Хотя всепланетной латынью нашего времени остается английский, на свете еще есть достаточно музыкантов, готовых петь на родных языках, и достаточно места в каталогах рекорд-компаний, чтобы издавать их. До российского рынка c некоторым запозданием добрался диск двух датских парней Peter Sommer Christensen и Carsten Valentin Lassen под названием Superjeg, сиречь "Супер-я", Alt Er Ego (в таком написании это, опять-таки по датски, значит "Все есть эго"; авторов сильно заботят вопросы собственной индивидуальности...).
Хорошим аналогом для музыки "Superjeg" на современной сцене будут Океан Эльзы - обе группы играют качественный поп-рок на неихзвестном языке. Впрочем, еще больше то, что делают датчане, похоже на менее томные вещи Arab Strap. "Ultralight", дебютный трек дуэта, построен по той же схеме, сколь простой, столь и эффективной: красивый рифф акустической гитары в сочетании с бодрым электронным ритмом. В основном, правда, песни Superjeg отталкиваются от банальных последовательностей простых аккордов, но у группы достаточно таланта, чтобы сделать из этого материала конфетку. Большинство вещей выдержаны в среднем темпе, однако их неторопливая поступь не звучит скучно. В нижнем регистре вертятся динамичные басовые партии с качающим ритмом, а повыше умело брошено несколько лепестков аранжировок - еще гитары, распевки, синтезаторы, струнные... Веши группы сполна выдерживают по-нордически спокойное настроение, но при этом сохраняют драйв и даже некоторую иронию.
Тексты? Ах да, тексты на датском языке. Конечно, это вышло хорошо! Неужели кто-то сомневался? В поп-музыке текст всегда играет второстепенную роль. Более того - всякий, кто слышал "Руки Вверх", согласится, что иногда лучше вообще не понимать смысла песен. Любой же незнакомый или непривычный язык всегда звучит музыкально для чужого уха - если, конечно, певец адекватно справляется со своей ролью. Вокалист Петер Соммер Кристенсен не столько поет, сколько разговаривает со слушателем, но его мягкий меланхоличный голос идеально подходит к плавной музыке группы - так же, как сержантский рык Тиля Линденманна подходит к тому, что делают Rammstein, а сексуально выпеваемые шипящие - к музыке Таркана. Стоит еще заметить, что как раз у "Супер-Я" тексты вполне достойны внимания. "Коротеньких юбчонок" здесь нет, Соммер и Валентин выражают свои чувства, в лучших северных традициях - экономно и умело расходуя речевые обороты.
Alt Er Ego хорош и тем, что хорош сам по себе, и тем, что отлично передает национальную специфику группы. По-скандинавски сдержанное мелодичное звучание, настраивающее на неспешные размышления (не считая пения на необычном языке) - на поп-рок сцене такого немного, и явно зря. А в общем, хорошая музыка не зависит от темперамента, с которым ее делают, и от языка, на котором поют песни.
# | Композиция |
---|---|
1. | Ultralight |
2. | Fodboldkamp |
3. | Sorglose Superdage |
4. | Storste Sug |
5. | Hen Til Byen |
6. | 8-6-6-0 |
7. | Fam Bizz |
8. | Alt Kommer Til Alt |
9. | Nasegrus |
10. | Man Kan Ikke Elske Tiden |
Sam PHILLIPS (1923)
Maynard SOLOMON (1930)
Johnny ADAMS (1932)
Arthur WHETSOL (1940)
Louis STEWART (1944)
Chris STEIN (1950)
Scott ALARIK (1951)
Martin ALLCOCK (1957)
Iris DEMENT (1961)
Phil THORNALLEY (1964)