За всем тем безумимем, что окружает сейчас многострадальный Ирак, часто
забывается простой, но очевидный факт: что в этой стране тоже есть культура, да
еще древнее китайской и египетской. Еще реже упоминаемый, но столь же очевидный
факт - что в Ираке есть и своя музыкальная культура. Спасибо вездесущим
японцам: в серии World Music Library токийской King Rec. есть
сборник Music of Iraq.
Это этника, и здесь, само собой, нет четкости и продуманности современной
западной музыкальной культуры. Основа современной иракской музыкальной традиции
- арабская, плюс добавляются персидские и бедуинские элементы. Особняком стоит
суфийская музыкальная традиция. Все композиции строятся на интуиции -
исполнитель просто чувствует, как должна развиваться мелодия. От этого все
звучит непредсказуемо, но это не производит отталкивающего впечатления "белого
нойза" или "жесткого авангарда", совсем напротив. В этих произведениях,
традиции, отшлифованной веками, подсознание улавливает внутреннюю логику, и от
этого аскетичные произведения звучат богато и разнообразно. А ведь здесь
никогда не используется больше двух инструментов, один из которых часто - или
голос, или ударные, наккар (naqqare) - большой и маленький барабаны,
скрепленные вместе, на которых палочками играются сложные ритмические
комбинации. Еще задействованы канун (qanun), который напоминает японские
кото или наши гусли, матбудж (matbudj) - что-то вроде окарины (его
гудение похоже также на ирландские флейты, которые можно слышать у большинства
коллективов, играющих кельтскую этнику), струнные уд (ud), джозе
(jose) и рабаб (rabab), зурна (zurna) - духовой инструмент вроде
гобоя и еще несколько видов ударных. Последний трек диска представляет собой
24х-минутную запись суфийского богослужения с гипнотизирующим хоровым пением а-капелла.
Нет смысла говорить про живое дыхание Востока - конечно, оно тут есть. Дотошные
японцы использовали записи второй половины 70-х, часть из которых сделана при
поддержке иракского Министерства Информации. Аутентичнее, чем это, на CD
подобрать невозможно, только собраться и самому поехать послушать. Восточное
пение, при котором голос плавает и возвращается к одной и той же бесконечной
ноте, стало избитым штампом в мировой кавер-культуре. Диск music of Iraq
предоставляет редкую возможность услышать, как это звучит на самом деле.
Конечно, нужно быть готовым воспринять эту музыку. Не стоит даже пробовать
слушать это после Тату. И даже после Таркана. Эта протяжная,
тоскливо звучащая музыка сродни медитации, воображаемому путешествию Гулливера
в другую культуру. Это не тот Ирак, который проходит в сводках новостей. Это
какой-то другой Ирак; более мистический, и более настоящий.
...А ведь и действительно, будто в другой мир попадаешь. Мир, который уже сейчас, возможно, потерян навсегда.
# | Композиция |
---|---|
1. | Qanun Taqsim |
2. | Pasta |
3. | Iraqi Maqam |
4. | Ataaba |
5. | Mohammedawi |
6. | Naqqare Solo |
7. | Matbudj Solo |
8. | Zurna-Tabl-Naqqare |
9. | A Song With Matbudj "Sweheri" |
10. | Drum Ensemble |
11. | Zikr Of Sufi |
Joe MURANYI (1928)
Kenny WHEELER (1930)
Allen TOUSSAINT (1938)
Linda JONES (1944)
Steve JORDAN (1957)
Mike TRAMP (1961)
LL COOL J (1968)
Karen ELSON (1979)