Альбом:
Клетка для маленьких
Записан:
1991
Издан:
1996, NP-Records (NP96046)

22 ноября 1988 года в первый раз разбрелись по сольным проектам музыканты группы Наутилус Помпилиус. За перебравшимся в Петроград в поисках новых музыкантов Вячеславом Бутусовым осталось название. За его гитарным техником Владимиром Елизаровым и клавишником Алексеем Хоменко - студия группы. В эту студию и направился клавишник и саксофонист Алексей Могилевский, у которого уже была своя Ассоциация. Если точнее - Ассоциация Содействия Возвращению Заблудшей Молодежи На Стезю Добродетели. А еще точнее - сольный проект, организованный за пару лет до первого распада группы, и уже имевший к этому моменту пару демо-записей.
В первую же после этого события новогоднюю ночь "Программа А", открытая легендарным спичем А. Троицкого ("Прозвучали песни советских композиторов... А теперь послушайте музыку!") явила миру выступление Ассоциации с жесткой, нервной и ядовитой песней "Ко-Ко". Винил с новой программой "Клетка Для Маленьких", заслужившей доброжелательный отзыв маститого Александра Градского, появился в музыкальных магазинах уже в 1989 году. До повторного "всплытия" "Наутилуса Помпилиуса" в 1991 году у группы, казалось, были хорошие шансы, однако она их почему-то не реализовала. Последний альбом Ассоциации, "Щелкунчик", записанный в 1992 году, добрался до слушателя лишь пару лет спустя, когда проекта уже не существовало: к этому времени Могилевский вернулся в "Наутилус", прихватив с собой гитариста Николая Петрова.
С позиций же дня нынешнего музыка группы производит впечатление довольно странное. С одной стороны - довольно сложное, почти академическое музицирование, навороченные аранжировки, хитро сдвинутые друг относительно друга ритмические рисунки, практически арт-рок. С другой стороны - не оставляет ощущение, что из столь благодатного материала, словно из уральских самоцветов в прологе к ефремовскому "Лезвию Бритвы", взяли и наделали злободневных карикатур. Особенно в этом смысле показательна совершенная с музыкальной точки зрения и безнадежно китчевая по лирике композиция "Боец Ежедневных Разлук". Кое-где, например в нахраписто-водевильном номере "Окрыленные Слоны" музыкальная составляющая одерживает-таки верх над плакатной лирикой. В целом же эти саркастические истории с уклоном в сексуально-политические стороны слушаются сейчас не без саркастической же усмешки. Особенно когда слышишь от Николая Петрова в "Лесбосе" и "Дне Помпеи" соло практически на уровне Брайана Мэя. В позднем "Наутилусе" он ничего подобного себе не позволял, а жаль.
Альбом раскрыл публике глаза и на вокальный потенциал Алексея Могилевского. На потенциал, следует заметить, не реализованный музыкантом и по сей день. Непонятно, правда, зачем в том же "Бойце Ежедневных Разлук" и некоторых других песнях музыкант старательно закашивает голосом под Стинга - в "Ко-Ко" и "Окрыленных Слонах" его собственная манера пения более чем достойна.
В целом же "Клетка Для Маленьких" была и остается прекрасным намеком на то, чем могла стать, но почему-то так и не стала "Ассоциация". Жаль, что сейчас, когда Наутилус Помпилиус вновь пылится пустой ракушкой в музейной витрине, Могилевский довольствуется лишь деятельностью продюсера и сессионного музыканта.

04.03.2004, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

Список композиций альбома "Клетка для маленьких":

1. Эпитафия
2. Черный этюд
3. Окрыленные слоны
4. Честное слово
5. Я такой же
6. Лесбос
7. Боец ежедневных разлук
8. Ко-Ко
9. Красивая дочь
10. День Помпеи
11. Следы

В записи принимали участие

  1. Вячеслав ДВИНИН – Бас-гитара
  2. Алексей МОГИЛЕВСКИЙ – Вокал, Саксофон
  3. Владимир НАЗИМОВ – Ударные
  4. Виктор КОМАРОВ – Клавишные
  5. Николай ПЕТРОВ – Гитара