За всем тем безумимем, что окружает сейчас многострадальный Ирак, часто
забывается простой, но очевидный факт: что в этой стране тоже есть культура, да
еще древнее китайской и египетской. Еще реже упоминаемый, но столь же очевидный
факт - что в Ираке есть и своя музыкальная культура. Спасибо вездесущим
японцам: в серии World Music Library токийской King Rec. есть
сборник Music of Iraq.
Это этника, и здесь, само собой, нет четкости и продуманности современной
западной музыкальной культуры. Основа современной иракской музыкальной традиции
- арабская, плюс добавляются персидские и бедуинские элементы. Особняком стоит
суфийская музыкальная традиция. Все композиции строятся на интуиции -
исполнитель просто чувствует, как должна развиваться мелодия. От этого все
звучит непредсказуемо, но это не производит отталкивающего впечатления "белого
нойза" или "жесткого авангарда", совсем напротив. В этих произведениях,
традиции, отшлифованной веками, подсознание улавливает внутреннюю логику, и от
этого аскетичные произведения звучат богато и разнообразно. А ведь здесь
никогда не используется больше двух инструментов, один из которых часто - или
голос, или ударные, наккар (naqqare) - большой и маленький барабаны,
скрепленные вместе, на которых палочками играются сложные ритмические
комбинации. Еще задействованы канун (qanun), который напоминает японские
кото или наши гусли, матбудж (matbudj) - что-то вроде окарины (его
гудение похоже также на ирландские флейты, которые можно слышать у большинства
коллективов, играющих кельтскую этнику), струнные уд (ud), джозе
(jose) и рабаб (rabab), зурна (zurna) - духовой инструмент вроде
гобоя и еще несколько видов ударных. Последний трек диска представляет собой
24х-минутную запись суфийского богослужения с гипнотизирующим хоровым пением а-капелла.
Нет смысла говорить про живое дыхание Востока - конечно, оно тут есть. Дотошные
японцы использовали записи второй половины 70-х, часть из которых сделана при
поддержке иракского Министерства Информации. Аутентичнее, чем это, на CD
подобрать невозможно, только собраться и самому поехать послушать. Восточное
пение, при котором голос плавает и возвращается к одной и той же бесконечной
ноте, стало избитым штампом в мировой кавер-культуре. Диск music of Iraq
предоставляет редкую возможность услышать, как это звучит на самом деле.
Конечно, нужно быть готовым воспринять эту музыку. Не стоит даже пробовать
слушать это после Тату. И даже после Таркана. Эта протяжная,
тоскливо звучащая музыка сродни медитации, воображаемому путешествию Гулливера
в другую культуру. Это не тот Ирак, который проходит в сводках новостей. Это
какой-то другой Ирак; более мистический, и более настоящий.
...А ведь и действительно, будто в другой мир попадаешь. Мир, который уже сейчас, возможно, потерян навсегда.
# | Композиция |
---|---|
1. | Qanun Taqsim |
2. | Pasta |
3. | Iraqi Maqam |
4. | Ataaba |
5. | Mohammedawi |
6. | Naqqare Solo |
7. | Matbudj Solo |
8. | Zurna-Tabl-Naqqare |
9. | A Song With Matbudj "Sweheri" |
10. | Drum Ensemble |
11. | Zikr Of Sufi |
1964 – Президент Национальной ассоциации парикмахеров Великобритании выпустил заявление, в котором гарантировал бесплатную стрижку любому популярному музыканту, занявшему верхние строчки хит-парадов. Как нарочно, в этот год начали свое движение в чарты волосатые рокеры.. »»
1967 – Песня Arnold Layne, повествующая о трансвестите, ворующем женское белье, впервые вывела группу Pink Floyd в английский хит-парад. Почвой для песни послужили реальные события из юности Сида Баррета и Рождера Уотерса: у девушек из колледжа, снимавших комнаты у их матерей, стало пропадать нижнее… »»
1969 – Скромняги The Who представили на концерте в Долтоне рок-оперу "Tommy”. Премьера произошла без особой помпы и даже без официального объявления о новинке. По-настоящему "Tommy" дебютировал двумя неделями позднее в Лондоне »»
Lou STEIN (1922)
Charles MINGUS (1922)
Glen CAMPBELL (1936)
Jack NITZSCHE (1937)
Don GRUSIN (1941)
Joshua RIFKIN (1944)
Barry GUY (1947)
Larry GROCE (1948)
Peter FRAMPTON (1950)
Paul CARRACK (1951)