Хуун-Хуурту (или Huun Huur Tu), Тува, горловое пение. Концертный диск, незатейливо названный Live 1. Попробуйте поставить это компании 13-летних оболтусов, и вы дадите им повод для шуток на месяц вперед. А после этого послушайте диск в одиночестве, ни на что не отвлекаясь.
Гумилев-младший писал о сложных взаимоотношениях "Леса и Степи". Хуун-Хуурту полностью соответствует представлениям славянина о том, как должна звучать степная Азия. То, что делают эти уникальные тувинцы, как-то очень хорошо ложится на наши архетипические представления о такой музыке - и по форме, и по содержанию. Форма: ключевое слово - "гипнотический". Их музыкальная культура отличается от, например, иракской - в том смысле, что здесь ритм играет куда большую роль. От такой психоделики Hawkwind, должно быть, с зависти позеленели. Музыкальные инструменты играют короткие мелодичные фразы. Иногда они повторяются на протяжении всей композиции ("Chiraa-Xoor"), иногда сменяется несколько похожих вариантов одной темы ("Prayer/Ancestors"). Гораздо более насыщены вокальные партии, за счет которых звучание оживляется и перестает напоминать мантры. Пресловутое горловое пение перестает восприниматься как примитивная забава уже к третьей минуте прослушивания, и начинает казаться, что это исполняют не человеческие глотки.
Содержание: словами не передается. Описать это можно, но даже самые цветистые рассказы не отражают щемящей прелести лирических номеров, вроде "Kongurey". Конечно, словами музыку вообще не передашь. Но, рассказывая о рок-н-ролле, можно взывать к аналогиям и описывать знакомые слушателю стилистические приемы ("и пошел гитарный чес!!!"). С музыкой Хуун-Хуурту можно взывать только к ассоциациям более общего порядка. Степи, кони, узкоглазые пастухи... шаман, древность, горы на горизонте. Если Вы, дорогой житель города-миллионщика, читающий эти строки, когда-нибудь стояли в чистом поле - настоящем чистом поле, без домишек на горизонте, летом, на закате, и при легком ветерке, - вспомните это ощущение. Оно наиболее близко к тому, что испытываешь, слушая музыку Хуун-Хуурту.
К сожалению, живая запись, где масса людей хлопает и шумно выражает одобрение, несколько портит впечатление от музыки. Исчезает ощущение, что исполнение идет специально для тебя, и ты вообще один на один с белым светом. Зато качество записи выше всяких похвал, оно ни в чем не уступает студийному. В общем, диск Live 1 - идеальный выбор для первого знакомства с музыкой Хуун-Хуурту. А с ней, честное слово, стоит быть знакомым.
# | Композиция |
---|---|
1. | Prayer / Ancesors |
2. | Oske Cherde |
3. | Barlyk River |
4. | Chiraa-Xoor |
5. | Fantasy On The Igil |
6. | Ferbek-Aksy |
7. | Kongurei |
8. | Song Of The Caravan Drivers |
9. | Borbangnadyr |
10. | Ezir-Kara |
"Хуун-ХурТу" - это группа из Тувы. Блестящее исполнение горлового пения, виртуозная игра на местных инструментах (дошпулуур, бызаанчи, игил, тунгур)... В их репертуаре - древнейший тувинский...
Подробности из жизни:
"Хуун-ХурТу" - это группа из Тувы. Блестящее исполнение горлового пения,
виртуозная игра на местных инструментах (дошпулуур, бызаанчи, игил, тунгур)...
В их репертуаре - древнейший тувинский фольклор, молитвы, боевые песни. Но
Хуун-ХурТу - это не экзотика ради экзотики. Статус, который Хуун-ХурТу занимает
в мире, четко показывает, что эта музыка является частью мировой культуры, не
изолированной, а, наоборот, полностью открытой для любых влияний и
экспериментов. История "Хуун-Хур-Ту" начинается в 1992 году, когда тувинцы
Кайгал-ул Ковалюг, Александр Бапа, Саян Бапа и Альберт Кувезин организовали
группу Кунгуртук. Свою миссию они видели в том, чтобы показать миру уникальные
музыкальные традиции своей страны. При этом они не исключали в своей музыке
появления элементов других стилей. Вскоре название коллектива несколько
изменилось и появилось привычное "Хуун-ХурТу". В 1993 году часть участников
"Хуун-ХурТу" и ансамбля Тува совершили легендарную поездку в США, где произвели…
Pete BEST (1941)
Donald "Duck" DUNN (1941)
Richard TEE (1943)
Clem BURKE (1955)
Эмир КУСТУРИЦА (1955)
Sven GRÜNBERG (1956)
Армен Сергеевич ГРИГОРЯН (1960)
Danny HOWELLS (1970)
Christopher Michael FEHN (1972)