ямайским акцентом (послушайте, как он выпевает "Over The Border") и пресловутых вставок других стилей он добивается просто классных результатов. Арабский проигрыш в "Terror (September 11th)" звучит всего ничего, но на порядок улучшает и без того интересную композицию (редкий случай регги с минорными аранжировками, как и "War In Jerusalem").
Альбом длится больше часа, но не производит впечатления затянутости. Красивая, разнообразная и (само собой!) чертовски позитивная музыка. Слушайте Джимми Клиффа - и будет вам счастье.
Irwin "Marky" MARKOWITZ (1923)
Big Mama THORNTON (1926)
Андрей МАКАРЕВИЧ (1953)
Jermaine JACKSON (1954)
Nikki SIXX (1958)
Darryl JONES (1961)
Евгений "Сдвиг" ЗВИДЕННЫЙ (1968)